Мизантроп ( Пасхальный рассказ)

 

Только когда Слава получал всё купе в свое полное распоряжение он мог чувствовать себя хозяином положения. Ну, по крайней мере, хозяином  вот этого личного пространства, площадью примерно два на полтора метра, в течение всей поездки. Очередная командировка в Москву: фирма оплачивает одно посадочное место, Слава привычно выкупает остальные три. Комфорт обеспечен и никаких тебе попутчиков.

Дело было в том, что Вячеслав по жизни  людей откровенно недолюбливал и, по возможности, сторонился. Да, был у него старый школьный друг, с которым он встречался и общался, ну,  дай Бог, раз в месяц. И всё!  На этом круг общения Славы заканчивался. Да, конечно, была интересная работа, были контакты с коллегами, клиентами.  Чаще, правда, виртуальные: по Скайпу, телефону, на сайтах в личке, через электронную почту. Но, даже по работе Вячеслав всячески старался свести личное общение к минимуму.

Как любой мизантроп, у Славы, безусловно, имелась  жизненная философия, которая объясняла такое прохладное отношение к человечеству. Если по сути, то Славкино мировоззрение можно было описать одной фразой: " Да ведь нормальных людей и нету вовсе!"

А вот правда, она же истина, крылась, как это зачастую бывает, глубоко. Да так глубоко, что Слава ее, по существу, не осознавал. Да и не очень-то ему это хотелось, ведь она всегда, по жизни - неудобная, правда-то эта...

В 17 лет Славик полюбил. Как нередко водится - сильно и безответно. Сначала были надежды и даже какие-то невнятные авансы со стороны его избранницы. Но, как оказалось, девочке на тот момент было просто скучно и одиноко. А потом - все понеслось под откос. И Славик вскоре остался один на один с ледяной стеной, преодолеть которую он, надо отдать ему должное, стремился с завидным упорством. Но - тщетно. Были и бесчисленные признания, переходящие в неизбежные разборки( "А почему не я?"), огромные букеты( если их собрать воедино, наверное, можно было бы засадить ими небольшой сад), уходы, возвращения, "холодные" звонки, неибежные две пачки выкуренных сигарет в день.

И вот,  в один прекрасный...нет, скорее, наоборот, день Слава понял, что всё. Устал. Чаша испита до дна и надо уходить. Совсем.

  И он ушёл: внутрь себя, в работу программиста, которая требовала массу времени и исключительного внимания и концентрации. Это и помогло ему забыть и забыться.

Только вот  с тех пор что-то в нем надломилось и так и не зажило до сих пор...

Поезд Санкт-Петербург -Москва, ночной, был этакой маленькой вселенной, которая находилась ни там и ни здесь. И это ничейное пространство, находящееся, к тому же в межвременье, дарило нашему герою минуты незабываемого наслаждения. Тишина, нарушаемая лишь щелчками клавиатуры и приглушенным стуком колес, редкие рассеянные взгляды в окно на проносящиеся где-то вдали вереницы огней составляли то самое неповторимое ощущение "Здесь и Сейчас", которое так любят молодые в наши дни.

Резкий, громкий и настойчивый стук в дверь можно было сравнить со взрывом сверхновой. Уютная, комфортная, камерная вселенная в какой-то миг перестала существовать. И что-то заставило вздрогнувшего как от выстрела Славу подумать, что мир необратимо перестал быть прежним.

- К вам можно? - голос миловидной проводницы фирменного вагона, несмотря на профессиональную выверенность нот, для Славы звучал какофонией неимоверной бесцеремонности.

-Что вам надо? - сухо бросил Вячеслав в приоткрытую дверь.

-Знаете, - щель в двери робко приоткрылась и молоденькая проводница, скроив смущенную гримаску( А фальшиво-то как, насвозь фальшиво! А, впрочем, чего от них ждать?) -Ко мне тут женщина попросилась, из плацкартного вагона, плохо ей... Я знаю, что не положено и беспокою я вас. Но тут вы один такой... в общем... один в купе.

- И? - тон Славы из холодного стал ледяным. - Нужно обратиться к врачу, снять ее с поезда в конце концов.

Слава резко встал и потянулся к ручке двери.

- Можно, я сама? - расстроенное личико проводницы сменилось точеным профилем пожилой дамы. -Вы позволите?

Слава вымученно вздохнул.

-Ну, что еще? Давайте в темпе. У меня работа, вообще-то.

-Видите ли... - дама в дверном проеме поспешно комкала фразы: видно было, что говорить быстро ей непривычно и несвойственно. - Еду к дочке, в Москву, она заболела... Купила билет в плацкартный вагон, а там... Черти-что, если в двух словах. Дикая компания: пьют, вопят. Я так поняла - провожают кого-то в армию. А я не могу, у меня обострение астмы началось... И нервы... Я у вас тут немножко посижу, можно? И, как приду в себя, тут же уйду. - Большие умоляющие глаза на покрытом сеточкой морщин заостренном лице глядели умоляюще. Слава собирался  просто закрыть дверь. Нет, на самом деле... Но неожиданно для самого себя сделал прямо противоположное.

- Заходите, - дверь отъехала в сторону, Славик сделал приглашающий жест рукой.

-Ой, большое спасибо, вы меня очень выручили, - раздался в коридоре удаляющийся щебет проводницы, а пожилая дама  молча, обессилено опустилась на сидение. Простое, но со вкусом платье, старомодная короткая стрижка седых, да, вот прямо-таки беззастенчиво седых волос. Слава насмешливо хмыкнул про себя: "Бальзаковский возраст. Похоже, застряла в ранних 70-х".

Но, похоже, от женщины не возможно было скрыть даже невысказанные мысли. Взгляд отрешенно-усталых глаз неожиданно стал цепким и изучающим.

-Вы, как я поняла, предпочитаете одиночество? Принципиально и по жизни? -тонкие, слегка накрашенные губы тронула легкая улыбка и, собиравшийся было возмутиться бесцеремонностью вопроса Вячеслав, вдруг почувствовал этакое дуновение тепла. Что-то по-матерински ласковое и, вместе с тем, простое было в этой улыбке незнакомой немолодой женщины.

- Ну, почему...

- Предпочитаете, предпочитаете, - дама откинулась назад и отрешенно посмотрела в окно. - Мизантропия... Знакомо. После смерти мужа, вот уже пять лет как... Не хочется ни с кем говорить... И видеть никого не хочется.

Слава чуть нахмурился и придвинул к себе компьютер. Но - не тут-то было.

-Вас как зовут, молодой человек? - вопрос прозвучал как императив.

-Вячеслав. Послушайте, я... 

"Эта перекрестная стрельба надолго?"( мысленно, конечно)

- А меня - Светлана Андреевна, очень приятно. А лет вам сколько, Вячеслав? - огонь и не думал прекращаться.

Слава сделал паузу, готовясь произнести очередную грубость, но, в итоге просто ответил:

-Тридцать пять...

-Не женат, конечно же...

- Почему "конечно же...", - Слава попытался было уйти в глухую оборону, но - не судьба.

-Не сложилось, - буркнул Слава и сам удивился своей откровенности. Дама обладала странным свойством: она располагала к себе настолько, что казалось, будто они знают друг друга целую вечность, словно они близкие родственники. Но, в отличие от родной матери, Слава был почему-то готов довериться этой безапеляционной незнакомой женщине.

-Несчастная любовь?

-Откуда вы?.. - Слава задохнулся и с удивлением уставился на собеседницу.

-Бросьте! -Светлана Андреевна небрежно отмахнулась и тут же доверительно наклонилась к Славе.- У вас такое лицо... По нему можно читать как по открытой книге.

Дама опустила глаза, а затем, подумав, внимательно посмотрела на сидящего с раскрытым на коленях ноутбуком собеседника.

- Женщины, Вячеслав, они ведь очень странные существа, - начала она, положив ладонь раскрытой руки на столик перед собой.- Они ведут себя нелогично, непоследовательно, прямо противоположно тому, как вы ожидаете. А на самом деле, в большинстве случаев они просто испытывают вас. - Светлана Андреевна сосредоточенно смотрела в окно, и говорила, казалось, обращаясь к самой себе, но Слава ловил каждое слово, хотя и пытался не подать виду.

- И если вы пройдете это испытание, которое она вам приготовила, сумеете все выдержать, все простить, если ваша любовь к ней не дрогнет, - женщина сделала многозначительную паузу. - Вы ее добьетесь. И тогда вы победили.

Слава впервые за все время разговора поднял глаза от экрана компьютера и заинтересованно посмотрел на попутчицу.

- Вы думаете, что я говорю отвлеченно, а вот и нет. Своего мужа, царствие ему небесное я дрессировала ого-го как! - Светлана Андреевна многозначительно указала пальцем вверх.

-До сих пор не могу забыть его лица в тот вечер:

- Как, ты не поедешь со мной? -он меня спрашивает. -Но ведь это же МГИМО, понимаешь, это МГИМО!

- А у меня здесь в Питере будущее, понимаешь? - я ему отрезаю в ответ, - я хочу стать художницей, понимаешь?  Питер - это вообще - город художников, город мастеров. И на Москву я его не променяю...

Он то думал, что я приду в восторг от его предложения. Мы еще не были женаты. Он был из семьи высокопоставленных партработников... Он привык, что все получается как он хочет... И тут я такой ему, значит, финт ушами... А внутри себя я понимала: если он сейчас откажется от меня, отвернется...значит, так тому и быть. Он ушел в тот вечер. А на утро прибежал с букетом цветов.

- Светка, Светуля, я остаюсь...

Конечно, я пошла на попятную. Но только после того, как он пошел на эту жертву. Любовь, настоящая любовь, она и есть - жертва. И когда говорят о любви, начинают чаще всего отношения представлять, всякие эти страсти-мордасти... А любовь нам всем сам Бог показал, когда пожертвовал своего сына единородного, чтобы он воплотился, прошел через страшное страдание и, умерев за грехи всего человечества, искупил их. И мир изменился.

 

Слава с улыбкой покачал головой:

- Как у вас это получается? Просто о сложном...

- А почему - о сложном? - Светлана Андреевна сложила ладони перед собой. - Ведь на самом деле, все проблемы мы сами себе создаем, все бесконечно усложняя. А знаете, как наш батюшка в храме  говорит: "Все мы забываем о втором и, пожалуй, самом действенном способе воздействия на ситуацию - молитве." И ведь как он прав! Иной раз - бьешься как рыба об лед, маешься, все без толку. А потом - р-раз, отпустила все, встала перед иконами и промолилась. И всё складывается как бы само собой.

Слава вздохнул и исподлобья недоверчиво посмотрел на собеседницу.

- А мне знаете, музыка помогает отрешиться, - задумчиво произнес он.

-А что слушаете? -поинтересовалась Светлана Андреевна.

-Рахманинова, Глинку, Чайковского. Но Рахманинов - любимый композитор.

- Классику, значит, - женщина искоса посмотрела на Славу. - А ведь вы увели разговор в сторону. Вы таки не пробовали молиться?

-Я не религиозен, - усмехнулся Вячеслав в ответ.

-Ну, тогда я за вас помолюсь, за то, чтобы у вас все было хорошо. Во всех отношениях.

-Давайте спать ложиться, Светлана Андреевна. Через четыре часа с небольшим уже вставать...

- И то верно, - спохватилась женщина и засмеялась.

Утром Вячеслав помог нежданной попутчице вынести тяжелый чемодан на перрон.

-Мама, а это кто? -услышал он звонкий голос за спиной и резко обернулся.

"Недурно!"

На него вопросительно смотрела темноволосая кареглазая красотка лет тридцати, из-за спины которой выглядывала все та же незабвеная Светлана Андреевна.

-Это мой попутчик, зовут Вячеслав, очень интересный молодой человек.

- Да я уж вижу, - с иронией отреагировала кареглазая, скосив глаза на фирменную    сумку -чехол "Apple", - На "Яблоке" сидишь?

-Да, "Air",

- Респект, у меня тоже - отреагировала молодая женщина, протягивая ладонь для рукопожатия. - Люба, - и заговорщески понизив голос, добавила, - тоже айтишница, между прочим.

-Я веб-дизайнер, - деликатно уточнил Слава и тут же полез в карман джинс за столь некстати зазвонившим телефоном:

- Мама, все нормально, я доехал. Я перезвоню.

- "Вокализ"? - спросила Люба, дождавшись, когда Слава оторвал взгляд от экрана смартфона.

- Вы о чем? А-а, рингтон! Да, Рахманинов - любимый композитор...

- Да? Не может быть, - карие глаза будто распахнулись на весь мир. - У меня тоже...

А тем временем, другая пара больших  карих глаз зачарованно наблюдала за происходящим. Светлана Андреевна повидала многое в жизни, но не уставала удивляться, какими поворотами иной раз изобилует судьба. Щурясь от яркого апрельского солнца, она достала из сумочки темные очки и надела их, смахнув непослушную челку с переносицы.

" Надо же, опять перемены.., - улыбнулась она своим мыслям, глядя на щебечущую парочку. - И ведь надо же, нашли повод пообщаться. Впрочем, весна - это всегда повод. Просто мы об этом часто не догадываемся."

источник

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.