Диверсия против «Дружбы»: кто отравил нефть в трубопроводе

Загрязнение нефти в трубопроводе «Дружба» носило умышленный характер. Об этом заявил пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин по итогам экстренных переговоров в Минске о возобновлении транзита российской нефти через Белоруссию.

Следствие ведет ФСБ

«По факту загрязнения нефти силовые ведомства в России возбудили уголовное дело. Первые результаты свидетельствуют, что это загрязнение было умышленным действием», — сообщил журналистам Игорь Демин.

По его словам, хлорорганику вбросили в трубопровод «Дружба» через частный «Самаратранснефть-терминал», обслуживающий несколько малых производителей.

Этот терминал — основной производственный актив московской группы компаний «Петронефть». В группу также входят «Самаратранснефть», «Самаранефть-сервис», «Петронефтегаздобыча», «ПСК «НефтеГазСтрой» и Самарский НПЗ.

Сейчас в офисах этих компаний сотрудники ФСБ ведут следственные действия.

В Минске состоялись экстренные переговоры руководителей нефтетранспортных компаний Белоруссии («Гомельтранснефть Дружба»), России («Транснефть»), Польши (PERN S.A.) и Украины («Укртранснафта»). Мероприятия по возобновлению транспортировки нефти в Европу определены.

Отравленная нефть

Девятнадцатого апреля белорусская нефтеперерабатывающая компания «Белнефтехим» заявила, что получила по трубопроводу «Дружба-2» некачественную нефть с высоким содержанием органических хлоридов. По данным концерна «Белнефтехим», уровень хлорорганических соединений в поступающей нефти превысил «в десятки раз предельные значения по стандарту».

 

Двадцать первого апреля Белоруссия решила временно ограничить экспорт нефтепродуктов из-за ситуации с поставками российского сырья. В тот же день «Транснефть» признала повышенное содержание хлоридов, отметив, что принимаются срочные меры.

В понедельник, 22 апреля принадлежащий концерну «Белнефтехим» Мозырский НПЗ сообщил, что из-за некачественной нефти на заводе повреждено оборудование — теплообменные трубки. На следующий день зампредседателя концерна Владимир Сизов уточнил, что «некачественная российская нефть уже поступила на территорию Евросоюза, а также находится на территории Украины».

Двадцать четвертого апреля оператор польского участка магистрального нефтепровода PERN проинформировал, что поставки сырья с содержанием органических хлоридов в 30 раз выше предельного норматива «порождают риск серьезной промышленной аварии», поэтому нефтеперерабатывающие заводы, находящиеся на трассе нефтепровода «Дружба», не будут принимать и перерабатывать такое сырье.

В четверг вечером Украина приостановила транзит российской нефти по нефтепроводу «Мозырь — Броды» «в связи с отказом принимать некачественную российскую нефть на приемо-сдаточном участке «Будковце» (Словакия), а также из-за отсутствия свободных резервуаров на приемо-сдаточном участки «Фенешлитке» (Венгрия)».

Утром в пятницу компания Transpetrol — оператор словацкого участка нефтепровода «Дружба» — также приостановила прокачку нефти «в связи с опасениями по поводу ее качества».

При этом со среды, 24 апреля, «Транснефть» направила чистую нефть на один из двух белорусских НПЗ — Полоцкий — по северной ветке нефтепровода «Дружба». На следующий день «Белнефтехим» объявил о частичном возвращении к экспорту нефтепродуктов: в направлении Украины отправились 32 тысячи тонн дизтоплива и примерно десять тысяч тонн бензинов, а в направлении Польши — восемь тысяч тонн дизеля.

В четверг на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака отметили, что РЖД готова предоставить пять тысяч цистерн для поставки нефти зарубежным заказчикам по железной дороге. Впрочем, это может и не понадобиться: ожидается, что уже с понедельника в Белоруссию по «Дружбе» пойдет только чистая нефть.

Цена вопроса

Еще в начале недели «Белнефтехим» оценил свои потери от загрязненной нефти в 100 миллионов долларов. Украина тоже прозрачно намекнула, что собирается выбивать деньги из России. «Все материальные убытки возлагаются на сторону, не сдержавшую выполнение своих обязанностей»,— подчеркивается в заявлении пресс-службы «Укртранснафты», опубликованном в четверг.

 

Эксперты отмечают, что понять размеры возможных компенсационных требований можно только после того, как вся «грязная» нефть, находящаяся сейчас в трубопроводах, дойдет до адресатов.

Специалисты оценивают объем испорченной нефти в диапазоне от 100 тысяч до 300 тысяч тонн. Соответственно, при текущей цене барреля Urals около 70 долларов, общая стоимость загрязненного сырья — 50-150 миллионов.

Однако, как подчеркнул в четверг Дмитрий Козак, российские нефтяники откачали «значительную часть загрязненной нефти из нефтепровода в емкости на территории России». Кроме того, объясняют эксперты, нефть, загрязненная хлоридами, не испорчена безвозвратно: ей достаточно отстояться, и хлориды выпадут в осадок.

Похоже, Россия вообще не рассматривает вариант с выплатой партнерам денежных компенсаций, рассчитывая решить вопрос за счет дополнительных поставок. “Мы с этим сейчас разбираемся — насколько они пострадали и насколько мы должны увеличить, по какой цене поставки моторного топлива на белорусский рынок”, — отметил вице-премьер Дмитрий Козак в четверг.

 

Цепь совпадений

Инцидент с «грязной» нефтью произошел на фоне обострения противоречий между Россией, Украиной и Белоруссией, связанных с вопросами поставки нефти и нефтепродуктов.

Все началось с претензий Минска по поводу проводимого в России налогового маневра — обнуления экспортных пошлин и одновременного повышения налога на добычу полезных ископаемых. Из-за этого Беларусь потеряет часть доходов бюджета, потому что пока Минск покупает нефть по «беспошлинной» цене, то есть на четверть дешевле котировок мирового рынка, а после маневра этот дисконт исчезнет.

По оценкам белорусского вице-премьера Игоря Ляшенко, потери двух нефтеперерабатывающих заводов и бюджета Белоруссии от российского налогового маневра в этом году составят 240 миллионов долларов, а бюджет не досчитается 143 миллионов долларов налоговых поступлений.

Белоруссия потребовала от Москвы компенсировать эти потери, однако Кремль указал, что налоговый маневр — внутреннее дело России, и никаких компенсаций другим странам в связи с этим не предусмотрено. Тогда Минск пошел на обострение ситуации и в начале апреля выразил намерение повысить тарифы на прокачку российской нефти в Европу на 23 процента.

Через три дня после этого Россельхознадзор России ввел запрет на импорт из Белоруссии яблок и груш, отметив, что из этой страны «продолжает поступать плодоовощная продукция с неустановленным фитосанитарным статусом и фальсифицированными фитосанитарными сертификатами».

На следующий день, 11 апреля, Александр Лукашенко на совещании с экономическим блоком правительства сравнил эти ограничения с санкциями и пригрозил перекрыть нефтепровод «Дружба». «Нам надо было бы на несколько дней закрыть для ремонта эти нефтепроводы. Но мы ведь не поступили так. Мы понимали, что это нанесет ущерб Российской Федерации», — подчеркнул белорусский лидер.

А всего лишь днем ранее Киев расширил торговые санкции против России. В ответ на это 18 апреля российский премьер Дмитрий Медведев запретил экспорт на Украину нефти и нефтепродуктов. Наблюдатели сразу назвали главным бенефициаром этого решения Беларусь, которая получила новые возможности для реэкспорта топлива, получаемого из России.

В день введения российских санкций против Украины Александр Лукашенко сообщил о намерении выйти на мировой рынок нефти. «Чтобы мы не ходили с протянутой рукой, никому не кланялись, а покупали, как все, на мировом рынке нефть, перерабатывали у себя и получали определенную прибыль», — сказал белорусский президент, добавив, что для этого необходимо ускорить модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. И на следующий день «Белнефтехим» пожаловался на загрязненную нефть из России.

 

Чья диверсия?

Такая последовательность событий породила множество «теорий заговора» как в России, так и в Белоруссии. Некоторые отечественные эксперты считают, что белорусские нефтепереработчики не могли не заметить повышенного содержания хлоридов в российском сырье, но специально пустили загрязненную нефть в переработку, чтобы, с одной стороны, потребовать у России компенсации за якобы поврежденное оборудование, а с другой — оправдаться перед Лукашенко за срыв планов по модернизации НПЗ, сославшись на повреждение оборудования.

В свою очередь, ряд белорусских и украинских экспертов уверяли общественность, что русские нарочно закачали в трубопровод хлорку, чтобы лишний раз напомнить Минску и Киеву об их критической зависимости от российской нефти.

Разумеется, государственные структуры России никакого отношения к случившемуся не имеют — материальный и особенно имиджевый ущерб для «Транснефти» и страны в целом от этого инцидента очень велик.

С другой стороны, если Польша, Германия и другие страны, получающие нефть из России по нефтепроводу «Дружба», не испытали проблем в связи с загрязнением сырья, то Белоруссия и Украина оказались на грани серьезного кризиса. Так что в поимке диверсанта сегодня заинтересованы все.

Источник

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии2

Lenya100pa
Lenya100pa 27 апреля 2019 17:06

Отдали Страну буржуям вот и получите.Частники(буржуи)перестали отвечать и за качество, и за охрану.Наше же богатство народа это валежник,мох и лесная подстилка все остальное богатство буржуев.

    
Deputat777
Deputat777 27 апреля 2019 18:14

Уже и так одни враги вокруг, давайте от жадности последних друзей потеряем и будет в полной изоляции!

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.