За «Северный поток — 2» взялись решительно и всерьез

С 15 января 2021 года трубоукладочная баржа «Фортуна» намерена начать укладку труб по двум параллельным веткам газопровода «Северный поток — 2» в исключительной экономической зоне Дании. ОБ этом сообщает РБК со ссылкой на морское управление страны. Помогать в этом процессе трубоукладчику будут другие российские суда, в частности, «Мурман» и «Балтийский исследователь».

 

 

Суда относятся к Морской спасательной службе России. Задействованы будут и другие корабли обеспечения. О том, что «Балтийский исследователь» ранее сопровождал «Фортуну», сообщалось неоднократно, однако «Мурман» впервые фигурирует в качестве судна, которое примет участие в строительстве газопровода. Достраивать будут участок, протяженностью около 147 км (пролегает к югу от датского острова Борнхольм), который должен быть соединен с секцией в водах Германии.

 

Строительство начнется, но есть вопрос с наличием разрешений

В уведомлении датской службы также отмечается, что в связи с прокладкой труб вокруг судов будет создана временная запрещенная зона в несколько сотен метров. «Несанкционированное плавание, ныряние, постановка на якорь, рыбная ловля и работы на морском дне будут запрещены в этих районах. Защитная зона простирается на 200 м с каждой стороны кабелей», — сообщает издание.

 

«Фортуна» должна завершить строительство газопровода на мелководном участке (2,6 км) в водах Германии до 31 декабря, напоминает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов. Именно до этого периода действует разрешение, выданное Федеральным ведомством по судоходству и гидрографии Германии (BSH). Суда, которые сейчас сопровождают «Фортуну» («Балтийский исследователь» и «Мурман») – это вспомогательный флот: «Балтийский исследователь» — судно обеспечения морских платформ, «Мурман» — спасательный корабль.

 

Глубоководный участок в водах Дании протяженностью более 140 км будет прокладывать «Академик Черский» — трубоукладчик, специально переоборудованный под требования властей этой страны (установлена система динамического позиционирования), а «Фортуна» при нем станет судном обеспечения (доставка труб и прочее). То есть, в любом случае МГП «Северный поток — 2» укладывают два корабля («Фортуна» и «Академик Черский»), остальные являются лишь вспомогательными.

 

Но, похоже, что «Черский» не заявлен как судно на строительстве этого участка (судя по документам датского регулятора), предполагает аналитик. А «Фортуна» не может прокладывать трубы на глубоководье, так как не имеет необходимого оборудования. У «Академика Черского», в свою очередь, пока нет сертификатов на установленное оборудование для прокладки газопровода. Еще в ноябре сертификатор МГП «Северный поток — 2», норвежская Det Norske Veritas — Germanischer Lloyd (DNV GL) вышла из проекта из-за угрозы санкций со стороны США.

Поэтому информацию о начале строительства датского глубоководного участка МГП в январе можно оценивать, как заявку — Россия намерена достроить трубопровод во что бы то ни стало, указывает Артём Тузов. Но все будет зависеть от того, насколько получится решить вопросы сертификации. Теоретически сертифицировать «Черский» может Российский Морской Регистр Судоходства, но это чревато прекращением его участия в МАКО (Международной Ассоциации классификационных обществ). Так или иначе, но строительство трубопровода стоимостью около 11 млрд евро будет завершено. Ведь и европейские инвесторы, вложившие в строительство МГП более 5 млрд евро, не намерены терять эти средства.

 

Кроме того, добавляет эксперт, европейские чиновники понимают, что «Северный поток — 2» необходим для обеспечения устойчивости системы поставок сырья на континент. Зависимость исключительно от американского СПГ представляет угрозу экономической стабильности Европы. А трубопровод по дну Балтики в перспективе будет обеспечивать ЕС газом в объеме более 30 млрд кубометров в год. Большая поддержка оказывается строительству на уровне всех ветвей власти в Германии, поэтому стоит ожидать завершения строительства «Северного потока — 2» в 2021 году, как и планировалось ранее.

 

«Фортуна» и «Академик Черский»: проход между рисками

При этом момент для начала и завершения трубоукладочных работ на дне Балтики с точки зрения геополитической обстановки наиболее удачный, отмечает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. В США в начале декабря Палатой представителей конгресса пока еще только был одобрен финальный вариант оборонного бюджета на 2021 год, но из-за образовавшегося «двоевластия» он еще не подписан президентом США.

 

Согласно этому документу, из очевидных угроз для «Северного потока — 2» можно выделить две основные: ограничения для компаний, предоставляющих страховые и сертификационные услуги для завершения проекта, а также санкции против компаний, представляющих услуги для модернизации или установки сварочного оборудования на судах, принимающих участие в строительстве газопровода. В целом, с точки зрения модернизации судов, принимающих участие в проекте «Северный поток — 2», санкции сейчас уже можно назвать запоздавшими.

 

То, что суда с якорным позиционированием — баржа «Фортуна», и с динамическим — «Академик Черский», большую часть летнего и осеннего периода провели в логистическом центре проекта на Балтике, а также неоднократно проводили тестовые работы в российских водах, говорит о том, что необходимые работы по установке оборудования были, вероятнее всего, успешно проведены. При этом, констатирует Юрий Федюкин, наша сторона тщательно организовала правовую защиту данным судам по части их принадлежности — суда перерегистрированы на российских собственников, и данные компании ничем не рискуют, подпав по американские санкции.

 

Наибольшую опасность сейчас представляют санкции, направленные против тестирования и сертификации трубопровода, говорит Юрий Федюкин.

 

Сдача объекта в эксплуатацию на территории стран ЕС возможна только после успешного тестирования инфраструктуры трубопроводов и при соблюдении релевантных условий из разрешения на строительство и разрешения на эксплуатацию, выданных государствами, где они проходят. Острый момент – обязательное наличие страховки по возмещению возможного вреда от укладки труб. Таким образом, важнее всего сейчас для проекта определиться с дальнейшими шагами по получению финального сертификата соответствия после завершения строительства.

 

На текущий момент, такие сертификаты в ЕС выдает норвежская компания DNV GL, которая даже после анонсирования утверждённого проекта оборонного бюджета США не отказалась от сертификации «Северного потока — 2». Однако если все же трубопровод не успеют достроить до момента подписания документа, то этот вариант уже будет не жизнеспособен. В конечном счете, время сейчас играет против проекта, завершить укладку труб за несколько недель — задача сложная, особенно в период штормов на Блатике, поэтому вариант с норвежцами маловероятен.

 

При этом, согласно обновленному документу оборонного бюджета, лазейки для «Северного потока — 2» все же остаются. Так в законопроекте предусматривается такая формулировка: санкции не применяются в отношении Евросоюза или правительств любой страны из ЕС, в том числе Норвегии, Швейцарии и Великобритании. Также санкции не могут применяться в отношении «любой организации» из ЕС, которая не является коммерческой структурой.

 

По факту это означает, объясняет юрист, что ЕС может создать, например, что-то вроде некоммерческого фонда, который как раз и сможет оказать необходимые услуги по сертификации и страхованию трубопровода. В таком случае проект может быть завершен в следующем году и более жесткие санкции США уже не смогут его остановить, так как все необходимые условия для его функционирования на территории ЕС по факту будут соблюдены.

Анна Королева

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.