Украине стоит забыть про деньги МВФ
фото из открытых источников
Международный валютный фонд (МВФ) снова перенес рассмотрение вопроса выделения Украине очередного транша, сообщает УНИАН. До конца августа совет директоров фонда будет обсуждать выделение денег другим странам, но не Украине. В частности, 22 августа МВФ рассмотрит выделение денег Барбадосу, 24 августа – Иордании, 29 августа – Экваториальной Гвинее, 31 августа – Сербии. Украины в повестке нет.
Между тем буквально в июле глава украинского правительства Владимир Гройсман, будучи в Брюсселе, уверял, что Киев выполнил все мероприятия, предусмотренные Меморандумом о сотрудничестве с МВФ, осталось только «несколько технических деталей». Министр финансов Украины Александр Данилюк, в свою очередь, говорил о том, что транш от МВФ поступит уже в начале августа. Но на украинские счета так ничего и не поступило.
В пятницу президент Украины Петр Порошенко по телефону пообщался с вице-президентом США Джозефом Байденом на эту же тему. Стороны обсудили важность предоставления в ближайшее время Украине транша МВФ и кредитных гарантий США, заявили на сайте главы украинского государства. Однако все говорит о том, что МВФ давать новые кредиты Украине не желает. Особенно если вспомнить, что последний раз фонд дал денег Киеву в августе 2015 года, и то запоздало. И уже год МВФ водит украинских политиков за нос, обещая вот-вот решить вопрос.
Посол США на Украине Джеффри Пайетт объяснил эту задержку по-своему. По его словам, Украине на данный момент, оказывается, и не нужен очередной транш МВФ. «С практической точки зрения Украина сегодня не нуждается в транше МВФ. Обменный курс стабилен, резервов достаточно, доверие по-прежнему есть», – заявил Пайетт. По его словам, МВФ с осторожностью подошел к приостановке выплат, чтобы не разрушить доверие к Киеву и при этом подчеркнуть, что придерживается собственных правил.
Формально у МВФ действительно есть повод не спешить с выдачей кредитов Украине. Дело в том, что программа расширенного кредитования рассчитана на стабилизацию экономик, которые имеют серьезные проблемы с платежным балансом. Украина же показывает формально стабильные показатели – по валюте (гривна уже не девальвирует так быстро, как в предыдущие два года), неплохой золотовалютный запас (14 млрд долларов), да и в целом дефицит платежного баланса уменьшился. Украинские власти то и дело говорят о начавшемся росте экономики (во втором квартале был плюс) и даже о росте номинальных зарплат.
В реальности, конечно, за этими цифрами нет никакого роста и улучшения экономической ситуации. Можно лишь говорить о замирании стремительного падения.
Но МВФ ко всему подходит формально. Например, платежный баланс Украины в первом квартале 2016 года был сведен с дефицитом 813 млн долларов. Это немного, учитывая, что в 2014 и 2015 годах дефицит доходил до 4 и 8 млрд долларов. Но если сравнить с первым кварталом 2013 года, когда платежный баланс был с профицитом в 1,82 млрд долларов, понятно, в насколько печальном положении находится экономика Украины. Если копнуть глубже, то станет понятно, что небольшой дефицит в этом году обеспечивает продолжающееся падение импорта (жители страны не могут себе позволить покупать иностранное) и экспорта (доходы страны резко просели). В первом квартале 2013 года импорт был больше 22 млрд долларов, в первом квартале 2016 года – 11 млрд долларов, экспорт был 19 млрд, теперь 9,8 млрд долларов.
Финансовый счет платежного баланса, который показывает приток инвестиций в страну, за первый квартал тоже стал положительным – плюс 260 млн долларов. Но МВФ как будто не замечает, что в 2013-м за тот же период он был почти плюс 5 млрд долларов.
Ровно так же формально МВФ подходил и подходит к требованиям к Украине. Самая показательная ситуация с тарифами на газ и ЖКУ. Еще в 2014 году фонд возмущал тот факт, что украинцы тратят на ЖКУ меньше, чем, например, граждане Польши. Вернее, доля оплаты коммуналки в расходах украинцев была меньше, чем у поляков. Фонд настоял исправить такую несправедливость, а именно – оказаться от госсубсидий на оплату ЖКУ. Киев послушался. «Теперь, когда после реформ МВФ тарифы ЖКХ выросли в 10 раз, МВФ больше не делает анализ расходов украинцев на оплату услуг ЖКХ. Потому что даже самые оптимистические расчеты показывают, что средняя украинская семья зимой на оплату услуг ЖКХ тратит около 60% своих доходов, а теперь, после очередного повышения тарифов ЖКХ, получится вообще курьез. Средняя заплата на Украине окажется меньше, чем средний размер платежей за оплату тарифов ЖКХ», – замечает украинский экономист Александр Охрименко.
Тарифы на ЖКХ для украинцев стали почти такими же, как в Европе. «Но вот заработная плата на Украине значительно ниже, чем в ЕС, но МВФ это в упор не замечает», – указывает украинский экономист.
Не замечает МВФ и то, что на рынке газа сохранилась монополия в лице Нафтогаза, хотя фонд настаивал на реформировании этой системы. «Национальное антикоррупционное бюро Украины делает вид, что ничего не видит. В результате газ из России покупают через европейские офшоры, а тарифы на газ для населения завышены в несколько раз. Монополисты на рынке ЖКХ получают сверхдоходы», – добавляет Охрименко.
Таким образом, МВФ лишь делает вид, что экономическая ситуация на Украине стабилизировалась. Потому что дело не в экономике, а в политике. Бенефициары МВФ – США и ЕС – просто не хотят больше кормить Украину. Видимо, для их политических целей Украине лучше быть разрушенной. Потому что если приглядеться, то не только МВФ не выполнял все эти годы свои обещания по вливанию огромных сумм, но также США и ЕС.
Например, ЕС после Майдана обещал 3 млрд евро в виде макрофинансовой помощи. Дал пока только 2 млрд евро. ЕС также обещал через Инвестиционный фонд соседства дать 3,5 млрд евро, но Киев денег не получил. Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития обещали предоставить около 8 млрд евро кредитов, но на июль 2016 года ни один евроцент правительство Украины не получило. О липовых торговых преференциях и безвизовом режиме с ЕС можно и не напоминать.
В Киеве также видят еще пару политических причин задержки транша от МВФ. Во-первых, МВФ хочет получить готовый проект бюджета на 2017 год. Предусмотрены ли там, например, дальнейшее повышение тарифов на газ или сокращение субсидий для малоимущих? В Киеве обещают сформировать бюджет в сентябре, но обычно затягивают это дело вплоть до 20-х чисел декабря. В Киеве также настаивают, что МВФ недоволен ситуацией с запуском электронного декларирования доходов чиновников.
Киев по-прежнему продолжает ждать и надеяться на очередную подачку от МВФ. Так, министр финансов Украины жалуется, что в случае срыва сотрудничества с МВФ придется урезать бюджет и принимать непопулярные решения.
Кроме того, без МВФ Украина не сможет получить 1 млрд долларов кредитных гарантий от США, 1,2 млрд евро макрофинансовой поддержки от ЕС, а также кредиты на покупку газа от европейских партнеров, говорит министр. «Сотрудничество с МВФ – это задача не только этого года. Ведь МВФ не просто поддерживает нашу программу реформ. Каждый транш МВФ – это четкий сигнал для инвесторов, что изменения происходят и что в Украину можно вкладывать деньги», – утверждает министр. Посол США на Украине с этим, наверно, не согласился бы, ведь с его колокольни получается, что МВФ не дает Киеву денег как раз по обратной причине – потому что украинская экономика и так хороша уже.
«На мой взгляд, Пайетт своими словами готовит Украину к тому, что транш МВФ, скорее всего, до конца года так и не поступит. При этом, конечно, в словах Пайетта есть доля лукавства относительно состояния экономики Украины», – говорит Сергей Звенигородский из УК «Солид Менеджмент».
Однако МВФ, сам того не осознавая, делает Украине большое одолжение, не выдавая кредиты. И лучше бы и дальше МВФ не желал их давать. «Возможный отказ МВФ от предоставления очередного транша действительно выглядит благом для экономики, поскольку транш – это заем, а не благотворительность», – согласен Звенигородский. Золотовалютные резервы Украины в последнее время демонстрируют позитивную динамику и в июле составляли почти 14 млрд долларов. Однако этого все равно не достаточно для покрытия внешнего долга страны, который уже и так перевалил за 70 млрд долларов.
Конечно, можно продолжить жить за счет кредитов в надежде, что в будущем в стране произойдет экономическое чудо или когда-нибудь МВФ спишет эти долги. Однако за списание долгов такими сильными организациями приходится тоже платить.
«Практика развивающихся стран показывает, что все кредиты, выданные Всемирным Банком или МВФ и потом списанные, привели только к усугублению проблем в экономике и к доминированию в стране роли транснациональных корпораций США и Европы. Для специалистов по согласованию таких кредитов даже есть специальный термин «экономические убийцы», – замечает Алексей Антонов из «Алор Брокер».
При этом деньги от МВФ – это не прямые иностранные инвестиции, и до реальной экономики они не доходят. Часть их идет на оплату «старых» долгов МВФ, часть – на пополнение ЗВР, остальное – на войну в Донбассе и в карманы украинских олигархов. Иными словами, эти кредиты не меняют ситуацию в стране, зато вынуждают украинские власти делать много крайне болезненных для экономики шагов. А главное, что эта долларовая кабала растягивается на десятилетия, платить по счетам придется еще не одному поколению украинцев.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии3