Война не закончена, пока не похоронен последний солдат

9 мая 2017 года по улицам Ростова-на-Дону в шестой раз прошли колоны участников акции «Бессмертный полк». По прогнозам организаторов, принять участие в акции в этом году планировало от 60 до 80 тысяч ростовчан. На деле оказалось, что почтить память своих славных предков вышло более 100 тысяч жителей Донской столицы. Много ли это? Если учитывать, что население города составляет 1,12 миллиона человек, то это очень много. Можно сказать, что в акции общественного движения «Бессмертный полк России» принял участие каждый десятый житель Ростова-на-Дону.

 

 

Я помню как все начиналось. Первое шествие «Бессмертного полка» в Ростове-на-Дону объединило одной идеей 7 тысяч человек. На следующий год тех, кто помнит и гордится, было уже 15 тысяч человек. Затем на улицы Ростова-на-Дону вышла колона, состоящая из 30 тысяч ростовчан. Но 2017 год побил все рекорды и превзошел все, даже самые смелые ожидания.

 

Несомненно, подобный результат не случаен. Он стал возможен не только благодаря активности ростовчан, осознавших важность сохранения и популяризации своего исторического наследия, но и благодаря организаторам акции, которые провели кропотливую работу по подготовке данного мероприятия. Сегодня мне удалось поговорить с координатором движения «Бессмертный полк России» Андреем Юрьевичем Кудряковым, который непосредственно представляет общероссийскую организацию на территории Ростовской области.  

 

 

- Андрей Юрьевич, это несомненный успех. Одни источники утверждают, что в шествии приняли участие 100 тысяч ростовчан, другие говорят о том, что численность участников превысила 120 тысяч человек. Как Вы оцениваете результативность?

 

- На самом деле, шествие «Бессмертного полка» это совсем не то мероприятие, результативность которого необходимо оценивать. Вот Вы говорите 100 тысяч участников, другие говорят, что нас было 120 тысяч. Но, говоря начистоту, совсем не это является самым важным. Для нас важно то, что с каждым годом нас становится все больше и больше. Я часто вспоминаю наше первое шествие. В тот год нас было всего 7 тысяч человек. Этих людей удалось собрать практически за неделю. 2 мая нам согласовали проведение первого шествия Бессмертного полка, и 9 мая, без всякой рекламы, без медийной поддержки на центральные улицы Ростова-на-Дону  вышли тысячи человек с портретами своих фронтовиков. Именно тогда я понял, что праздник 9 мая вновь становится народным, вновь наполняется смыслом. Мы почти потеряли его. Потому что в Ростове 9 мая на Парад ходили только чиновники и члены их семей, так как только они имели возможность попасть на трибуну. Только с их мест можно было полноценно увидеть Парад. Остальные люди просто уезжали из города. Особенно обидно, что в День Победы из города уезжала молодежь. Теперь же ситуация изменилась.

 

- Положительная динамика радует, это, несомненно. Андрей Юрьевич, насколько я знаю, Ваше решение принять участие в организации первого шествия «Бессмертного полка» в городе Ростове-на-дону было совсем неслучайным.

 

 

- Этому предшествовало как минимум 15 лет поисковой деятельности, осуществляемой в рамках организации «Миус-фронт». Именно наши поисковики стали той движущей силой, которая и организовала первое шествие на Донской земле.

 

-Да, я помню, как часть поисковиков несла в руках портреты тех героев, которых участники «Миус-фронта» вернули из небытия.

 

- Ребята несли портрет  снайпера Василия Меркулова, уничтожившего более 100-гитлеровцев и погибшего  в боях на Миусе. Почти 70 лет он числился пропавшим без вести. Рядом изображение  старшего лейтенанта Конькова   – он погиб  освобождая Ростов в феврале 43-го, и так же считался без вести пропавшим. Эти люди совершили свой подвиг на Донской земле и здесь же они обрели покой спустя 70 лет.

 

 

- Всегда хотел спросить – кто они, поисковики? Те, кто тратит большую часть своего времени на поиски останков солдат, которые по сей день числятся без вести пропавшими?

 

- На самом деле, состав нашей организации очень разнообразен. Данная деятельность подразумевает отсутствие любых социальных границ. В рядах «Миус-фронта» есть охранники, школьники, студенты, топ-менеджеры, управляющие банками и предприниматели. Многие из нас отслужили в армии, некоторые имеют боевой опыт – Афганистан, Чечня. Часть молодежи, довольно существенная, это трудные подростки. Ребята из неполных и неблагополучных семей, которых наши поисковики буквально приводят за руку, образно говоря, вырывают из цепких лап социума.

 

- С ними бывают проблемы?

 

- Абсолютно никаких. Как это ни парадоксально, из этих, неблагополучных на первый взгляд, ребят получаются самые лучшие поисковики. Как показал опыт, они, как правило, самые дисциплинированные.

 

- То есть поисковая деятельность подразумевает и воспитательный аспект?

 

- Несомненно. Поисковая деятельность ограничивается не только работой в поле, на местах сражений, и изучением архивных документов. Есть еще одна немаловажная часть нашей деятельности – общение с солдатами Великой Отечественной, с живыми очевидцами тех событий. Когда подросток получает возможность пообщаться с ветераном непосредственно на месте тех событий, участником которых тот является, он меняется. Становится более серьезным, ответственным. Ведь мы не только устанавливаем личности найденных нами бойцов и содействуем их перезахоронению, но и занимаемся восстановлением картины событий, которые предшествовали гибели солдата.

 

 

- Военная археология?

 

- Именно так. И восстанавливая картину боя, картину гибели бойца или группы бойцов, мы лишний раз убеждаемся, что вся история Великой Отечественной буквально пропитана героизмом советского солдата. Зачастую мы показывает и рассказываем нашему подрастающему поколению то, что молодежь никогда не узнает из учебников. Это не может не повлиять на мировоззрение подростка.

 

- Давайте все же вернемся к акции «Бессмертный полк». Насколько я знаю, когда возникла идея проведения подобного шествия в Ростове-на-Дону Вы ни секунды не колеблясь, решили принять в его подготовке самое непосредственное участие. Это важно для Вас?

 

- Это важно для всего нашего общества. Молодые люди зачастую даже не знали, кто в их семье воевал, были ли в роду участники Великой Отечественной войны. «Бессмертный полк» дал не просто возможность хорошо отметить день Победы. «Бессмертный полк» это возвращение памяти о своих родных и близких, восстановление истории семей по всей нашей стране. Человек, который вновь обрел уже почти забытого деда или прадеда, узнает о его боевом пути, боевых наградах и в жизни начинает вести себя по-другому. Более осмысленно, что ли. В какой-то момент мы поняли, что теряем наше героическое прошлое. Разрушаются памятники, порастают травой братские могилы. 9 мая стал почти формальным праздником. И когда появилась идея проведения акции «Бессмертный Полк», мы все поняли, что это наш шанс изменить существующий неправильный порядок вещей. Возможно последний шанс. Я считаю, что мы его реализовали.

 

- Война не закончена, пока не похоронен последний солдат?

 

- Мы работаем, ищем солдат на полях сражений, возвращаем их с войны именно потому, что их ждут в семьях. И дело не в том, когда закончится война. Мы будем искать солдат до тех пор, пока их родные будут помнить и ждать их возвращения с той далекой войны. Это можно сказать наш национальный феномен. К примеру, те же немцы, немецкие семьи, с радостью забыли о своих солдатах, не вернувшихся с полей сражений Второй Мировой, мы же, будем помнить и чтить своих героев даже спустя 100 лет.

 

- Солидарен с Вами, Андрей Юрьевич. Теперь к неприятному. Сегодня вокруг «Бессмертного полка России» царит какой-то нездоровый ажиотаж. Определенные средства массовой информации с завидной периодичностью говорят о том, что столь высокое число участников, присоединившихся к акции в разных городах России, это отнюдь не результат сознательности граждан, которые пришли к пониманию важности сохранения своего исторического наследия, а всего лишь результат работы административного ресурса. Говорят, что на акцию людей сгоняют чуть ли не по разнарядке.

 

- Я предлагаю оставить этот бред на совести тех непорядочных журналистов, у которых рука поднялась написать подобное. «Бессмертный полк» это именно то мероприятие, которое не нуждается в административном ресурсе. Люди становятся в наши колоны сугубо добровольно, и как Вы могли убедиться на примере Ростова-на-Дону, мы не всегда даже можем более или менее точно спрогнозировать число потенциальных участников шествия. Да и не то сейчас время, когда можно при помощи административного ресурса собрать 100 тысяч человек, или вообще 850 тысяч, как в этом году в Москве. Здесь нужна идея, и «Бессмертный полк» это именно то мероприятие, которое данную идею несет.

 

 

- Говорят так же, что акция в последнее время стала политизированной, что ее подготовкой руководят функционеры «Единой России», ОНФ и региональные чиновники.

 

- Еще раз повторюсь – нами, организаторами акции, руководит только идея. Идея увековечивания памяти бойцов, отдавших свои жизни за нашу страну. Все остальное не имеет ничего общего с действительностью. В наших рядах есть и члены «Единой России», и ОНФ, члены ЛДПР и КПРФ, беспартийные, чиновники, в Ростове-на-Дону в шествии принимает участие губернатор Василий Голубев, в Москве – президент России Владимир Путин. Но это нисколько не говорит о том, что акция «Бессмертный полк» стала политизированной. В Ростове-на-Дону в шествии принимает участие не только губернатор Василий Голубев со своими внуками, которые даже раньше него встали в ряды Бессмертного Полка, но и все руководство Южного Военного Округа. А это десятки генералов, Герои России, и все идут с портретами своих фронтовиков, и можно сказать, что это настоящие военные династии. На территории России практически нет семей, которых не коснулась Великая Отечественная война. Мы все кого-то потеряли в те годы. Почему член «Единой России» или КПРФ не может встать в нашу колону с портретом своего славного предка? И как подобное может политизировать нашу акцию? На сегодня именно «Бессмертный полк» является самой не политизированной акцией, примером наиболее успешной реализации инициативы, которая зародилась непосредственно в народе. «Бессмертный полк» - это объединяющий фактор. Встав в строй с портретом своего отца, деда или прадеда, мы забываем о том, что мы единороссы, коммунисты, православные, атеисты, мусульмане, демократы, либералы или монархисты. Сегодня наверняка нет более нейтральной, не политизированной и объединяющей население акции.

 

 

- Согласен с Вами безусловно, как согласится с подобным высказыванием и большинство населения России. Что дальше? 9 мая 2017 года осталось позади, а до 9 мая 2018 года еще почти год. Как Вы планируете его провести?

 

- «Бессмертный полк» это не флешмоб, который готовят в кратчайшие сроки и о котором забывают непосредственно после его проведения. Уже с 10 мая у нас в Ростове-на-Дону в Штабе «Бессмертного Полка России» закипит работа. К нам обращаются сотни людей с просьбой установить историю своих фронтовиков, узнать боевой путь, награды. Будем готовить и очень значимое для нас мероприятие «День Памяти и Скорби». 22 июня в Ростове-на-Дону мы выводим на набережную реки Дон тысячи людей с зажженными свечами в руках. Мы встречаем рассвет и вспоминаем о тех, кто не вернулся с той войны. Также летом по инициативе «Бессмертного Полка Ростова-на-Дону» будут установлены два памятника - один в Донской столице, а другой в Азовском районе. «Бессмертной Полк» – это не только шествие 9 мая, но и каждодневная работа и десятки мероприятий, многие из которых предлагают сами жители Дона. Именно так несколько лет назад возникла идея с массовым автопробегом 14 февраля, в день Освобождения Ростова. Теперь это уже традиционная акция, можно сказать зимнее автошествие «Бессмертного Полка» в память об освободителях Ростова-на-Дону.

 

- Спасибо Вам, Андрей Юрьевич за ту деятельность, которой Вы занимаетесь уже на протяжении более 20 лет. Важность сделанного поисковиками и организаторами акций, подобных «Бессмертному полку», сложно переоценить. Спасибо!

 

Вот такая получилась беседа. Беседа с человеком, деятельность которого вроде как и не носит наглядного характера, но крайне важна как для родственников погибших в той войне, так и для подрастающего поколения, которое получает возможность соприкоснуться с историей своей страны, ее самыми героическими страницами. Страницами, которые дают возможность черпать вдохновение для новых свершений и побед. Важно ли это? Более чем. История учит нас, что нации, забывшие свое прошлое, неизбежно лишают себя будущего. Но, слава Богу, мы пока еще помним. А если помним, значит, будем жить!

 

Алексей Зотьев

 

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии1

Dimon
Dimon 18 мая 2017 10:28

" Крайне важна как для родственников погибших в той войне, так и для подрастающего поколения!!"

"История учит нас, что нации, забывшие свое прошлое, неизбежно лишают себя будущего. Но, слава Богу, мы пока еще помним. А если помним, значит, будем жить!!!!"
Пока мы живы, будет так!

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.