«Нужно прекратить этот исторический пинг-понг»

Фото:kremlin.ru

 

Чуда не случилось. Не случилось в том смысле, что мирный договор по итогам встречи Владимира Путина и Синдзо Абэ подписан не был. Тем не менее Россия и Япония настолько продвинулись на пути нормализации отношений, насколько это на данном этапе вообще возможно. Визит главы российского государства премьер Японии недаром назвал «историческим».

Пожалуй, главной и наиболее образной характеристикой прошедших переговоров стала фраза Владимира Путина о том, что «нужно прекратить этот исторический пинг-понг по этим территориям». 

«Я читал очень трогательные письма бывших жителей Южных Курил. Нужно, в конце концов, понять, что фундаментальные интересы и Японии, и России требуют окончательного долгосрочного урегулирования», – добавил он.

Японский премьер, в свою очередь, заявил, что Курильские острова должны стать зоной совместного проживания россиян и японцев. Ранее Путин и Абэ согласовали заявление о начале консультаций по совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах.

 

 

В советское время была такая шутка – «в борьбе за мир не оставим и камня на камне». Москва и Токио действуют противоположным способом – речи о подписании мирного договора пока нет, но отношения между нашими странами должны стать такими, как будто бы он уже подписан. Японское общественное мнение не примет мирного договора без возвращения островов. Российское общество, в свою очередь, не поймет передачи островов Японии даже на самых выгодных условиях и с гарантиями миллиардных инвестиций в нашу экономику.

«Мы не торгуем территориями» – так, кратко и однозначно, сформулировал российскую позицию Владимир Путин в интервью агентству Bloomberg еще в сентябре. Когда ему попытались привести в пример остров Тарабаров на реке Амур, который раньше был спорным, а потом стал китайским, российский президент напомнил, что переговоры по этому вопросу продолжались на протяжении 40 лет. «Хочу это подчеркнуть, 40 лет – и в конце концов нашли компромисс. Часть территории окончательно закреплена за Россией, часть территории окончательно закреплена за Китайской Народной Республикой», – сказал Путин, добавив, что «если мы добьемся такого же высокого уровня доверия с Японией», то «можем найти какие-то компромиссы».

По сути, до недавнего времени разговор об островах шел в стиле «Отдавайте!» – «Не отдадим!». Переговорами это назвать невозможно, даже дискуссией сложно – два параллельных монолога, в которых ни одна из сторон не готова слышать другую. При этом следует подчеркнуть, что Москва всегда была готова обсуждать компромиссы. СССР в 1956 году даже согласился в качестве жеста доброй воли отдать остров Шикотан и архипелаг Хабомаи после подписания мирного договора. Скорее всего, так бы и случилось, если бы в процесс не вмешались американцы, обеспокоенные возможностью примирения Советского Союза и Японии. Вашингтон тогда пригрозил Токио потерей островов Рюкю – и сделка не состоялась.

Кстати, шантажистом тогда выступил госсекретарь Джон Даллес – брат главы ЦРУ Аллена Даллеса. Того самого, которому приписывают одноименный «план» по развалу СССР (это к вопросу о непотизме и наследственности в американской политике).

То, что накануне визита Путина в Японию неожиданно всплыл вопрос возможного размещения на Курилах американских войск (что, безусловно, неприемлемо для России), свидетельствует: переговоры должны идти не только между нашими странами, но и между Токио и Вашингтоном. С одной стороны, японское общество устало от американских военных баз – источников постоянных проблем, включая чисто криминальные. С другой, Япония опасается и Китая, и Северной Кореи, а американские базы в данном случае – относительная гарантия безопасности.

Таким образом, говорить о достижении компромисса между Москвой и Токио пока рано. А вот говорить о повышении уровня доверия, безусловно, можно. Прямые переговоры с глазу на глаз лидеров двух стран – это далеко не все. Важен постоянный и регулярный поступательный процесс, поэтому стороны договорились интенсифицировать встречи в формате «2 + 2» – главы МИД и главы военных ведомств.

Поэтому путь к мирному договору между Россией и Японией будет долгим и трудным. Но это не значит, что от него следует отказываться. Возможно, за десятилетия переговоров японское общество поймет, что бескомпромиссное «отдайте» в современном мире невозможно. Не исключено, что на этом пути будут не только шаги вперед, но и откаты на ранее обозначенные позиции – скажем, в преддверии выборов в Японии, когда политики из разных партий будут всячески пытаться разыграть карту «северных территорий» в свою пользу.

Чем более интенсивным будет экономическое взаимодействие, чем больше туристов станут ездить из одной страны в другую, чем больше общих проектов будет у Москвы и Токио, тем быстрее проблема островов перестанет быть для Японии главной в отношениях с Россией. А с нашей стороны, как отметил Владимир Путин, никакой территориальной проблемы нет.

В конце 80-х в журнале «Огонек» была опубликована утопическая заметка о счастливом будущем Южных Курил в 2009 году под совместным советско-японским руководством:

«Даже если бы я попал в Курилию – так называют ныне острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, или, по старой японской терминологии, «северные территории» – не в праздничный день, все равно я провел бы его приятно и весело, как и пожелала пассажирам стюардесса. На островах расположилось предприятие, принадлежащее совместной советской-японской компании ЗСНМ. Аббревиатура означает «Земля сказок народов мира». Впрочем, в США предприятие именуют «Курильским диснейлендом», в Западной Европе – «Юнайтед нейшнз вилледж», в Японии – «Юмэ но рэтто», что означает «Архипелаг мечты».

Передвижной эскалатор помог пассажирам быстро спуститься с самолета в электромобили. На их солнечных батареях – эмблемы ВАЗа, «Тоёты», «Хонды», завода в Елабуге... В порты Южно-Курильск на Кунашире и Курильск на Итурупе заходят прогулочные авианосцы и пассажирские подводные лодки. Осуществляя сокращение вооруженных сил и вооружений, СССР и США договорились переоборудовать часть списываемых боевых кораблей в туристские суда. Круизный авианосец «Мидуэй» за один раз доставляет из Сан-Диего в порты Курилии пять тысяч туристов. Эсминцы бывших японских ВМС плавают на линиях Хакодатэ – Южно-Курильск и Токио – Курильск...

И я понял, сколь мудрыми были те, кто двадцать лет назад набрался смелости отодвинуть в сторону взаимные претензии и проявить политическую волю, чтобы выйти из тупика и продемонстрировать способ решения спорных интересов и чувств друг друга. Благодаря этому четыре острова из архипелага раздора превратились в место, где людей из самых разных стран объединяет радость».

По прошествии более чем четверти века понятно, что США добровольно никогда не откажутся от своей военной мощи. А вот в российско-японских отношениях действительно возможны компромиссы по вопросу островов, в том числе и совместное управление ими в той или иной форме. Но только после решения всех остальных проблем.

Синдзо Абэ уже назвал визит Владимира Путина в Японию «историческим». Действительно, по масштабу подписанных договоров и деклараций, а также по количеству обсужденных вопросов эта поездка вышла беспрецедентной.

Теперь главное – продолжать движение по намеченному пути. Ведь, как говорится в китайской поговорке, «дорога в тысячу ли начинается с первого шага».

Антон Крылов


Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.

 

 

Прямое пополнение:

На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.