Общественно полезные услуги как еще одна форма сотрудничества государства и НКО

Уже совсем скоро наступит новый 2017 год. Каждый житель нашей необъятной страны надеется, в связи с этим всеми ожидаемым праздником, ощутить маленькие жизненные радости в виде получения подарков. И хотя количество подарков для каждого отдельно взятого человека в большинстве случаев прямо пропорционально количеству родных и друзей, несмотря на это самое количество, есть еще «подарки», которые предназначены для всех нас вместе взятых, как представителей многонационального Российского общества. И «подарки» эти, есть не что иное, как законодательные инициативы государственной власти, облаченные в форму конкретных законодательных и нормативно-правовых актов, делающих нашу жизнь интересней, активней, а нередко и просто лучше. Обычно новые законодательные акты вступают в действие сразу после их опубликования, но бывает и так, когда закон целиком либо отдельные его статьи обретаю законную силу с момента наступления установленной этим же законом даты. И дата эта, как правило, начало года, то есть 1 января. Именно о таком «подарке» и пойдет речь.

 

 

С 1 января 2017 года вступают в силу ряд законных и подзаконных актов, регламентирующих деятельность СО НКО, а именно: Федеральный закон №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Постановление Правительства РФ от 27 октября 2016 г. № 1096. Данным Постановлением утвержден перечень общественно полезных услуг (ОПУ) и критериев оценки качества их оказания. Приоритетные направления, лежащие в основе данного перечня, в соответствии с вышеуказанным законом, определены Указом Президента РФ № 398, который, к слову говоря, вступил в силу сразу после его подписания 8 августа 2016 года. Сегодня мы поговорим о содержании этих документов поподробнее.

 

Итак, перечень общественно полезных услуг состоит из двадцати видов услуг социальной направленности, многие из которых подразделяются еще на ряд более узких подвидов. По их количеству данный перечень полностью совпадает с количеством направлений, заданных Указом президента, но вот по содержанию они корреспондируются не совсем. Дело в том, что Указ формирует перечень приоритетных направлений по видам социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические и т.д.), а Постановление Правительства в установлении перечня ОПУ исходит из форм их оказания (на дому, в полустационарной, стационарной среде). В целом противоречия в этом никакого нет. Наоборот, следует отметить, что документ Правительства за счет такой разницы более широко и полно раскрывает суть Президентского Указа. Но не обошлось и без узких мест.

 

 

Давайте обратим внимание на критерии оценки их качества. Список критериев не велик, и состоит всего из пяти пунктов. Это хорошо. Процедура оценки качества будет более понятна и прозрачна. Коротко рассмотрим основные из них:

  1. Соответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления). Иными словами, на языке профильного закона - это соответствие утвержденным стандартам социальных услуг. Данный критерий оценки ОПУ абсолютно логичен и поэтому понятен. Тем более, что все эти показатели поддаются цифровой оценке.
  2. Наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников НКО - исполнителя общественно полезных услуг и работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), достаточность количества таких лиц. Как видим, работники НКО и работники бюджетных организаций поставлены в равные условия, при этом перечень требований к квалификации работников, в каком либо законченном виде, не приводится, а значит – не ограничен. Выделены только два основных требования в виде профобразования и опыта работы. В остальном при оценке квалификации уполномоченный орган останется волен в подходах. Но, даже исходя из этих требований следует, что если задействованы специалисты с соответствующим высшим образованием и существенным стажем, да еще и регулярно проходящие курсы повышения квалификации, то оценка качества по данному критерию будет стремиться к максимальной. Это и есть узкие места для НКО. Дело в том, что государственные и муниципальные бюджетные учреждения, оказывающие социальные услуги, уже давно и прочно заняли свои места на этом рынке услуг. Некоммерческие же организации только получили на него доступ и имеют там совсем незначительную долю, а соответственно и валовую выручку. А так как квалификационные требования к сотрудникам НКО предъявляются те же, что и к специалистам бюджетных учреждений, а рынок трудовых ресурсов остался в прежнем объеме, то на фоне той самой валовой выручки общественным организациям привлечь к работе высококвалифицированных специалистов в достаточном количестве будет очень и очень проблематично. Придется в большинстве случаев ограничиваться малоопытными выпускниками курсов переподготовки, либо молодыми специалистами – выпускниками учебных заведений. В обоих случаях это заметно отразится на оценке качества оказываемых услуг и соответственно – на конкурентоспособности НКО в данной сфере. Рассмотренный минус еще заметно увеличится, если учесть, что некоторые региональные законодательные акты в области социального обслуживания предоставляют работникам бюджетных социальных организаций ряд дополнительных преимуществ, таких как: бесплатный проезд, бесплатный медосмотр, получение дополнительного профессионального образования за счет средств работодателя и прочие, как это, например, установлено областным законом «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области».
  3. Удовлетворенность получателей общественно полезных услуг качеством их оказания (отсутствие жалоб на действия (бездействие) и (или) решения некоммерческой организации, связанные с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией). С этим критерием тоже могут возникать сложности. Ведь основными потребителями общественно полезных услуг являются дети, инвалиды, граждане пожилого возраста, лица, страдающие тяжелыми заболеваниями или имеющие зависимости, то есть социально незащищенные слои населения и соответственно материально зависимые, для которых объем оплаты услуги является основным фактором. При этом закон позволяет им отказаться от предоставляемых им социальных услуг, на фоне обязанности исполнителя социальной услуги четко следовать индивидуальной программе составляемой для каждого получателя. Поэтому возникновение конфликтных ситуаций и недопонимания между сторонами и как следствие – жалоб здесь не будет редкостью. Однако следует отметить, что защищая получателей услуг в Правительстве позаботились и об их исполнителях, установив необходимость признания данных жалоб обоснованными со стороны судебных и надзорных инстанций.

 

Но главные нововведения содержатся в Федеральном законе №287-ФЗ, который внося изменения в закон «О некоммерческих организациях» вводит понятие некоммерческой организации исполнителя общественно полезных услуг и наделяет уполномоченный орган обязанностью вести реестр таких организаций. Еще один реестр! Таким образом, чтобы заниматься общественно полезной деятельностью и при этом получать государственную поддержку, общественной организации необходимо будет состоять в реестре социально ориентированных НКО, так как только СО НКО признается некоммерческой организацией-исполнителем общественно полезных услуг, в реестре поставщиков социальных услуг, так как к общественно полезным услугам относятся все социальные услуги, и в реестре НКО-исполнителей общественно полезных услуг. Вот такая вот реестровая матрешка.

 

Источник - МГРЦГО, г. Москва

 

Однако, какими бы не были первые впечатления от ознакомления с приведенными нововведениями, следует признать их однозначно полезными. И главная польза здесь заключается в том, что социально ориентированные НКО, в результате их внедрения, получат доступ на дополнительный рынок услуг, так как перечень общественно полезных услуг существенно шире перечня социальных, в связи с тем, что практически полностью его в себя включает.

 

Но, к сожалению, данный законотворческий «подарок», несмотря на вступление в силу принятых законодательных и нормативно-правовых актов, не может выступить в качестве новогоднего, по причине того, что на сегодняшний день Правительством РФ еще не установлен Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, не утверждены перечень и формы необходимых документов, а так же порядок ведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг. Поэтому этот механизм взаимодействия государства и общественности остается пока в резерве.

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

 

Источник

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.