Забытый маршрут: Сочи-Новороссийск-Ялта

Фото: Владимир Ларионов/ТАСС

 

Не пройдет и года как по Черному морю из Сочи до Новороссийска, Ялты, Севастополя отправятся пассажирские лайнеры. Уже весной 2017-го обещают открыть долгожданную круизную линию. С этой радостной вестью выступил накануне гендиректор сочинского порта Владимир Деркунов.

По его словам, работа ведется с февраля этого года, а уже в апреле следующего, отправившись из порта в Сочи, можно целую неделю бороздить Черноморские просторы, добравшись до Крыма. Чтобы осуществить этот проект были подключены все заинтересованные организации — группа компаний «Интермарин"(Россия), Министерство транспорта Крыма, АНО «Единая транспортная дирекция» и АО «Сочинский морской торговый порт».

По словам Деркунова, Минтранс уже одобрил проект. Все специалисты тоже «дали добро»", заявив, что только за первый год по круизной линии смогут отправиться до 40 000 туристов.

Все эти новости не могут не радовать. И вот сразу какие нахлынули воспоминания по этому поводу.

Морская неделя

Яхта — это жизнь. Эта фраза Эрнеста Хэменгуэя встречала пассажиров турбохода «Федор Шаляпин» прямо на входе. Гости «Шаляпина» были взволнованы. Еще бы предстоял недельный круиз по внутреннему Черному морю вдоль берегов Советского Союза: Одесса-Ялта Новороссийск-Сочи-Батуми. Я еще раз вслух прочитал цитату: «Яхта — это жизнь. Эрнст Хэменгуэй». Кто-то добавил:
- Большой красавец турбоход — это красивая жизнь.
И, поверьте мне на слово, этот человек не ошибся…

Семь дней мы бороздили Черное море. Не буду скрывать, лично для меня «хождение по морям» было сказочным путешествием. Пассажиры круизного лайнера круглые сутки пропадали на дискотеках, а утром, уставшие и довольные, приходили с танцев сразу на завтрак. Почти каждый день попадали в новый город, где в портах ждали шикарные экскурсионные автобусы и энциклопедически начитанные гиды.
В круизе я думал о Сочи, вспоминал молодые годы, когда во время стоянок судов-путешественников, мы договаривались с матросами из экипажа и покупали в судовых барах растворимый кофе, сделанный в Одессе на известной улице Дерибасовской. Какое было счастье купить кофе в круизе прямо на борту «Шаляпина»…

Теперь эти воспоминания — о будущем. По всей видимости, у Родины все же дойдут руки и технологии до воссоздания своего круизного морского флота. И уже абсолютно точно, этот процесс взбодрится после динамичного ускорения, которое придал на заседания Госсовета России в Керчи Владимир Путин. Ясно и четко он поручил министру транспорту РФ Максиму Соколову «организовать уже в следующем году круизное морское сообщение между Сочи и Ялтой» По мнению президента, подобные перевозки могут быть интересны туристам. Еще раз процитирую главу государства: «Я уверен, что люди пользовались бы этим сообщением, наверняка. Приезжающие в Крым посмотрели бы Сочи, олимпийские объекты, а те, кто отдыхает в Сочи — посетили бы музеи Крыма…»

Точно так! Например, я, как коренной сочинец, с удовольствием бы сходил по морю поглазеть на Крым в экскурсионном круизе, ибо никогда там не был. Кстати, почти все порты по черноморскому маршруту полны достопримечательностей. Например, вблизи Новороссийска находится родина русского шампанского «Абрау-Дюрсо» и легендарная Малая Земля. Если «в стоянку» включить Анапу, то там древний город Горгиппия. Понятно, что Сочи манит своими олимпийскими объектами, а заодно из столицы зимней Олимпиады-2014 можно организовать и однодневную экскурсию в Абхазию на автобусах. Ну а Крым и вовсе одна большая достопримечательность, даже для сочинцев…
Так в чем же дело? Почему такие внутренние круизы до сих пор «стояли на якоре»?

Вспоминается попытка двухлетней давности пустить катамараны Сочи-1 и Сочи -2 из Анапы до Феодосии. Но вскоре от них отказались. В Минтрансе Крыма заявили, что это было сделано из-за убыточности проекта. Проезд по маршруту Анапа-Феодосия обходился в 1500 рублей. Катамараны могут брать до 300 пассажиров на борт, при этом их максимальная загрузка не превышала 160−170 пассажиров. Не повторится ли ситуация с вводом круизной линии? Или появятся другие проблемы? И опять как туристам будут предлагать отправиться из Сочи в Ялту на автобусе за те же «нерентабельных» 1500−2000 рублей за почти сутки в дороге, с учетом переправы в Керчи? И это при том, что рядом плещется Черное море?!

Загвоздка в том, что у России практически полностью отсутствует круизный флот и морские пассажирские суда на подводных крыльях типа «Комета», которые можно было бы использовать в пригородном морском сообщении и «быстрых» круизах. И когда решение президента о морской круизной линии Сочи-Крым начнут выполнять, на дно потянет именно эта проблема. Быстрее всего, для организации подобных морских путешествий придется мотивировать кнутом и пряником наших предпринимателей, чтобы они фрахтовали небольшие круизные суда для родных туристов. Конечно, к вопросу могли бы подключиться турецкие коллеги и в этом случае во «внутренний» черноморский круиз можно было бы добавить и ближайший турецкий порт Трабзон. Впрочем, такому «круизу одного моря», я имею ввиду само Черноморье, есть куда продвигать маршрут. Вдоль берега Грузия, Болгария, Румыния…

Если круизы вдоль берега Черного моря возродятся обязательно накоплю на путевку и почитаю по пути на турбоходе в Ялту Эрнеста Хэменгуэя. Словом, для путешествий по морю теперь не обязательно покупать яхту, хотя, конечно, яхта — это жизнь.

Кстати

Действительно, у нас сегодня если что-то начинает создаваться новое, обязательно нужно обратиться к истории. И тогда любое путешествие в прошлое ясно даст понять, что может дать будущее. Видимо, Минтранс РФ и все заинтересованные организации тоже обратились к историческим фактам. И про них стоит вспомнить.

Крымско-Кавказская круизная линия начала работать более чем полтора века назад, а именно — в 1859 году. Ее открыло Русское общество пароходов и торговли Крымско-Кавказская линии. К 1914 году между кавказскими и крымскими портами курсировали десять морских судов, на которых легко размещались 1270 человек. Особенную популярность линия получила в середине прошлого XX века. На линии работали легендарные теплоходы «Россия», «Украина», Победа", «Адмирал Нахимов», «Иван Франко», «Таджикистан», «Дмитрий Шостакович» и др. На 1 января 1988 года транспортный грузо-пассажирский флот Минморфлота СССР насчитывал 114 судов общей пассажировместимостью почти в 30 тысяч мест. Из них только на круизных линиях Черноморского морского пароходства (г.Одесса) работало 21 морское судно, рассчитанных на 12 000 пассажиров, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий. За год в круиз отправлялись 130−135 000 пассажиров, в том числе 10−15 тысяч иностранцев. В 1991 году, после распада СССР и перехода Черноморского морского пароходства под юрисдикцию Украины, Крымско-Кавказская линия прекратила свое существование.

Татьяна Алексеева

Сочи, Россия, Крым, Сочи, Ялта, морской круиз,  морское сообщение Ялта-Анапа,  круизы из Сочи

 

Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.

 

 

Прямое пополнение:

На карту Сбербанка:  5479 2752 0001 4487

На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии3

SokolovDmitriy
SokolovDmitriy 22 сентября 2016 11:06

Обалдеть! Как здорово! Читаешь и дух захватывает! Хочется быстрее попасть в такое путешествие. Я думаю, что это будет большим плюсом для туристического бизнеса в Крыму. При том что уже в этом году он бьет все рекорды!

    
EkaterinaP
EkaterinaP 22 сентября 2016 13:24

Замечательная новость. А если еще и цены не будут "заламывать" значит с весны уже будем путешествовать по Черному морю на белоснежных круизных кораблях.

    
ledorub eisbeil
ledorub eisbeil 22 сентября 2016 16:42

Просто замечательно!
==Яхта — это жизнь. Эта фраза Эрнеста Хэменгуэя встречала пассажиров турбохода «Федор Шаляпин» прямо на входе... ...Я еще раз вслух прочитал цитату: «Яхта — это жизнь. Эрнст Хэменгуэй».==
Бедный Эрнест Хемингуэй, наверное, шевельнулся там от возмущения, уже более 55-ти лет как умер, имя у всех на слуху, а невежды все равно находятся... А может автор статьи - жертва послереформенного образования? Да здравствует ЕГЭ! Ура, товарищи! wink

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.