Хроника пикирующего аиста

Когда-то в старые добрые времена в каждом уголке Советского Союза можно было встретить виноградные вина из Молдавии, на которых красовалась этикетка с аистом, виноградом и фруктами. Эта эмблема молдавского виноделия как нельзя лучше отражала ту репутацию республики-сада, которой Молдавия пользовалась в СССР. Действительно, кроме вин и коньяков по всей огромной стране были хорошо известны молдавские помидоры, сладкие персики, виноград, яблоки, сливы. А уж молдавскую консервацию можно было обнаружить в самых отдаленных уголках страны. Отдельно хочется отметить питание для советских космонавтов, которое тоже производилось в Молдавии по спецзаказу. Ну и конечно, все это вызвало необходимость параллельного развития промышленности: республика-сад была покрыта сетью консервных заводов, кроме этого в Кишиневе был построен тракторный завод, обеспечивавший потребности местного сельского хозяйства.

Советский Союз ушел в прошлое, союзные республики стали независимыми, и новые, рыночные отношения поставили новые условия хозяйственных взаимоотношений, которые, в свою очередь, потребовали нового подхода. К сожалению, в основном этот новый подход выразился в грабительской приватизации, которая в большинстве случаев привела к развалу хозяйства мелких и средних колхозов и совхозов. Этим процессам во второй половине 1990-х годов способствовала проводимая правительством Молдовы при содействии американского агентства USAID программа «Пэмынт» по разделу сельскохозяйственных земель. В результате на сегодняшний день большинство сельскохозяйственных угодий Молдовы оказались поделенными на клочки земли таким образом, что обработка их стала максимально затрудненной.

Тем не менее одно крупное хозяйство выстояло и сумело пройти этот период, сохранив свою организационную форму. Это колхоз «Победа» из села Копчак в Гагаузии, который было основан еще в 1947 году и продолжает успешно работать, своим существованием доказывая жизнеспособность колхоза как формы сельскохозяйственного предприятия. Но, к сожалению, данный пример является исключением из повседневной действительности.

К огромному сожалению, вся экономика новой, независимой Молдовы стала заложником политического курса, проводимого новыми молдавскими властями. И сельское хозяйство, как основная, профильная отрасль экономики, пострадало больше всего. Вместо проведения сбалансированного внешнеполитического курса, направленного на экономическое сотрудничество как с Западом, так и с Востоком, и сохранения старых налаженных экономических связей Молдова в результате подписания договора об ассоциации с ЕС создала себе серьезные проблемы со сбытом сельскохозяйственной продукции в России и других странах Евразийского экономического союза, где находились основные рынки сбыта.

Европейская мечта дорого обошлась экономике страны. Винное эмбарго 2006 года, яблочные скандалы 2010, 2012, 2013 годов – всё это было предупреждениями Москвы в адрес молдавских властей, но соглашение с ЕС вступило в силу, местные производители лишились возможности экспортировать свою продукцию в РФ, а к торговле на европейском рынке аграрии были не готовы. Молдавское руководство напрочь игнорировало тот факт, что продукция Молдовы в Европе неконкурентоспособна в принципе. Прежде всего, из-за огромного субсидирования. Если субсидии сельхозпроизводителям в Молдове составляют порядка 20 €/га, то в Европейском союзе они на порядок выше: 350 €/га – во Франции, 400 €/га – в Голландии, около 150 €/га – в Болгарии и Румынии. И все это, не говоря уже о технологическом разрыве.

Эксперты с телеэкранов могут сколько угодно говорить о том, что после эмбарго 2006 года молдавские производители диверсифицировали рынки сбыта своей продукции, а потому последствия прекращения торговых отношений с Россией не были столь трагичными. Однако пока представители власти и их сторонники пытаются сделать хорошую мину при плохой игре, сельхозпроизводители с содроганием думают о том, какую долю урожая им придется оставить гнить на полях и сколько еще финансовых потерь они понесут.

Тем не менее нынешняя власть, проводящая проевропейский курс, пытается доказать, что двери в Европу для молдавской продукции открыты. В качестве аргумента используются постоянно повторяющиеся мантры про квоты, которые Евросоюз увеличил для Молдовы. При этом умалчивается, что данное незначительное увеличение квот не в состоянии компенсировать сокращение сельскохозяйственного экспорта в Россию. В пределах квот Молдова работает с Евросоюзом с 2008 г. Тогда это был экспорт на условиях асимметричный торговли, когда молдавская продукция поставлялась в пределах квот. И никогда эти квоты Молдова не выбирала. В свою очередь, Евросоюз в Молдову поставлял товар с пошлинами. Тем не менее в страны ЕАЭС, до подписания ассоциации с Евросоюзом, по сравнению с 2008-м годом молдавский экспорт вырос в 1,7 раза, в страны Евросоюза – в 1,4 раза. То есть разрешение торговать ещё не значит, что молдавский товар будет покупаться.

Сегодня уже очевидно, что после либерализации торговли с ЕС роста в аграрном секторе не произошло. Это связано, в первую очередь, с тем, что молдавская сельхозпродукция не может конкурировать с европейской, которая пользуется солидными субсидиями и отличается высокими торговыми стандартами, включая внешний вид, упаковку и сортировку. После подписания соглашения с ЕС особенно остро проявились все проблемы молдавского сельхозпроизводства: и слабое субсидирование, и отсутствие сортировочных, упаковочных линий, стандартов качества, и слабо развитая инфраструктура. Поэтому без модернизации сельхозпроизводства страна не выдерживает конкуренции на рынках Евросоюза.

На ряде товарных позиций, таких как фрукты (особенно яблоки, виноград, сливы), алкогольные напитки, а также животноводческая продукция, в частности молоко и мясо, риски от либерализации торговли с ЕС могут сказаться особенно сильно. Вот один из примеров. При запрете экспорта яблок в РФ поставки в эту страну могут составить лишь около 80 тысяч тонн, по 40 тысяч в этом и начале следующего года. Значит, придется диверсифицировать продажи. Однако резко переориентировать поставки на другие страны вряд ли получится. Ведь квота яблок в Евросоюз составляет лишь 20 тысяч тонн. Эту квоту европейские «партнеры» обещали увеличить в 2 раза, но не более. Но квоты сами по себе мизерны. Если на яблоки квота составляет 20 тысяч, то для столового винограда и слив она не превышает 5 тысяч тонн. В то время как в Россию с нулевой таможенной пошлиной раньше поставлялось свыше 21 тысячи винограда и 14 тысяч тонн слив. Еще меньше квоты на другие продукты – виноградный сок (500 тонн), томаты (1 тысяча тонн), мясо птицы (600 тонн), молочную продукцию (1,7 тысячи тонн) и др.

Даже если квоты увеличатся вдвое, это не спасет Молдову. Её продукции пробиться в Евросоюз будет сложно и при беспошлинной торговле, поскольку ЕС по-прежнему защищает свой рынок. Там есть так называемый механизм предельных цен, ниже которых их опускать нельзя. Понятно, что с высокими ценами пробиться на рынок будет невозможно.

Сельское хозяйство Молдовы было бы конкурентоспособно в рамках Евразийского экономического союза, потому что у нас примерно один уровень технологий. Но теперь на экспорт в ЕАЭС для молдавских товаров установлена таможенная пошлина. Например, на вино 20% от стоимости. И теперь Молдова не имеет конкурентных преимуществ перед Европой на российском рынке, а значит, проигрывает и в том малом, что у нее было.

Такая картина в сельском хозяйстве характерна не только для Молдовы, но также и для Румынии и Болгарии, являющихся членами Евросоюза. Некогда знаменитые болгарские плодоовощные консервы уже давно остались только в воспоминаниях – болгарское сельское хозяйство и консервная промышленность не выдержали конкуренции и практически прекратили свое существование. Но даже наглядный пример соседей не возымел должного эффекта на тех политиков в Кишиневе, кто в угоду личным интересам и стремлению остаться у власти продолжает вести свою страну к разорению и полному подчинению внешним силам.

В связи с бедственным положением сельскохозяйственной отрасли в Молдове в последнее время нарастает опасность того, что плодороднейшие молдавские черноземы могут стать доступными для скупки иностранными экономическими агентами. По крайней мере, уже делаются пусть пока еще робкие попытки поднять вопрос о снятии запрета на продажу сельхозугодий иностранцам. Это может стать очередным этапом в экономическом закабалении Молдовы. Противостоять этому можно только при условии проведения политики, направленной на соблюдение интересов государства и народа, но очевидно, что для этого необходима смена существующей в стране власти.

 

Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.

 

 

Прямое пополнение:

На карту Сбербанка:  5479 2752 0001 4487

На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии2

SokolovDmitriy
SokolovDmitriy 22 сентября 2016 11:04

Продажа земель никогда никого не радовала. Ну в данном случае Молдове стоит просто начать развивать эти земли, иначе ситуация и правда зайдет в тупик.
Но о смене власти говорить не стоит, особенно в таком негативном ключе. Ни к чему хорошему это не приведет.

    
Георгич82
Георгич82 22 сентября 2016 23:26

Пока власть думает о себе и своем кошельке, а интересы страны где то далеко позади - итог будет как сейчас.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.