Хрупкое перемирие Карабаха

Vahan Stepanyan/PAN/AP

 

О перемирии было объявлено в полдень. По словам пресс-секретаря армии обороны НКР (непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, союзницы Армении) Сенора Асратяна, инициатива прекратить огонь исходила от Еревана: сначала ВС Армении получили приказ остановить военные действия, после чего остановилась и азербайджанская сторона. Баку заявляет, что именно из-за «армянских провокаций» начиная с 3 апреля идут боестолкновения — именно тогда власти Азербайджана впервые объявили об одностороннем прекращении огня, пишет "Газета.ru".

Ближе к вечеру и Баку, и Ереван вновь обвинили друг друга в нарушении перемирия. «ВС Азербайджана несколько раз нарушили режим прекращения огня после его заключения в 12.00. Обстрелы, но, конечно, не с прежней интенсивностью, наблюдались в основном на северо-востоке, в направлении Мардакерта», — рассказал РИА «Новости» Асратян.

Рамиз Мехтиев, глава администрации президента Азербайджана, со своей стороны, заявил агентству «Азертадж», что «армянская сторона игнорирует все призывы к миру, устраивает провокации вдоль линии сопротивления в Карабахе, ведет обстрел по населенным пунктам».

В тот же день президент РФ Владимир Путин провел телефонный разговор с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым и армянским лидером Сержем Саргсяном. Путин призвал политиков добиться соблюдения режима прекращения огня.

С Алиевым и Саргсяном примирительные телефонные переговоры провел и госсекретарь США Джон Керри.

<iframe id="AdFox_iframe_490156" width="1" height="1" frameborder="0" marginwidth="0" marginheight="0" scrolling="no"></iframe>

Кроме того, чтобы погасить конфликт между Ереваном и Баку, в Закавказье отправится премьер РФ Дмитрий Медведев. В армянской столице политик побывает 7 апреля, в азербайджанской — на следующий день.

Параллельно во вторник в Вене состоялась встреча Минской группы ОБСЕ, которая с 1992 года пытается решить конфликт в Нагорном Карабахе. Сопредседателями в группе выступают Россия, США и Франция. Цель встречи — выработать общий подход в урегулировании нынешней эскалации.

В совместном заявлении Минской группы подчеркивалось, что карабахский вопрос не имеет военного решения, поэтому военные действия должны прекратиться немедленно. В ближайшие дни переговорщики ОБСЕ посетят Баку, Ереван и Нагорный Карабах.

Волны огня

Боевые действия в Нагорном Карабахе начались ночью на 2 апреля. Заявления о прекращении огня прозвучали со стороны Баку 3 апреля. Однако все это время военное противостояние продолжалось. Последний раунд ожесточенных столкновений случился ночью на 5 апреля.

По информации минобороны Азербайджана, ВС страны за это время уничтожили до 70 человек живой силы и до 20 единиц военной техники. По тем же данным, точечными ударами уничтожен штаб военной базы в Мадагизе, расположенный на основной дороге, ведущей в Агдере. Кроме того, уничтожены три танка неприятеля вместе с экипажем. В направлении Ходжавенд — Физули уничтожены два вражеских танка и пять единиц колесной техники. Баку подтверждает факт гибели 17 военнослужащих со своей стороны.

Официальный Ереван утверждает, что с 2 по 4 апреля армянской стороной уничтожено 29 азербайджанских танков, два вертолета, около шести БМП и беспилотников, а также другая военная техника. В минобороны Армении заявляют о 23 убитых солдатах азербайджанской армии.

НКР говорит о 200 убитых военнослужащих ВС Азербайджана, а также об уничтожении двух РСЗО — «Град» и ТОС-1А «Солнцепек».

По данным, подтвержденным управлением ООН по координации гуманитарных вопросов, в конфликте в общей сложности погибли 30 человек и более 200 человек пострадали.

Также сообщается о боях на непосредственной границе между Арменией и Азербайджаном. Так, по данным НКР, в направлении Бердавана и Коти Тавушской области в результате обстрела азербайджанскими минометами был ранен армянский контрактник.

Стороны конфликта до сих пор дают противоречивую информацию о диспозиции войск. По данным НКР, азербайджанские ВС заняли восемь опорных пунктов, пять из которых удалось отбить. Баку упоминает о пяти возвращенных стратегических высотах, а также населенных пунктах Талыш и Сейсулан.

Их, по словам азербайджанского военного эксперта Ильхама Агаларова, уже укрепляют. «Приказа развивать наступление нет. Однако есть другой приказ: если армянская сторона возобновит военные провокации, мы будем наносить удары по Степанакерту, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Баку прекрасно понимает, что они могут привести к гибели мирного населения. Но это будет происходить только если Армения ударит первой. Нам нужны гарантии, что военных провокаций больше не будет».

Воронка Карабаха

По мнению опрошенных «Газетой.Ru» армянских политологов, Азербайджан вряд ли решится на обстрел Степанакерта и других крупных городов в НКР. Баку осознает, что эти действия вызовут ответные удары по Гяндже и другим крупным населенным пунктам Азербайджана. Из Еревана и Степанакерта также доносятся угрозы об уничтожении нефтяной инфраструктуры Азербайджана. Все это может перевести карабахский конфликт на совсем другой, гораздо более серьезный уровень.

Политолог Сергей Чаманян несколько раз в последние дни выезжал в НКР и на линию соприкосновения. «Никакого перемирия нет, была договоренность о прекращении огня, но она во вторник вечером была нарушена, — говорит он. — В районе села Мадагис продолжается стрельба с сопредельной стороны из разного вида стрелкового оружия, правда, не такая интенсивная, как была».

В первые дни из Мадагиса ушли все, кто мог, но люди уже начали возвращаться назад.

«По большому счету, идти им было некуда, тут и дома остались, и скотина, и огороды, многие уже вернулись назад, чтобы как-то дальше жить, — рассказывает Чаманян. — Сложная ситуация в Мардакерте — там во время обстрелов из «Градов» были повреждены жилые дома и газопровод, люди прятались в бомбоубежищах».

Под бомбежку по дороге в Мардакерт попал автобус с добровольцами, пять человек погибли, среди них были и главы администраций. Об этом сообщил пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян.

«Добровольцев очень много, но записывают пока только 40–45-летних, кто в прошлую войну воевал, они поднимались на посты к ребятам, чтобы поднять их боевой дух.

Пока ни в мобилизации, ни в добровольцах потребности нет, — говорит Чаманян. — Люди стараются жить как прежде: работают школы и другие учреждения, никакой паники нет».

Андраник Овсепян, председатель Конгресса армянской молодежи в России, утверждает, что едва удерживает ребят, желающих поехать в Карабах.

«Звонков море, желающих полно, хотя мы всем говорим, что пока никакой необходимости ехать туда нет. И армяне звонят, и греки, и ассирийцы, и осетины, и русские, из других диаспор звонят — из США, Ливана, Франции, Аргентины, события последних дней воспринимаются не как агрессия в отношении Нагорного Карабаха, а как вызов всему армянскому народу, — говорит он. — Мы объявили сбор денежной помощи — на лекарства и медикаменты раненым, армяне со всего мира готовы помогать и деньгами, и лично, и приедут, если надо, восстанавливать разрушенные дома».

Не всех погибших удалось похоронить. По словам Чаманяна, «много непогребенных, их пока невозможно подобрать на поле из-за стрельбы». По официальным данным армянской стороны, с начала боевых действий у них погибли 28 человек, 72 раненых и 26 числятся пропавшими без вести. Сколько пропало без вести с азербайджанской стороны, неизвестно. Также непонятно, как в случае мирных переговоров будут обменивать пленных — один на один или всех на всех.

Норма войны

«Данные о погибших и пропавших без вести пока противоречивые. Понятно, что и та, и другая сторона занижает число своих и преувеличивает число потерь противника, — рассказал «Газете.Ru» Расим Мусабеков, депутат парламента Азербайджана и глава комитета по международным делам. — Реальные данные о потерях еще поступят, для этого просто нужно время».

По мнению Мусабекова, нынешняя военная операция — предмет особой гордости для Азербайджана, так как ВС страны впервые за много лет доказали, что могут захватить укрепленные районы НКР, которые местные власти называли неприступными.

«Теперь Баку надеется, что начнется новый раунд международных переговоров о преодолении карабахского конфликта, но на этот раз эти переговоры будут наполнены реальным смыслом, — рассказал политик. — Азербайджан вполне готов на введение международных наблюдателей в Нагорный Карабах, но не на нынешнюю линию соприкосновения, а на территории, о которых идет речь в резолюциях Совбеза ООН». Эти документы признают территориальную целостность Азербайджана вместе с Нагорным Карабахом. Для этого все армянские вооруженные силы должны покинуть регион, уверен Мусабеков.

Армения и НКР в свою очередь считают Нагорный Карабах самоопределившейся территорией, которая не хочет иметь с официальным Баку ничего общего.

Пока на границе идет война, в азербайджанской столице царят ура-патриотические настроения. Подавляющее большинство населения — военные, обыватели, журналисты, — говорят о необходимости возвращения территорий Нагорного Карабаха и потерянных в ходе прошлой войны семи районах страны.

Найти в Азербайджане человека, который был бы против войны и возвращения территорий, намного сложнее, чем в России — противника крымского референдума. Собственно, в разговоре с русскими Крым постоянно звучит укором от бакинцев, мол, Карабах для нас, как для вас эти исторические территории на Украине.

«Москва должна понять это и надавить на Ереван, чтобы он пошел на компромисс. Азербайджан готов дать этим землям полную автономию и права. Только так можно разрешить этот конфликт, и лучше сделать это дипломатическим, а не военным путем», — рассуждает 26-летний бакинец Ниджат Гаджиев.

Война, судя по разговорам с местными, воспринимается здесь как вечный дамоклов меч над головой каждого. Азербайджанцы на протяжении многих лет готовы к мобилизации в любой момент, сдавать кровь для раненых и вещи для солдат. И готовы яростно оспаривать конспирологические теории российских экспертов, увидевших в наступлении Азербайджана руку Анкары. Градус патриотических настроений здесь столь высок, что вне зависимости от турецких союзников готовность к возобновлению военных действий в Азербайджане стала нормой жизни. Эта норма останется таковой еще долго — вне зависимости от хода международных переговоров.

«Баку утверждает, что нынешняя эскалация даст достаточный импульс для того, чтобы подтолкнуть Армению к уступкам на переговорах. Однако Азербайджан упускает из виду момент, что на него самого тоже нужно оказать давление, иначе решения карабахской проблемы так и не будет, — считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Если Баку не будет готов идти на уступки, никакой международный дипломатический процесс не сможет решить этот конфликт».

«И Ереван, и Баку много говорят о компромиссе, — рассуждает политолог Аркадий Дубнов. — Однако пока речь о компромиссе по Нагорному Карабаху может идти только в довлатовском смысле, где компромисс, это когда противник приползает к тебе на коленях и просит прощения».

Владимир Дергачев (Баку), Елизавета Маетная, Игорь Крючков

 

Нагорный Карабах, эскалация конфликте, боевые действия, перемирие

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии3

вроникс
вроникс 6 апреля 2016 10:44

Нагорный Карабах никогда не станет частью Азербайджана. Слишком свежа ещё память о погромах и той крови, которая лилась там. А чем признание широкой автономии отличается от того положения, которое существует сейчас. НКР, не признает азербайджанских чиновников, правоохранителей и законы.

    
Анфиса
Анфиса 6 апреля 2016 11:17

Перемирие, действительно, очень хрупкое, но возможным оно стало только после того, как Путин поговорил с президентами Армении и Азербайджана.

    
Марта Скачкова
Марта Скачкова 6 апреля 2016 14:33

Если стороны карабахского конфликта договорились о соблюдении перемирия, то прочему бы этому не следовать? Война никому ничего хорошего не принесет, хочется, чтобы власти Баку и Еревана, это осознали.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.