Раскол 2.0: Константинополь поставил крест на русской Церкви

Фото: AP/ ТАСС

 

Глава раскольничьей «Украинской православной церкви Киевского патриархата» Филарет (Михаил Денисенко), 12 сентября потребовал передать в собственность «Киевского патриархата» корпус Киево-Печерской Лавры.

Об этом «патриарх» непризнанной церкви (по сути, секты) заявил на встрече с Александром Рудником, который исполняет обязанности директора комплекса заповедника «Киево-Печерская лавра».

Более того, Филарет настаивал, чтобы передача корпуса заповедника была осуществлена в ближайшее время.

Права на главную православную святыню Украины не раз уже заявляли как филаретовские раскольники, так и Русская униатская церковь, признающая своим главой Папу Римского.

Однако на этот раз требование господина Денисенко имеет конкретную цель — выслужиться перед Константинопольским патриархом Варфоломеем, который 7 сентября назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниилаиз США и епископа Эдмонтского Илариона из Канады, которые по мысли патриарха должны подготовить почву для дарования автокефалии Украинской православной церкви Московского патриархата. Филарет, видимо, рассчитывает, что в случае возникновения полностью независимой от Московского патриархата Украинской православной церкви он получит сан уже признанного патриарха канонической церкви.

В Украинской православной церкви традиционно большинство иерархов, как и простых прихожан, отрицательно относятся к идее «дарования автокефалии», то есть полной независимости от Московского патриархата. УПЦ МП и так имеет самую широкую автономию, при этом осознавая себя частью единой Русской православной церкви. Поэтому в УПЦ назвали произошедшее «грубым вмешательством государства в дела религии» и призвали патриарха Варфоломея не идти на поводу у нынешних властей Украины.

В свою очередь, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что Московский патриархат разорвет евхаристическое общение с Константинопольской церковью в случае дарования автокефалии раскольникам.

А это, как считают многие православные верующие, будет означать раскол всего православного мира. К слову сказать, всего православных в мире порядка 300 миллионов, из них более половины проживают в России и на Украине.

Казалось бы, вопрос образования автокефальной православной церкви на Украине — дело чисто внутрицерковное. Однако совсем не случайно его добивается не сама Украинская православная церковь Московского патриархата, а нынешний киевский режим (хотя официально церковь на Украине, как и в России, отделена от государства). В апреле этого года «незалежный» президент Пётр Порошенко обратился к патриарху Варфоломею с просьбой о даровании автокефалии. А на днях посол США по особым поручениям по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбек в разговоре с Порошенко заявил, что «Соединенные Штаты и в дальнейшем будут поддерживать Украину в борьбе за восстановление суверенитета и территориальной целостности и праве иметь единую Украинскую автокефальную православную церковь».

Немало информации муссируется в последнее время о связях Варфоломея с американскими элитами и даже конкретно ЦРУ.

В российских СМИ на днях появилась информация о том, что подавляющее большинство каноничных православных церквей выразили неодобрение намерениям патриарха Варфоломея, который в отличие от Папы Римского не имеет права «даровать автокефалию» единоличным решением.

— Публикация об 11 канонических православных церквах, выступивших против действий патриарха Варфоломея, несколько манипулятивна, — говорит киевский православный публицист Дмитрий Скворцов. — Во-первых, всё это было сказано не в связи с самыми последними деяниями Варфоломея по украинскому вопросу, а на протяжении последних двух лет в разных контекстах. Во-вторых, далеко не все цитаты тут принадлежат предстоятелям церквей, следовательно, нельзя говорить, что они характеризуют позиции той или иной церкви в целом.

В-третьих, многие цитаты тут могут толковаться двояко — не обязательно в поддержку Московской патриархии в споре с Фанаром (разговорное название Константинопольской патриархии — «СП»).

Так что на поддержку «большей части патриархов» их московский коллега в свете возможного раскола может только рассчитывать. С другой стороны, эти надежды небезосновательны. Ведь в своём докладе на сентябрьском синаксисе (собрании архиереев Экуменического патриархата) Варфоломей не просто, наконец, раскрылся как откровенный сторонник еретических новшеств в православии (само название которого звучит в греческом и английском, как ортодоксия). Он своими папскими амбициями посягнул на суверенитет поместных церквей и, тем самым — на главнейший принцип православия: на соборность, при которой все патриархи (и епископы в целом) равны и все вопросы решают соборно консенсусом, без единоначалия.

«СП»: — Как большинство обычных прихожан УПЦ МП относится к перспективе получения автокефалии?

— Большинство относится отрицательно. Дли истинно верующих главное — возможность вечного спасения, которое даёт каноническая церковь без всяческих автокефалий. Кроме того, большинство прихожан канонической православной церкви на Украине ощущают свою причастность к русской цивилизации, которую сформировало именно православие. Поэтому они рассматривают церковь и как последнюю связь с этой цивилизацией в то время, как их государство стремительно «идёт в Европу» с совершенно противоположными ценностями.

Однако приходит новое поколение, выросшее уже при «незалежной» Украине, воспитанное в украинской средней и высшей школе с её тотальным русофобским гуманитарным образованием, зомбированное украинскими медиа и грантоедскими властителями умов. Если и дальше так пойдёт, скоро может наступить то время, когда большинство православных Украины само возжелает отрыва от Москвы. Будут ли они при этом полноценно православными, другой вопрос.

«СП»: — Активизация Филарета и его требование отдать Киево-Печерскую лавру обусловлено последними событиями или это его обычное поведение?

— Это обычное поведение не только Филарета, но и униатов, которые также претендуют на лавры, киевский Софийский собор и подобной величины святыни, как и «автокефалов», которые уже давно служат в знаменитом Андреевском соборе, построенном, следует понимать, именно для «украинской церкви», «украинским» архитектором Расстрелли на средства «украинской гетманши» Елизаветы Петровны.

Но в данном случае т.н. «патриарх Филарет» выбивал помещение не для себя, а под офис для тех самых экзархов, назначенных на Украину Варфоломеем. Прогиб, конечно, засчитан, но вряд ли это поможет стать Михаилу Антоновичу «каноническим патриархом». Фанар хочет видеть во главе «дарованной автокефалии» менее одиозную фигуру.

«СП»: — Насколько серьёзно можно говорить о том, что за Варфоломеем стоят американские элиты?

— Факты зависимости Варфоломея от США наблюдались все годы его пребывания на посту патриарха. Только что из Киева улетел представитель Госдепа США по свободе вероисповедания Сэм Браунбэк (тот самый, что посетил Фанар накануне анонсирования Петром Порошенко скорой автокефалии). Он прямо заявил, что США поддерживает стремление украинского народа к автокефалии. Представляете, насколько они уже берега попутали? Где Госдеп, а где вопрос автокефалии на Украине, где в самой-то Церковь отделена от государства. Впрочем, на самом деле всё логично. Не оторвав малороссов от русской цивилизационной матрицы (православия) никак не получится завершить проект независимой Украины, как Анти-России.

— Я уверен, что как за господином Порошенко, так и за Константинопольским патриархом Варфоломеем стоят США, — говорит священник Русской православной церкви Московского патриархата Сергий (Рыбко). — Всё, что происходит на Украине, находится под пристальным вниманием «большого брата» из Вашингтона. Это общеизвестно.

«СП»: — Ходят разговоры, что Варфоломей зависим от США и в финансовом плане. Не совсем понятно, почему именно от США. А могла бы Русская православная церковь помогать Фанору?

— Мы помогаем. При том, что у нас самих есть, на что потратить деньги. Огромное количество храмов не восстановлено или не построено там, где это необходимо.

«СП»: — Почему Украинская православная церковь Московского патриархата, которая не просила об автокефалии стала таким объектом внимания Фавора и Вашингтона?

— Потому что именно эта церковь остаётся тем стержнем, который, несмотря на политику, соединяет русских и украинцев. Кроме того, она остаётся оплотом традиционных для православия ценностей в стране, где объявлен курс на унификацию с Западом, а значит, и с западными ценностями.

«СП»: — Прислушается ли патриарх Варфоломей к резкому заявлению РПЦ и мнению других патриархов, испугается ли угрозы православного раскола?

— Варфоломей — очень светский человек. Церковные законы его волнуют в последнюю очередь. Он много чего сделал, что вызывает недоумение и даже возмущение. В частности, разрешил священникам жениться второй раз, даже в случае простого развода (раньше такая возможность допускалась только в случае бесспорно доказанной неверности супруги или её смерти). Есть древний канон, принятый ещё на Вселенских соборах, о том, что священник, решивший по своей воле жениться второй раз, должен оставить сан.

Я лично общался с нынешним митрополитом УПЦ МП Онуфрием. Он противник автокефалии и разрыва русских с украинцами. Человек он принципиальный и автокефалию не примет. Но при той ситуации, которая есть сейчас в канонической Украинской православной церкви и вообще на Украине, перебежчиков найти не так трудно.

«СП»: — Действительно ли «дарование автокефалии» будет трагедией для Украинской православной церкви? Ведь существуют другие автокефальные православные церкви, с которыми у РПЦ вполне хорошие отношения, несмотря на политику?

—  Украинский епископат в основном не хочет автокефалии, поскольку лишится в этом случае поддержки в лице Московского патриархата. Точно такой же поддержкой пользуются, например, автономная Японская православная церковь. А на Украине, как только будет навязана автокефалия, на православную церковь тут же начнётся прессинг государства и «вашингтонского обкома». Их попытаются заставить объединиться с филаретовскими раскольниками. Людей будут заставлять идти против совести и веры. А поскольку многие откажутся, то их будут всячески преследовать, вплоть до заключения в тюрьму под надуманными предлогами.

«СП»: — Если РПЦ откажется от канонического общения с Константинополем, есть ли риск, что уже нашу церковь вселенский патриарх объявит сектой?

— Такого риска нет. Патриарх Константинопольский не имеет полномочий Папы римского, как бы он ни мечтал о них. У нас все предстоятели канонических церквей равны. Патриарх Константинопольский исторически имеет так называемое «первенство чести». Это в основном дань уважения традиции. На высшем уровне просто патриарх Московский и патриарх Константинопольский перестанут ездить в гости друг к другу.

Алексей Полубота

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.