Пасечник берет новый курс - что ждет жителей ЛНР с новым главой республики

«Переворот-переворот-переворот в ЛНР!» - такими заголовками пестрели СМИ в последнее время. Но, главное, что всё успокоилось и Украина не воспользовалась этим для масштабного наступления, а внутри самой республики не пролилась кровь. Это главное. И у республики теперь новый руководитель и. о. главы ЛНР Леонид Пасечник.

Интересны настроения луганчан. Вот сегодня на рынке слышал диалог торговок:

 - Сказал, что шахты и заводы будет поднимать. 
- Да как их поднимать, если они «лежат»?
 - Так вот же ж и сказал: «Будем поднимать!»

 Пожалуй, настроения луганчан сегодня можно определить словами «сдержанный оптимизм». Люди хотят верить в перемены к лучшему. Не берусь давать советы новому руководителю, а просто выскажу своё частное мнение о том, с чем ему в новой должности предстоит работать.

Начало, действительно, положено обнадёживающее. Итак, «курс Пасечника», если резюмировать его слова, таков: 
1) восстановление промышленности и в первую очередь шахт; 
2) повышение благосостояния народа; 
3) борьба с коррупцией; 
4) социальная справедливость: «Неправильно, когда один человек зарабатывает сотни миллионов, а наши пенсионеры получают две тысячи пенсии»;
 5) укрепление госсектора экономики: «Экономику перестраивать на государственный лад»; 
6) детенизация экономики: «Выводить из тени»;
7) правовое государство: «Соблюдение конституционных прав граждан».

Что имеем на сегодняшний день?

По моему скромному разумению задачи сейчас таковы.

Правовые вопросы

Первое - необходимо восстановить доверие народа к институту власти.

Мы не забыли своих героев и по-прежнему ждём определённости в делах об убийствах Мозгового, Дрёмова, Ищенко и других командиров. Многие после их гибели говорили о чести мундиров и т.п., но виновные не найдены и не покараны до сих пор.

Также, думаю, подтверждением верховенства права станет доведение до законной точки дел коррупционеров. У нас неоднократно ловили на этом министров и других чиновников, а то и вовсе МГБ разоблачало шпионов ЦРУ. Но до суда дела не доходили. Народ роптал и возмущался.

Надеюсь, что сегодня, когда Леонид Пасечник объявил бой коррупции, ни коррупционеры и тем более шпионы, не смогут уйти от ответственности.

Второе - у нас не достроена вертикаль судебной власти и отсутствует гражданское судопроизводство.

А ведь Гражданский Кодекс принято считать второй Конституцией. Вопрос гражданских прав напрямую связан с возможностью нашего признания, в том числе и Россией. Дело в том, что признание государственности есть сопоставление стандартов прав и свобод признающего и признаваемого. И если у нас в правовом поле зияет «дыра», то пока мы не созреем и не закроем её, признания нам не видать.

Будем надеяться, что эти вопросы удастся разрешить новому Главе ЛНР, все рычаги для этого у него есть.

Экономические вопросы

Как-то в 2014-м я говорил коллегам в Доме Правительства ЛНР, что мы никуда не уйдём от логики процессов, и должен быть единый Государственный банк. Так и получилось. И не потому, что я «баба Ванга», а просто ещё Ленин писал: «Только при национализации банков можно добиться того, что государство будет знать, куда и как, откуда и в какое время переливают миллионы и миллиарды. И только контроль за банками, за центром, за главным стержнем и основным механизмом капиталистического оборота позволил бы наладить на деле, а не на словах, контроль за всей хозяйственной жизнью, за производством и распределением важнейших продуктов, наладить то "регулирование экономической жизни", которое иначе осуждено неминуемо оставаться министерской фразой для надуванья простонародья».

И, хорошо, что Украина не выполняет обязательства по восстановлению банковской системы в ЛДНР, так как мы получили бы колоссальную опасность оттока капитала в экономику противника или того хуже – каналы финансирования для укрДРГ.

Это я к тому, что сама логика развития ведёт нас по пути принятия условий объективной реальности. Гениальный Ленин с большевиками не изобретал никаких воздушных замков, а делал лишь то, что объективно необходимо. Позволю себе всё-таки «пованговать» - пройдёт не более года и в ЛНР пойдёт по пути внедрения плановой экономики.

Всё дело в том, что иного пути нет. Может, и не в такой развитой форме, как при СССР, но плановая экономика неизбежна. Ранее я уже писал о том, что «невидимая рука рынка» нам не поможет, так как в ЛНР нет совершенной конкуренции, как, впрочем, и в мире. Экономическая ситуация, которая сейчас сложилась в ЛНР, является следствием либерально-рыночной модели хозяйствования. Удерживает эту конструкцию «армирование» государственным вмешательством в виде контроля над группой социально значимых продуктов. Слепо переносить на нашу почву даже российскую модель экономики мы тоже не можем, просто потому, что не те у нас размеры и потенциал. Не могу не процитировать великого нашего соотечественника Менделеева: «Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность, для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны».

Сегодня для ЛНР эти слова актуальны как никогда. Необходимо основательно изучить без штампов и клише экономику, её потенциал и структуру. Дело за учёными.

Пожалуй, самая первейшая задача сегодня – контроль за уровнем цен. Механизмы для этого есть. Например, сеть супермаркетов «Народный». Если товары в нём будут продаваться по цене ниже рынка, то это станет механизмом сдерживания цен.

Более того, прямое государственное ограничение цен не только нельзя отменять, но и сам ассортимент необходимо расширить до включения всех базовых потребностей.

Сейчас в республике уже не только «теневая экономика», но и по сути состоялась «параллельная экономика», когда народ покупает вещи на интернет-барахолках, в «Али-экспрессах», заказывает у знакомых, которые едут в Россию. Для примера: простые кеды для школьника в России можно купить за 150 рублей и точно такие же на рынке в Луганске от 300 рублей и выше. Ещё в 2014-м мы говорили о том, что необходимы зарплаты и пенсии, чтобы «закрутилось колесо экономики», то сейчас ситуация иная.

Едва проходит новость о повышении пенсий и зарплат, как розничные цены отвечают ростом. То есть, ценовой «контроль» над группой товаров, не входящих в список социально значимых, по сути один – низкая платёжеспособность населения. А ведь это последняя черта. Сторонники либеральной экономики, наверное, не преминут процитировать «помидоры» Милтона Фридмана, и заявить о возможном дефиците. Повторюсь, у нас ситуация другая. Просто необходимо ограничить для бизнеса торговую наценку на товары народного потребления, чтобы не все средства вымывались из карманов простых граждан. У бизнеса есть «запас жирка», а у народа его нет. Без этого контроля сам бизнес может вогнать себя в коллапс.

Ещё один момент недопустимости либерального рынка – торговля алкоголем. Не секрет, что всегда этот продукт составлял важную часть доходов бюджета. В ЛНР рынок завален белорусской водкой, а ведь у нас есть свой ЛВЗ.

Можем ли мы отдать эту сферу на волю рынка? Нет. В условиях военного положения нам каждая копейка дорога. То есть, если наш производитель рапортует, что готов увеличить объёмы производства, то необходимо под эти новые объёмы регулятивно «расчистить место» протекционными мерами, например, квотированием аналогичного импорта или увеличением акциза на импорт. Подчеркнём, мы пока непризнанное государство и никаких обязательств отказа от защиты своего производителя не несём. Надо извлекать выгоду даже из нашей непризнанности.

Возможно, критики скажут, что госограничения прибылей приведут к диверсификации, предприниматели начнут «перекладывать яйца в более прибыльные корзины». Вот тут-то и должна работать плановая экономика, которая как минимум, будет контролировать этот процесс. Отвлекаясь замечу, что Запад из соображений буржуазной политкорректности, де-юре избегает этого термина, но на деле впитал и с успехом применяет опыт плановой экономики соцстран. И не только на макроэкономическом уровне, как например, в германской угольной отрасли, но и на уровне микроэкономики. В ультралиберальных США есть квоты на лицензии таксистов, утверждаемые департаментами районов.

Да и у нас в транспорте это присутствует, когда проводят тендеры на маршруты автобусов. А теперь представьте, что эту сферу отдали под «саморегулирующуюся руку рынка». Частники перебросят транспорт с менее выгодных маршрутов на более «хлебные» и доехать до города с посёлка будет нечем.

Итого, необходимы следующие элементы госрегулирования: ограничение цен на товары повседневной необходимости, ограничение торговой наценки на прочие товары, планирование экономики, протекционизм национального производителя и, в первую очередь, госсектора производства.

Об инвестициях

В последнее время в ЛНР много говориться о привлечении инвесторов. Зачастую риторика приобретает некое придыхание, дескать, придут инвесторы и всё заработает. Думаю, этот культ «варягов» не есть панацея, и рассчитывать надо прежде всего на свои силы, но тем не менее инвестиции могут нам существенно помочь.

Недавно автор побывал на Втором Экономическом форуме ЛНР. В целом мероприятие удалось, но пару слов о том, над чем работать, всё же скажем.

Во-первых, не надо смешивать риторику. Много говорилось о наших военных бедах. Да, иностранцы нам по-человечески сочувствуют, но цель их прибытия иная. Инвесторам интересны гарантии защиты их инвестиций от национализации и боевых действий, дешёвые рабочие руки, образованность трудовых ресурсов, налоговые льготы и беспрепятственный вывод прибылей. Нас же интересуют вливания капитала, запуск производственных мощностей, рабочие места и зарплаты. В этом ключе и надо вести исключительно прагматичные переговоры, а тема войны их только пугает. Но и игнорировать её мы, естественно, не можем.

Вопрос в том, что «пряником» льгот надо пользоваться очень продуманно и дифференцированно. Скажем, районирование зон по степени удалённости от линии фронта является целесообразным. Чем ближе к зоне риска, тем более существенны льготы. Второй шкалой должно быть использование прибыли инвесторами. Если, к примеру, инвестор выводит 90% прибылей, то это даёт ему базовые льготы, если выводит только 50%, а остальные повторно вкладывает в нашу экономику, то тут льготы могут быть более существенными и так далее. То есть, должна быть шкала с дифференцированным пакетом. Возможны и другие дополнительные параметры.

Социальная проблематика

Мы заявляем о себе как о социальном государстве, а это значит, что государство гарантирует гражданам распределение доходов таким образом, чтобы все имели уровень доходов для достойной жизни.

Понятно, что гласность в данном вопросе будет использована нашими врагами, но во-первых, эти показатели могут быть подсчитаны и по открытым источникам и если табуировать этот вопрос государственной тайной, то может получиться «секрет Полишинеля», о наших проблемах враги будут осведомлены лучше нас самих. Во-вторых, недосказанность в этих вопросах используется врагами более вредоносно, чем их открытое обсуждение. И в-третьих, без этих показателей нет критериев для оценки эффективности чиновников.

Что же это за показатели?

Первое, это разрыв реальных доходов населения и фактического прожиточного минимума. То есть необходимо определять реальную стоимость жизни из фактически существующих цен ежеквартально. Но подгонять прожиточный минимум под наши возможности, что практически равносильно легализации бедности, а прилагать усилия, чтобы уровень доходов населения догонял и обгонял объективный прожиточный минимум. Эти показатели должны «гореть красным светом» над рабочим столом чиновников и приравниваться к сводкам с фронта.

Вторым показателем является разрыв в доходах между богатыми и бедными. Экономисты знают, что такое коэффициент Джини и индекс Робин Гуда. Они определяют имущественное неравенство. Кстати, со следующего года Госстат ЛНР планирует начать исследования домохозяйств. Пожалуй, эта тема самая острая в экономической науке. К примеру, на западе социологи увязывают эти показатели с протестными настроениями населения и государственной стабильностью и не зря мониторинг коэффициента Джини по странам мира в США проводит ЦРУ.

Общественно-экономическая система не терпит дисбалансов. Некоторые аспекты сложно выразить в числовом эквиваленте, но они также являются факторами, влияющими на ситуацию.

Наше общество классовое. И у каждого класса свой инструментарий классовой борьбы. Так, например, буржуазия определяет уровень цен и зарплат, а в традиционном инструментарии рабочего класса в буржуазном обществе для защиты своих прав и интересов есть профсоюзы, партии, митинги, протесты, забастовки и т.п. Сейчас военное положение и протестные акции запрещены, но народ может «протестовать ногами», уезжая на ПМЖ в Россию, где зарплаты у специалистов в разы выше. В первую очередь это медики. Да, ВУЗы обучат новых, но когда они станут профессионалами? И тоже могут уехать. То есть, если доверить это «руке рынка», то может произойти кадровый коллапс, когда какая-либо отрасль из-за нехватки кадров не сможет справляться. Поэтому, крайне важно, когда защиту «обесправленного» пролетариата берёт на себя государство.

Эту тему нельзя обойти стороной или заретушировать патриотической риторикой «няшных» утренников-капустников. И вот в одном из первых выступлений её поднимает и.о. Главы ЛНР Леонид Пасечник: «Неправильно, когда один человек зарабатывает сотни миллионов, а наши пенсионеры получают две тысячи пенсии». В точку! Абсолютно верно и архиважно!

Помню, ещё в 2014-м на одной из пресс-конференций я задал экс-главе И. В. Плотницкому о введении налога на роскошь и прогрессивном налогообложении. Он мне тогда ответил, что об этом говорить пока рано, кого облагать, если богатые убежали, побросав особняки и бизнес? Ну, что ж прошло три года и они в большинстве своём вернулись, а бизнес заработал. И вопрос становится, по моему мнению, своевременным.

Поэтому, сверяя свои мысли с заявлениями нового главы нашего государства, я прихожу к выводу, что основания для оптимизма есть, есть понимание вопросов и нам стоит пожелать ему успехов.

Дмитрий Молчанов

 



Помощь пострадавшим в войне на Донбассе. Отчеты и текущая работа в разделе Гуманитарный Центр

Благодаря публикациям Бориса Рожина, Алексея Зотьева и Голоса Севастополя, и тем неравнодушным людям, которые откликнулись нам удалось оказать частичную помощь Виктории Магер, девочке, которая попала под обстрел ВСУ и получив сильное ранение, героически спасла сестру... Помощь Виктории Магер!

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.