Литва нападками на Россию и БелАЭС пытается оправдать свои экономические провалы

Литовская критика российско-белорусского проекта по строительству атомной станции в Гродненской области имеет внутриполитические причины – считает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.

 

Литва давно критикует Белорусскую АЭС

Сегодня белорусский МИД назвал «откровенно лживыми» заявления властей Литвы, которые были высказаны Вильнюсом по Белорусской АЭС. Разговор здесь идет о призыве литовских властей к Еврокомиссии взять под контроль строительство этой атомной станции.

Отметим, что эти требования Литвы носят нелепый и откровенно провокативный характер, ведь Еврокомиссия не имеет юрисдикции над Белоруссией и, тем более, над ее совместными проектами с Россией. К тому же, это начинание относится к мирному атому и полностью отвечает требованиям МАГАТЭ. Соответственно, подобные инсинуации литовского правительства совершенно безосновательно.

Другой вопрос, что литовцы занимаются подобной «критикой» с тех пор, как Россия и Белоруссия решили реализовывать данный проект, причем очевидно, что все это не принесет никакого результата и направлено исключительно на привлечение внимания к проблемам Литвы.

«Все это шло одновременно с визитом в Белоруссию бывшего президента Литвы Роландаса Паксаса, который пусть и не представляет собой действующую литовскую политическую элиту, но продолжает иметь в этой стране большое влияние», - заключает Межевич.

 

Как замечает эксперт, в Литве много таких людей, как Паксас, которые не согласны с курсом действующего президента данной страны Далей Грибаускайте, пусть они разрознены и не представляют сегодня собой единое политическое целое.

«Эти силы не согласны с текущим политическим курсом, согласно которому Литва должна постоянно разводить ссору с Белоруссией, Россией и Латвией, а также выстраивать отношения с Польшей по принципу, то потухнет, то погаснет», - констатирует Межевич.

Атомная энергетика является реперной точкой

В этом контексте атомная энергетика является, своего рода, реперной точкой, поскольку покупка белорусской электроэнергии закреплена в Литве специальным законом. Это особый пункт для литовской экономики, из-за чего и разводятся все эти странные спекуляции.

«При этом, здесь необходимо понимать, что не бывает атомной, газовой или угольной электроэнергии, бывает просто электроэнергия и не всегда даже понятно, что послужило ее непосредственным источником. Все это накладывается на то обстоятельство, что в Литве скоро выборы, причем электорат, который не согласен с властью, банально выехал из страны», - резюмирует Межевич.

 

На сегодняшний день из Литвы, без малого, уехала треть населения Литовской республики, причем такого никогда не было в истории литовского народа, а сегодня случилось в связи с тем, что эта советская республика не смогла выстроить свою национальную экономику.

«Такого не было ни в Первую, ни во Вторую мировую войну, ни в Наполеоновские годы, никогда – это нечто уникальное. Это страшная ответственность, которую ни Грибаускайте, ни министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс брать на себя не хотят. Из-за всего этого и возникает необходимость в пугале, на которое можно списать все эти проблемы», - заключает Межевич.

В связи с этим, неудивительно, почему ревность Литвы обращена на более успешных соседей в лице Белоруссии и России, земли которых когда-то входили в состав Великого княжества Литовского, когда в средние века данное государство являлось прямым соперником Москвы.

«Есть здесь и фактор провала национальной литовской атомной энергетики, ведь Советский Союз оставил Литве Игналинскую АЭС, которая в начале девяностых годов вырабатывала больше 90 процентов национальной электрогенерации», - констатирует Межевич.

 

По словам Николая Маратовича, Игналинская АЭС кроме Литвы снабжала Латвию, помогала Белоруссии и поставляла электроэнергию в тогда еще Польскую народную республику. Это была основа литовской экономики, которая была закрыта по требованию Евросоюза.

«После закрытия Игналинской АЭС Литва лишила себя источника дешевой и надежной электроэнергии. После этого Литва захотела сделать свою атомную энергетику, но Евросоюз на это направление, и, тем более, литовцам, денег давать не захотел. Затем Литва предложила консорциум Вильнюс-Рига-Таллин при участии Варшавы, но и здесь потерпела крах», - резюмирует Межевич.

Польская сторона от консорциума сразу отказалась, а латышам и эстонцам особенно не понравилась литовская практика на конкурсных процедурах, в результате чего, все атомные проекты Литвы закончились провалом и ни к чему не привели.

«Просто самостоятельно найти 6 млрд евро на строительство АЭС в Висагинасе Литва не могла, поскольку это половина литовского бюджета. Это еще одна причина нервной реакции Литвы на данный атомный проект России и Белоруссии», - заключает Межевич.

Тот факт, что критика Литвы лишена всяких оснований, хорошо виден на примере ответа Белорусского МИД. В нем было показано, что все атомные станции в Европе находятся на какой-то границе, а ведь это едва ли не главный пункт «литовских обвинений».

Все это еще раз подтверждает, что данные инсинуации Литвы по Белорусской АЭС связаны с ее экономическими провалами.

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.