Французы готовы признать Крым
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС
Весной 2017 года Запад может начать обсуждения по вопросу признания Крыма российским регионом. Такое мнение высказал в воскресенье, 31 июля, глава делегации французских депутатов Тьерри Мариани, находящийся с визитом на полуострове.
«Через восемь месяцев у нас будут выборы во Франции, в США, потом в Германии. Я думаю, что вещи могут поменяться», — заявил парламентарий. Он уточнил, что речь идет как о признании Крыма в составе России, так и о снятии санкций против Москвы.
Днем ранее Мариани заявил, что если бы Крым не присоединился к России весной 2014 года, сейчас там шли бы военные действия, как в Донбассе.
«Я очень внимательно отношусь ко всему, что говорят о тех событиях, которые были два года назад. Я считаю, если бы в то время Крым не присоединился к России, здесь был бы третий фронт наряду с Луганском и Донецком», — сказал Мариани.
Он добавил, что считает важным мнение людей, которые высказались на референдуме за воссоединение Крыма с Россией.
Со своей стороны, делегация Украины в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) резко раскритиковала французских парламентариев за поездку (визит в Крым был трехдневным, и включал посещение Симферополя, Ялты и Севастополя).
«Мы возмущены дерзким игнорированием украинского и международного законодательства. Мы не собираемся уважать права политиков, демонстрирующих игнорирование законов и неуважение государств-членов Совета Европы», — заявил председатель украинской постоянной делегации Владимир Арьев.
Впрочем, мнение украинской стороны, судя по всему, становится для Запада все менее важным.
Так, накануне визита французов кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп, выступая на пресс-конференции во Флориде, пообещал, что в случае своей победы на выборах «рассмотрит» возможность признания присоединения Крыма к России.
Правда, официальный Вашингтон сразу же заявил, что считает высказывания Трампа пустой риторикой. А президент США Барак Обама, выступая на съезде Демократической партии в Филадельфии, обвинил миллиардера в том, что он испытывает симпатии к президенту России Владимиру Путину.
Несколько смягчила позиции в отношении Крыма и Германия. В конце мая на полуострове побывала с официальным визитом немецкая делегация, в состав которой вошли бизнесмены, политики и представители общественности — всего около 60 человек. Причем, накануне глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер предложил подумать о возможности поэтапного снятия санкций с России, и увязал этот процесс с прогрессом в выполнении Минских договоренностей по Украине.
Могут ли грядущие выборы во Франции, США и Германии повлиять на консолидированную позицию Запада в крымском вопросе? При каком сценарии возможно признание Крыма?
— Выборы действительно могут повлиять на позицию Запада, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
— Дело в том, что сегодня истеблишмент западных стран ориентирован на гибридную войну с Россией, имитацию холодной войны, сдерживание и изоляцию Москвы. Однако общественное мнение в этих странах считает конфликт с Россией во многом искусственным, и полагает, что от него нужно уходить. В том числе, признавая, что Крым является российским регионом.
Замечу, что для массового западного сознания Крым всегда был российской территорией. В Великобритании и Франции прекрасно помнят, что в ходе Крымской войны 1853−1856 годов они воевали в Крыму именно с Россией. То, что Крым оказался украинским, у западного обывателя вызывает недоумение.
Словом, на Западе между общественным мнением и истеблишментом существует серьезный раскол. Причем, не только по вопросу о признании Крыма. Раскол наблюдается и по проблеме беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, и по вопросу политкорректности, которая сейчас, по мнению многих европейцев, приняла форму политической цензуры.
В результате, в ряде стран Запада началась революция против истеблишмента. Она выразилась, например, в референдуме в Нидерландах в апреле 2016 года, в ходе которого более 60% проголосовавших сказали «нет» ратификации Соглашения об ассоциации ЕС и Украины. Революция выразилась в Brexit — решении Великобритании выйти из Евросоюза.
Сейчас этот раскол выражается в заявлениях Трампа. Причем, надо понимать: из четырех кандидатов в президенты США, которые дошли до «полуфинала» — Трампа, Теда Круза, Берни Сандерса и Хиллари Клинтон, — только Клинтон выражает позицию американского истеблишмента, а остальные трое — интересы американской общественности, которая весьма негативно настроена против истеблишмента.
Если революция против истеблишмента будет продолжена, и окажется электорально-успешной, истеблишмент будет просто вынужден серьезно изменить позиции по многим вопросам, и пойти навстречу общественному мнению. В том числе — в вопросе отношений с Россией.
«СП»: — Когда это может произойти?
— Думаю, на это потребуется немало времени. На мой взгляд, французские парламентарии смотрят на перспективы пересмотра позиций Запада в крымском вопросе чрезмерно оптимистично. На деле, предсказывать, какими будут результаты выборов на Западе, и к каким изменениям они приведут, сегодня почти невозможно.
С высокой вероятностью можно утверждать, что на президентских выборах во Франции победит Николя Саркози. Но кто станет президентом США — Трамп или Клинтон — сказать очень трудно. К тому же, даже если Трамп победит, он почти наверняка будет вынужден корректировать свои позиции по внешнеполитическим вопросам. Наконец, еще более сложно предсказать, удастся ли немецкой общественности сместить с политического Олимпа канцлера Ангелу Меркель, которая, по существу, сделала ставку на подавление России.
Есть еще негативный момент. Мы видим, что, несмотря на победу сторонников Brexit, новый британский премьер занимает откровенно антироссийскую позицию. Это говорит о том, что даже при внешне благоприятном для России исходе выборов в США, Германии и Франции, подвижки во внешней политике коллективного Запада могут быть довольно скромными.
Кроме того, до весны 2017 года может произойти немало ярких событий, которые повлияют на позиции сторон. Например, многие считают, что группировка неоконсерваторов в США может организовать еще одну войну в Донбассе, чтобы развернуть ситуацию в свою сторону.
— С точки зрения Запада, вопросы признания Крыма и отмены санкций лежат в разных плоскостях, — отмечает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.
— Антироссийские санкции страны Запада — в той или иной форме — будут еще долго пролонгировать, поскольку санкции являются удобным инструментом давления на РФ. Но Крым — дело другое. На мой взгляд, сейчас вопрос заключается только в том, в каком виде коллективный Запад может признать полуостров российским регионом.
«СП»: — Какой сценарий наиболее вероятен?
— Большинство экспертов склоняется к тому, что Крым следует признать по так называемому прибалтийскому варианту. Напомню, что Соединенные Штаты так никогда и не признали наши территориальные приобретения 1939−1940 годов. И до конца холодной войны в любом международном документе ставили звездочку, и писали, что Соединенные Штаты не признают республики Прибалтики частью Советского Союза.
Такое особое мнение, тем не менее, не мешало Штатам и Западу в целом сотрудничать с СССР. На той же Ялтинской конференции, в ходе которой страны-победительницы оговорили грядущий мировой порядок, вопрос Прибалтики стороны просто обошли молчанием. По сути, это означало тихое, негласное признание Прибалтики частью СССР.
Сейчас нечто подобное возможно с Крымом. Тем более, — и здесь Тьерри Мариани совершенно прав, — в мире возможна смена не просто ряда президентов, но и целой системы власти.
«СП»: — Что это означает?
— Такая смена может привести к построению нового миропорядка, в котором России будет присвоен особый статус — не врага Запада, но почти союзника, который сможет периодически принимать участие в европейских делах.
Смену подхода Запада к вопросу Крыма, и к отношениям с РФ в целом, сейчас олицетворяет Дональд Трамп. В этой ситуации европейцы просто ждут сигнала-отмашки со стороны Вашингтона, поскольку в самой Европе больше нет лидеров, которые могли бы самостоятельно, без оглядки на американцев, выстраивать отношения с Москвой.
Со своей стороны, Москва четкий сигнал по крымскому вопросу уже подала: ликвидировала Крымский федеральный округ, и включила его в Южный федеральный округ. Этот сигнал говорит о том, что никаких возможностей для торга с Западом по Крыму нет. Теперь полуостров является полноценной частью России, и входит в один из федеральных округов — наряду с другими краями и областями.
По большому счету, прогресс в деле признания Западом полуострова во многом упирается в американские президентские выборы. Если на них победит Хиллари Клинтон, США будут продолжать прежнюю линию на противостояние с Москвой.
Вместе с тем, Западу в любом случае придется конкретизировать отношение к Крыму. Полуостров придется либо де-факто признавать, либо ужесточать линию на конфликт с Россией. К последнему варианту, как представляется, далеко не все на Западе готовы…
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии3