Крым глазами дальневосточника
В кой-то веки я всё-таки решил выбраться в западную часть страны. Стоит сказать, что для большинства жителей Дальнего Востока в силу удалённости и дороговизны проезда это неординарное событие. До этого, несмотря на возможность бесплатного перелета, я уже больше десяти лет проводил отпуск либо на побережье Японского моря, либо сплавляясь по дальневосточным горным рекам, где отводил душу охотой и рыбалкой. Откровенно говоря, отдых в центральной части России большинство дальневосточников не слишком привлекает, за меньшие деньги можно прекрасно провести время в Приморском крае, в южном Китае, в Таиланде или Вьетнаме. Если бы не события начала 2014 года, приведшие к возвращению Крыма в Россию, то, скорей всего, мой отпуск в очередной раз был бы проведён на малой родине. Но выбор сделан, билеты куплены и в путь. Вся дорога заняла примерно сутки, из них 8 часов в поезде до Хабаровска, примерно столько же занял перелёт на аэрофлотовском Boeing 777 до Шереметьево и ещё 2 часа на А320 до Симферополя. В симферопольском аэропорту меня встретило лето! Было по-летнему тепло, вновь прибывших ласкал теплый приветливый ветерок. А ведь когда я вечером садился в поезд, за «бортом» было всего + 8 градусов, и это при том что значительная часть Дальнего Востока практически находится на одной широте с Крымом! Но как у нас говорят про дальневосточный климат: «Широта крымская, но долгота колымская».
Стоит сказать, что в республике Крым весьма трепетно относятся к своей истории, на полуострове имеется огромное количество памятников и памятных знаков, напоминающих о подвигах российских и советских воинов. Впрочем, помимо увековечивания воинской славы предков, на полуострове прилагаются большие усилия по сохранению культурного наследия народов, оставивших свой след в Крыму, поддержанию в надлежащем виде многочисленных музеев, исторических и природных памятников. К слову, большинство географических названий на полуострове греческого либо татарского происхождения.
А природа в Крыму действительно уникальна, где ещё в нашей стране на относительно небольшой территории увидишь такое разнообразие ландшафтов и растительности? Здесь есть горы, поросшие реликтовыми лесами с глубокими каньонами и водопадами, степные безводные равнины и солёные озёра, бухты с отвесными скалами и уютные песчаные или галечные пляжи. Экосистемы на побережье, в горах и в степной части Крыма отличаются настолько, что даже не верится, что они находятся столь близко друг от друга. Всё это, вместе с солнечными лучами, ласковым морем, гостеприимством крымчан, обилием фруктов и даров моря создаёт неповторимую тёплую атмосферу.
За три недели пребывания на полуострове мне удалось побывать в разных его частях, погостить в приморских и центральных районах. Первое, что бросилось в глаза – это дороги. По сравнению с убитыми дорогами Комсомольска-на-Амуре, можно сказать, что крымские находятся в идеальном состоянии. Конечно, второстепенные направления, особенно в степных районах, местами не безупречны, но в целом крымчанам остаётся только позавидовать, и это притом что местные водители от дорог не в восторге. Лишний раз убеждаюсь – всё в этом мире относительно и познаётся в сравнении. Крымские цены на бензин и дизельное топливо не отличаются от цен в Хабаровском крае, но на полуострове ГСМ полностью привозные, а на Дальнем Востоке несколько собственных НПЗ и нефтепроводы, по которым нефть идёт с Сахалина. Автомобильный парк в Крыму гораздо разнообразней дальневосточного: наряду с многочисленными новыми иномарками немало изделий советского автопрома, чей возраст уже перевалил за 30 лет. В Крыму в основном преобладают европейские марки и относительно свежие модели ВАЗа. Но не редки автомобили американского, корейского и японского производства. Попалось даже несколько праворульных «японок», которые редки в европейской части России, но составляют абсолютное большинство в Приморском и Хабаровском краях.
Регулярное автотранспортное пассажирское сообщение в Крыму – это в основном маршрутки: «Мерседесы», «Газели» и украинские оранжевые «Богданы», которые жутко скрипят при торможении. Удивили непривычно длинные троллейбусные маршруты и невысокая стоимость проезда в общественном транспорте. Так, добраться из Балаклавы до центра Севастополя стоит всего 15 рублей на человека, притом, что это около 25 км в одну сторону. Для сравнения, стоимость проезда в рейсовом автобусе по Хабаровску составляет минимум 23 рубля при намного меньших расстояниях. Днём интервал движения большинства номеров маршруток по Севастополю составляет приблизительно 5 минут. Также непривычно дёшево стоят билеты на катера и паромы, которые в Севастополе являются таким же городским транспортом, как троллейбусы и маршрутки.
Как и крымские дороги, отдельного упоминания заслуживают местные водители. На первых порах меня сильно напрягала скоростная езда по горным серпантинам, и то, на каком расстоянии разъезжаются машины на узких горных трассах. Через пару дней привык, хотя, наверное, и не полностью. На дорогах непривычно мало ГАИшников, за всё время путешествия по Крыму ни разу не заметил прячущихся в кустах инспекторов ДПС. В то же время, несмотря на зачастую бесшабашную манеру вождения крымских автолюбителей, не увидел не одной серьёзной автомобильной аварии. По словам местных жителей, автоинспекторы достаточно терпимо относятся к мелким, не угрожающим безопасности движения нарушениям, но беспощадны к серьёзным. Возможно, дело в том, что перед инспекторами ДПС Республики Крым не стоит задача пополнения бюджета за счёт автомобилистов и хорошие дороги для безопасного движения важнее карательных мер? Вообще полицейских на улицах крымских городов немного, но везде чистота и порядок.
Первые несколько дней моего пребывания в Крыму не покидало ощущение, что я вернулся в Советский Союз. Настоящими заповедниками в этом отношении являются недорогие заведения общественного питания – настоящие «совдеповские» общепитовские столовки с потрескавшимися подносами, гранеными стаканами, местами отколотыми тарелками, гнутыми трубчатыми стульями, не слишком устойчивыми столами и соответствующими интерьерами. Но кормили в них на удивление вкусно и недорого. Впрочем, для взыскательных туристов, не обременённых финансовыми ограничениями, в избытке разнообразных закусочных и ресторанов, но, к сожалению, уровень обслуживания в них и качество предлагаемых блюд не всегда соответствует ценам.
Что касается цен, то на отдельные продукты питания они примерно такие же, как и на Дальнем Востоке. Очень дёшевы по дальневосточным меркам овощи и фрукты, свинина дешевле примерно на 30%, мясо птицы по стоимости не отличается. По рассказам местных жителей «золотым временем» были первые полгода после присоединения к России. Когда цены ещё оставались украинскими, а зарплаты и пенсии стали российскими. За два с лишним года ценники в магазинах и на рынке, конечно, сильно выросли, что, конечно, у крымчан восторга не вызывает. Многие надеются на то, что после постройки керченского моста уменьшатся транспортные расходы, а с ними и цены.
Россия после присоединения Крыма находится под санкциями. Иногда это явление принимает комичные формы. Например, в Крыму невозможно без ухищрений установить некоторые приложения и скачать программы. Также непонятна позиция многих российских сотовых операторов и банков, которые отказываются работать в Крыму. Так, например, в 2014 году на полуострове прекратили деятельность отделения Сбербанка, также не работают и другие крупные российские банки, а сотовые операторы Мегафон и Билайн предоставляют только международный роуминг, как будто я не нахожусь на территории России. В связи с этим возникает закономерный вопрос, это вообще российские компании или нет, и чьи интересы они представляют?
Однако все местные жители, с кем мне довелось пообщаться, однозначно связывают своё будущее с Россией. В некоторых моментах народ, живущий в Крыму, настроен даже более патриотично, чем некоторые жители центральных регионов страны. Так, приезжая девушка, прочитав украинское название остановки в Гугл-картах и спросив, где ей выходить у попутчиков в маршрутке, заслужила немало косых взглядов. Пожилая тетенька с характерным украинским говорком сделала ей замечание: «Шо это за ухраиньски названия в русском городе»? В целом крымчане, как, наверное, и крымские власти, ещё полны энтузиазма и даже революционной романтики. Судя по всему, местные чиновники ещё не так обнаглели, как в остальной России и пока не заражены вирусом коррупции. Однако в некоторых моментах стало появляться и разочарование. Люди в большинстве своём поддерживают президента, но искренне недоумевают, зачем ему такое окружение? Почему растут цены в магазинах, а зарплаты падают? Почему обещания расходятся с делами? При этом большинство неудобных вопросов не стесняются задавать вслух, не боясь, что их обвинят в «экстремизме» и «раскачивании лодки».
В целом перемены к лучшему в Крыму заметны, хотя и происходят они не так быстро, как хотелось бы. После возвращения на историческую родину стали активно развиваться сельскохозяйственная и курортно-туристическая отрасли. Отмечается, что с каждым годом поток отдыхающих россиян из всех регионов страны растёт. Впрочем, инфраструктура Крыма нуждается в серьёзных вложениях, и без помощи центра тут не обойтись. Ведь за годы в составе Украины происходило проедание советского наследства, украинским властям не было дела до территории, населённой в основном русскоязычным населением. Особенно это хорошо заметно, когда едешь по полуострову на поезде Армянск-Феодосия. Большинство предприятий, построенных во времена СССР, разрушены или находятся в упадке. Но в то же время нельзя не отметить, что местные власти прилагают немалые усилия по благоустройству улиц и дворовых территорий, ремонту существующих и строительству новых дорог. Во дворах многоэтажек нет мусора и грязи, в этом отношении коммунальным службам Комсомольска-на-Амуре стоит поучиться у коммунальщиков Крыма. У нас же муниципалитеты и управляющие компании обычно оправдывают своё бездействие отсутствием финансовых ресурсов. Также приятно удивило, что мусор в Крыму не валят в общую кучу. Пластик, картон, бумагу и другие отходы выбрасывают в разные ёмкости, после чего вторичные ресурсы направляются на переработку.
Отдельно остановлюсь на трудностях, которые возникли после народного референдума и присоединения к России. В украинских и западных СМИ в прошлом неоднократно сообщали о том, что полки магазинов в Крыму пусты, население ощущает недостаток воды и электроэнергии. Все мы помним, что нынешние украинские власти приложили немалые усилия, чтобы так оно и было. Но, как очевидец, могу сказать, что особых проблем со снабжением продуктами питания, водой и электричеством в республике нет. Бесперебойно функционируют крымские порты, в кратчайшие сроки были построены новые ЛЭП, что ликвидировало энергозависимость от электрических сетей Украины, и энергосистема Крыма была подключена к ЕЭС России. Частично дефицит электроэнергии был ликвидирован за счёт газотурбинных, ветровых и солнечных электростанций. До 2014 года в Крыму австрийской компанией Activ Solar было построено шесть солнечных электростанций. Кредиторами проекта выступали Сбербанк России, Проминвестбанк, ВТБ Капитал и Ощадбанк. После присоединения к России солнечные и ветряные электростанции перерегистрировались, стали российскими компаниями и платят налоги в федеральный и местный бюджеты, что в итоге позволило решить вопрос с кредитами.
В апреле 2014 года Украина прекратила поставки воды на полуостров по Северо-Крымскому каналу. В среднем ежегодно в Крым по нему поступало около 1,2 млрд. кубометров днепровской воды, что составляло 85% от общего объема потребления воды в Крыму. Но вопреки чаяньям киевских властей, стремившихся экономически задушить республику, за два года без днепровской воды Крым не потерял сельхозпроизводство. Для сельского хозяйства в степных районах Крыма требуется около 80% от всей потребляемой воды. Проблема водоснабжения населения была решена за счёт артезианских скважин и местных водохранилищ, при этом российские военные помогли с прокладкой трубопроводов, а аграрная отрасль стала переходить на засухоустойчивые культуры, а также на капельное орошение из местных источников. В настоящий момент вода по Северо-Крымскому каналу поступает из водохранилищ и подземных источников. Почти за три недели моего пребывания в разных частях Крымского полуострова я не заметил каких либо трудностей со снабжением населения электроэнергией и питьевой водой.
Отдельно хочется остановиться на усилении российского оборонного потенциала в Республике Крым. В прошлом, несмотря на заключённые межгосударственные соглашения, Украина активно проводила политику выдавливания российских военных из Крыма. В настоящее время наше военное присутствие на полуострове восстановлено в полном объёме. С Джанкойского аэродрома в воздух почти ежедневно поднимаются Ка-52, Ми-28Н, Ми-35, Ми-8АМШ 39-го вертолётного полка. На аэродроме Гвардейское в 13 км севернее Симферополя до июля 2014 года размещался 43-й Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова отдельный морской штурмовой авиационный полк, где до недавнего времени эксплуатировались фронтовые бомбардировщики Су-24. Эта авиационная часть была последней в российских вооруженных силах, где ещё поднимались в воздух «двадцатьчетверки» без «буквы М», построенные в конце 70-х. Украинские власти до последнего препятствовали перевооружению единственного российского авиаполка в Крыму на более современную технику. В июле 2014 43-й авиаполк перебазирован на аэродром Саки и перевооружен на Су-24М и Су-30СМ. В Гвардейском в настоящее время размещаются разведчики Су-24МР и штурмовики Су-25, здесь же в марте 2014 года для обеспечения зенитного прикрытия группировки российских войск был развёрнут зенитно-ракетный дивизион С-300ПМ. Противовоздушную оборону Крыма также обеспечивают истребители Су-27П, Су-27СМ и Су-30М2, базирующиеся на аэродромах Бельбек и Кача. Определенные позитивные изменения произошли и с Черноморским флотом. С 18 марта 2014 года главная база Черноморского флота в Севастополе перешла под юрисдикцию России, а Харьковские соглашения, согласно которым Черноморский флот базировался в Крыму на правах аренды, были денонсированы. Начиная с весны 2014 года, боевые корабли стали гораздо чаще выходить в море, происходит усиление флота дизельными подводными лодками и корветами. Нравится это кому-то или нет, после восстановления исторической справедливости Крым и Севастополь есть и в обозримом будущем останутся в составе России и залогом этому являются российские вооруженные силы.
В завершении публикации хочется отдельно выразить глубокую признательность за гостеприимство и помощь в путешествии по Крыму человеку героической профессии – в прошлом пожарному и спасателю, а теперь пенсионеру, прапорщику МЧС Владимиру Глазунову. Без его транспорта и информационной поддержки мне не удалось бы посетить столько интересных и живописных мест и пообщаться со многими замечательными людьми.
Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.
Прямое пополнение:
На карту Сбербанка: 5479 2752 0001 4487
На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2