Киев намерен взломать Керченский пролив

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

 

Судя по всему, военно-политическая ситуация в Азовском море накануне взрыва. Практически одновременно в Москве и Киеве произошли несколько событий, которые неопровержимо свидетельствуют об этом.

Первое. 12 октября президент Петр Порошенко указом № 320/2018 ввел в действие решение своего Совета национальной безопасности и обороны о защите интересов Украины в Азовском и Черном морях, Керченском проливе, на юге и востоке Украины. В частично засекреченном документе много чего сказано. Но самое, на мой взгляд, важное: в ближайшие месяцы Киев решил в одностороннем порядке определить координаты некой срединной линии в Азовском море и в Керченском проливе. Эта линия, по мнению Порошенко, и станет новой государственной границей между украинскими и российскими внутренним водами. А соглашение о взаимном признании Азовского моря внутренними водами Украины и России от 23 апреля 2004 года будет немедленно выброшено в корзину.

Естественно, ничего подобного Россия признать просто не сможет. Как согласиться разделить поровну с соседним государством акваторию Керченского пролива, лежащего между российской Таманью и Крымом? Только, если собственными руками поднять над Крымом украинский «прапор». Вероятность такого шага Москвы не стоит и обсуждать.

Мало того. Подобный «дележ» Керченского пролива стал бы прямо-таки приглашениям странам НАТО хотя бы с «деловым визитом» немедленно ввести свои боевые корабли в Бердянск и Мариуполь. 6-й флот ВМС США или его союзники у стен Ростова-на-Дону, Таганрога и Краснодара — только этого нам не хватало в этих некогда удивительно спокойных водах!

Итак — перед Москвой Порошенко стремительно громоздит новый военно-политический тупик. Но чтобы его указ № 320/2018 не казался пустым звуком, он же на этой неделе велел в Черном и Азовском морях до конца 2018 года образовать новое Региональное управление морской охраны. Которое, по мысли президента Украины, возьмет под охрану и черноморский, и азовский рубежи его страны на всем протяжении — от Измаила (Одесская область) до Мариуполя (Донецкая область).

Естественно, часть самостийно начерченной в Киеве «границы» в Керченском проливе тоже войдет в зону ответственности управления. Об этом 17 октября уже заявил председатель Госпогранслужбы Украины генерал-полковник Петр Цигикал. По его словам, для выполнения выросшего объема задач скоро будет существенно пополнен корабельно-катерный состав его ведомства. Как пить дать — за счет срочных закупок за рубежом. Потому что именно таким способом уже решено увеличить и боевой потенциал Госпогранслужбы Украины в воздухе над Азовским морем — во Франции оптом будут приобретены 24 легких патрульных вертолета компании Airbus.

Конечно, все эти веселые пограничные «пляски» в Киеве вокруг всецело на сегодня подконтрольного России Керченского пролива выглядели бы почти забавно, если бы не весомая политическая поддержка усилий Порошенко из-за рубежа. Очень похоже, что там просто жаждут побыстрей ввязаться в жесточайшую схватку за Азовское море. Самом громким публичным признаком этого стало заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сделанное в четверг в интервью RT, France, Le Figaro и Paris Match: «Сейчас Украина хочет зазвать натовские учения в Азовское море, но туда уже нельзя будет пройти, потому что наш договор с Украиной требует обоюдного согласия для прохода военных кораблей в Азовское море. Но они этого хотят, и им в этом активно потакают».

Выходит, НАТО уже на старте в ожидании, когда Азов, пусть и вопреки возражениям России, потеряет статус внутреннего моря? Если Лавров счел нужным на людях в таком тоне обсуждать идею натовских учений близ Бердянска и Мариуполя — значит, соответствующие планы в Брюсселе и Вашингтоне уже как-то оформлены. И даже доведены до сведения Москвы.

Зачем это НАТО? Логику такого шага в сентябре высказала американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor (Strategic Forecasting Inc.). По ее мнению, Вашингтон в состоянии сразу после отмены российско-украинского договора о внутреннем море осязаемо увеличить поддержку Киеву на этом направлении. Например, отправив боевые корабли НАТО через контролируемый Россией Керченский пролив для посещения азовских портов страны. Это способно, считает Stratfor, резко изменить характер конфликта.

И не стоит отметать подобные намерения с порога, ссылаясь на всем известное азовское мелководье. Да, кораблям 6-го флота ВМС США зайти туда затруднительно. Осадка основных «рабочих лошадок» этого флота — эсминцев УРО типа «Арли Берк» — более 9 метров, если учитывать обтекатель подкильной гидроакустической станции любого «Арли Берка». Международные правила прохода по Керчь-Еникальскому каналу не допускают в него суда и корабли с осадкой свыше 8 метров. И не Россия это придумала — таковы гидрологические особенности фарватера.

Но те, кто успокаивает себя таким образом, совершенно упускают из виду, что у стран НАТО в Черном море существуют и другие возможности. Скажем, при соответствующих политических условиях пройти в азовские порты Украины могли бы корабли ВМС Румынии и Болгарии (Турцию в расчет принимать пока не будем, учитывая ее сложные отношения с Вашингтоном).

В том, что на любую просьбу американцев и в Бухаресте, и в Софии в последние годы отзываются с дорогой душой, сомнений нет. Одновременно у обоих флотов есть кого посылать в подобный отчетливо антироссийский поход. У румын, к примеру, — совсем нестарые бывшие советские ракетные катера типа «Молния» проекта 1241. Или сравнительно небольшие корветы проекта 1048 М (по коду НАТО Tetal II). У болгар — та же «Молния» и малые противолодочные корабли проекта 12412.

Россия, конечно, в силах в любой момент многими способами перекрыть Керченский пролив на пути таких «гостей». В том числе — и силой оружия. Но, во-первых, какие у нас для этого останутся основания, после отмены Киевом упомянутого соглашения от 23 апреля 2004 года? А, во-вторых, на лобовое столкновение с НАТО возле Керчи еще нужно решиться. Получится ли?

Очень похоже, что именно с этим у Москвы могут возникнуть проблемы. Вы помните объявленный в Киеве героическим сентябрьский «прорыв» двух безоружных вспомогательных судов Военно-Морских сил Украины из Черного в Азовское море? Внешне почти бессмысленный с военной точки зрения переход корабля управления «Донбасс» и морского буксира «Корец» из Одессы в Мариуполь? Не исключено, что главным в тот день для Киева и Пентагона было - понять, как станет реагировать Москва на появление незванных «гостей» в проливе? И, как представляется, российская сторона до последнего решала: пропускать «Донбасс» с «Корецом» в наше общее пока море или все-таки не пропускать?

Давайте снова проанализируем детали той демонстративной операции. Совершенно определенно и в Москве, и в Севастополе в высших политических и военных кругах царил форменный переполох. Иначе зачем к сопровождению двух ржавых украинских «корыт» было одновременно привлекать многократно превосходившие их по боевой мощи наши средний разведывательный корабль проекта 864 «Приазовье», пограничные сторожевые корабли «Аметист» и «Дон», противодиверсионные катера типа «Раптор», катера Береговой охраны ФСБ РФ? Всего — до 10 единиц.

Зачем командир «Приазовья» рискованно маневрировал, сближаясь бортами с «Донбассом» буквально на пистолетный выстрел — на дистанцию всего в два кабельтовых (порядка 350−400 метров)?

Зачем именно в тот день вблизи Керченского пролива часами барражировал самолет-разведчик Boeing RC-135V Военно-Воздушных сил США с бортовым номером 64−14848?

Зачем там же в воздухе находился украинский военно-транспортный самолет Ан-26?

Зачем над мачтами «Донбасса» и «Кореца» неоднократно на малой высоте проносились поднятые по тревоге с крымского аэродрома Бельбек российские многоцелевые истребители Су-30СМ?

Не нахожу иного объяснения: эта «собачья свалка» на траверзе Керчи произошла лишь потому, что у Москвы существовали обоснованные подозрения: Киев все же пошел на масштабную провокацию. Тогда было сочтено за благо не обострять. И вспомогательные суда ВМСУ не без нервов пропустили туда, куда они направлялись. Но стало очевидным: четкого плана действий на случай таких внезапных проходов у нашей страны нет. Это точно не ускользнуло от внимания людей, которые 21 сентября послали в район назревавшего конфликта свой самолет-разведчик Boeing RC-135V.

Теперь представьте, что будет, если рискованным курсом «Донбасса» и «Кореца» вскоре проследуют боевые корабли НАТО? Мало, судя по словам Лаврова, не покажется ни им, ни нам. Так Вашингтону только того и нужно!

Еще один явный признак, что ситуация вокруг Азовского моря грозит вот-вот выйти из-под контроля Москвы. Нашим военным руководством принято решение незамедлительно наращивать силы в этих водах. Дополнительные боевые корабли по внутренним водным путям в южном направлении следуют с далекого Северо-Запада России. А именно: из Архангельска в сопровождении буксиров к Ростову-на-Дону двинулись два пограничных сторожевых корабля 3 ранга проекта 10410 типа «Светлячок» (по классификации НАТО Svetljak-class) — ПСКР-920 «Сыктывкар» (до мая 1996 года — «Бриллиант») и ПСКР-921 «Кизляр» (бывший «300 лет флоту России»). 10 октября они проследовали через Чебоксарское водохранилище.

Можно предположить, что конечной точкой перехода «Сыктывкара» и «Кизляра» станет Новороссийск. Именно в этом городе базируется 21-я отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей ФСБ РФ, которая отвечает за неприкосновенность наших рубежей в Азовском море. Достаточно мощное соединение. Но, получается, его нынешних сил может и не хватить.

До последнего времени и «Сыктывкар», и «Кизляр» несли службу в Баренцевом море. Там тоже неспокойно — рядом натовская Норвегия. У наших пределов рядом с этой страной с 25 октября начинаются крупнейшие за два десятилетия учения НАТО с участием авианосца ВМС США «Гарри Трумэн». И все же, выходит, — у Керчи горячее. А скоро, возможно, все там раскалится просто добела.

Из досье «СП»

Всего в Ярославле и Санкт-Петербурге по заказу Береговой охраны ФСБ РФ построено 33 пограничных сторожевых корабля проекта 10410 типа «Светлячок». Строительство весьма удачной серии, начатое в 1988 году, продолжается до сих пор. Очередной корабль передан в Балаклавскую бригаду пограничных кораблей в 2015 году.

Каждый такой ПСКР вооружен 76-мм автоматической универсальной артустановкой АК-176М с эффективной дальностью стрельбы до 12 километров. Для самообороны — автоматическая установка АК-630М и 16 ПЗРК типа «Игла».

Максимальная скорость хода — 32 узла.

Сергей Ищенко

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.