Как на укро-«хероях» боярскую дачу заработать
(Фото: автора)
Информационная лента быстролетна. Очередные громкие события стучат в мозг и мчатся прочь. А как хотелось — если не поцеловать, то хотя бы поговорить. Вот где вы, герои вчерашней недели, белорус Александр Васюковичи москвич Сергей Лойко, выставившие на панели Сахаровского центра фотографии, посвященные войне в Донбассе? Забыты на фоне полковника-журналиста из «Укринформа», чьи публикации почему-то невозможно найти. Впрочем, уже и лефортовский узник перестал быть сенсацией. Во всяком случае, еще вчера украинские медиа в голос твердили «ні, не розвідник він». А сегодня вообще не упоминают о несчастном парижском собкоре, якобы покусившемся на военные секреты России.
Однако поговорим о любви. «Объектив необъективен», — высокие профессионалы фотожурналистики, господа Васюкович и Лойко отлично знают эту главную аксиому собственной профессии. Одно и то же лицо в кадре можно сделать воплощением духовности, искреннего эмоционального порыва — или превратить в сущего монстра. Речь даже не об измененном ракурсе, «широкоугольниках» и прочих элементарных репортерских технологиях. Если тебе симпатичен объект съемки, кадры сами по себе как минимум человечны. Если ненавидишь, вместо людей на снимках практически гарантированно появляются орки.
Еще в апреле Центр документальной фотографии FOTODOC при Сахаровском центре Москвы устроил первую выставку Александра Васюковича. Тогда обошлось без инцидентов. Хотя именно он поставлял для мировых площадок топовые фото участников Евромайдана и продолжал восторженно снимать своих героев во время карательной операции в Донбассе.
Белорусскому оппозиционеру явно по душе персонажи в форме ВСУ. Исключительно «воины света», красивые и улыбчивые молодые люди, трагически гибнущие в борьбе за свободу против «российской агрессии». Нет и намека на мародеров и извращенных убийц, от которых в ужасе сама украинская военная прокуратура. Точно так же нравятся обнаженные дети престарелому американскому фотографу Джоку Стерджесу. Это не скроешь, это от души.
— Многие из тех, кого видел на «Майдане», шли воевать как добровольцы. Тогда я решил поехать и сделать проект именно об этих людях. Я задавал героям разные вопросы: кто они? откуда? кем работают?.. На востоке Украины солдаты просили меня сфотографировать их на память. Я фотографировал и отправлял получившиеся снимки их детям, женам, друзьям. Мы каждый день видим разные фото «на память» в интернете. Вернувшись в Минск, я писал тем, кого снимал, спрашивал, как у них дела, как дела у других героев. Когда кто-то не отвечал и не заходил в соцсети долгое время, становилось понятно… Затем я отобрал фотографии, приехал в Киев и встретился с выжившими. Вместе мы отмечали погибших.
Следующая подобная выставка в рамках проекта «Прямой взгляд» случилась под занавес сентября. Как известно, во время этой «творческой встречи» православный художник и отец четверых детей Антон Беликов залил краской несколько фрагментов экспозиции. Кроме того, мужчина заявил о своем презрении к этим работам. Если конкретней, Беликов сказал, что «застенчивые интеллигентные ребята приходят в мой город и под шумок пытаются протащить фото фашистов из украинских добробатов».
— Как вы себя чувствуете после того, как вас назвали «фашистом»? — спросил земляка независимый минский телеканал БелСад.
— Чувствую себя нормально, потому что я не фашист, и даже тот человек не смог мне объяснить, почему называет меня фашистом.
Васюкович лукавит. Тут надо привести еще одну дословную цитату «московского вандала» Беликова: «Я ведь спросил перед всем этим — кто на фото? Армия или каратели? Я ведь понимаю, что можно жалеть обычных украинских подневольных пацанов, которых загрузили в вагон и отправили воевать. Но ведь нет же — на фото боевики карательного батальона „Донбасс“, который в кровище мирных измазан по горло…»
На снимках «героев» действительно видны характерные эмблемы — стилизованный под трезубец, перевернутый вниз нацистский орел с полусложенными крыльями. Такой знак использовался вермахтом с 1935 года. Сегодня это официальная эмблема батальона «Донбасс», созданного на деньги Игоря Коломойского для зачистки Донецкой народной республики. Костяк батальона составили боевики днепропетровского «Правого сектора» *.
Следом за художником на «выставку убийц» в Сахаровский центр явились казаки, молодые активисты и депутаты-муниципалы. Вскоре снимки украинских военных были сняты.
Ответ либералов: «на Центр документальной фотографии напали погромщики, направляемые властью, подонки, вата, рашистские штурмовики и подобострастные путинские вассалы». Стенания по «единственному островку свободы в злобной безумной стране» логично дополнялись горестным спичем директора Сахаровского центра г-на Лукашевского о том, что российское общество заражено-де ненавистью, потому публичный разговор о войне на Украине у нас невозможен.
Видимо, директор действительно убежден, что вдохновенные образы бойцов Коломойского научат москвичей настоящей демократии. Интересно еще одно обстоятельство: проект «Прямой взгляд» осуществляется при финансовой поддержке Европейского союза и американской компании OAK Foundation, которая специализируется на выдаче грантов под «защиту прав человека».
Увы, за свое майданное творчество белорусский фрилансер Александр Васюкович так и не заработал палат каменных. Редкие гонорары из «Нью-Йорк Таймс» и «Русского репортера» ушли песком сквозь пальцы. Четвертый год этот неприкаянный бородач — внештатный фотокор второразрядного оппозиционного портала TUT.BY. провокационные репортажи о милицейских протоколах, минских продуктовых ярмарках типа «только кости, а не мясо» и «забытых Богом» пригородах Минска. Похоже, единственным по-настоящему светлым пятном в жизни творческой личности стала горящая соседка-Украина.
Совсем иное дело — его партнер по нынешней московской выставке Сергей Лойко. На его странице в фейсбук написано, что «живет в Техасе». Это неправда. На самом деле, собственник шикарного жилья в самом центре Москвы. Квартира в евро-отремонтированном доме, плюс дача на подмосковной Истре.
Долго и плодотворно г-н Лойко работал в московском бюро газеты «Лос-Анджелес Таймс». Из российских СМИ предпочитает «Новую газету». Маститый автор военных репортажей из горячих точек бывшего СССР, Афганистана и Ирака. Восторженно описывал американскую операцию по свержению Саддама Хусейна. Потом заскучал, но подвалила удача — запылал Донбасс. Его выступление в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Роскомнадзор назвал «оправдывающим практику совершения военных преступлений».
Ровно год назад в Киеве состоялась презентация самой раскрученной работы Сергея Лойко — романа «Аэропорт». По словам автора, это рассказ о войне между Россией и Украиной, Пожалуй, нет книги и фотоиллюстраций, где так возвеличены бандеровские «киборги», захватившие Донецкий аэропорт. На страницах — лихие хлопцы, «одвични лыцари» без страха и упрека, честно делающие тяжелое ратное дело. Однозначные защитники Украины от «русни и сепаров».
Пусть сегодня герои романа буквально вопят от ненависти в адрес президента Израиля, назвавшего убийцами Организацию украинских националистов. По словам Реувена Ривлина, среди пособников убийства евреев во время Второй мировой войны «особо выделялись бойцы ОУН». Зато на фотографиях из «Аэропорта» — все те же бандеровские знамена. Что вовсе не помешало Сахаровскому центру озаглавить выставочные снимки «Сергей Лойко. Война в Украине. Донецкий аэропорт был захвачен пророссийскими сепаратистами…» (орфография сохранена — ред.)
Он гордится, что первым сделал интервью с освобожденной Надеждой Савченко — о ненависти к русским березам и необходимости войны в Крыму. В 2015-м за работу на востоке Украины был удостоен одной из высших наград американской журналистики — Overseas Press Club Bob Considine award — «за храбрость, достоверность, оригинальность, глубину и выразительность описанного». Вскоре получил престижную Los Angeles Times editorial award за «лучшие репортажи 2014 года».
— Сергей, вы поддерживаете отношения с украинскими военнослужащими, которые защищали аэропорт? — задаёт вопрос «Украинская правда».
— Да, конечно, поддерживаю. Со многими. Больше десятка из них стали консультантами моей книги. Когда я писал главы, я каждую главу посылал сразу нескольким солдатам или офицерам, чтобы они с военной точки зрения все там привели в порядок. Когда у нас проходили презентации по всей Украине, на которые приходили тысячи людей, в конце каждой презентации книги я просил «киборгов», которые присутствовали там, выйти на сцену. И зал аплодировал им стоя 10, 20 минут, люди плакали, как женщины, так и мужчины. И у «киборгов» текли слезы!
…Пройдет время и камуфлированным персонажам Сергея Лойко все же придется ответить: если жители Донбасса не захотели примириться с нацистской реальностью, разве это достаточное основание, чтобы бомбить и обстреливать мирные города и села, убивать стариков и детей? Вслед за упоением войны с «путинской Рашкой» тяжелым похмельем обязательно придет осознание, как грубо и цинично использовали их самих.
Многочисленные презентации романа на Украине, в Польше и странах Прибалтики. Отменные гонорары, позволившие Сергею Леонидовичу капитально отремонтировать дачу в садовом товариществе «Московский писатель». Истринское водохранилище, поселок Алехново — чудесные места, красивейшая природа. Белокаменные храмы, Новоиерусалимский и Борисоглебский монастыри, заповедный истинно русский край. Если нужна картинка Московского царства — так вот она. На сайте садового товарищества девушки фотографируются в кокошниках и костюмах русских боярышень. Как же вытерпеть все это, если ненавидишь Россию?
Привет, укро-«херои», вы стали хорошей инвестицией в российский комфорт. Даже фейсбуковская аватарка у Лойко была из любимой подмосковной дачи. Недрогнувшей рукой вложил заработанные на «киборгах» средства в московскую красоту. Да разве один такой «зраднык»! Только недавно сменил дачную аватарку на жутковатое полотно с протянутыми руками. Наверное, деньги кончились?
Социальным психологам еще предстоит объяснить нравственный феномен столичной творческой элиты. Прошлогодняя лойковская цитата для характерного диагноза: «Раньше что возили из Киева в Москву? Правильно — сало, водку и киевский торт. А сейчас? Сейчас — чемоданы полные французского сыра и испанского хамона… Одна валютная заемщица недавно во время антикремлевской демонстрации публично возопила, что Крым надо немедленно вернуть. И ведь вернут. Куда они денутся. Вот сейчас войну туркам проиграют и вернут. Как миленькие».
Считается вполне нормальным жить в стране и открыто гадить на «эту страну». Стебаться над стариками, оплевывать новенькую детскую площадку в своей же подмосковной деревне Алехново. Совершенно цинично использовать тверской мемориал расстрелянных поляков для нападок на российскую власть. И откровенно радоваться, заставив двух дачных таджиков Рустама и Сухроба ногами утаптывать содержимое мусорных баков. Именно таким образом писатель и публицист Сергей Лойко чисто по-европейски экономит на каждом вывозе мусора.
Ровно за неделю до выставки запостил сообщение: «ДРУЗЬЯ. 27 сентября в 19:00 открытие ПРЯМОЙ ВЗГЛЯД в Москве. Будут представлены 15 фотографий из моей серии „Донецкий Аэропорт“. Впервые в Москве. Приходите».
Ответ сподвижников не замедлил. «Непременно бы пошла. Если бы (не дай Бог!) жила в Москве», — писала некая Наташа Мирская из Соединенных Штатов.
— Мацква, столица подоночной нации, — продолжили из Киева. — Сережа, береги себя, если разрешили, то возможны провокации.
После скандала в Сахаровском центре журналисты искали его по всей Москве и Подмосковью. Хотели комментарий, но не нашли. Оказалось, наш герой понимал, что делает гадость. Предпочел заранее покинуть Россию и пересидеть на еще одной даче в Финляндии. Почему не где-нибудь на Киевщине? Потому, что не дурак.
Такой себе модерновый «приют убогого чухонца» — небольшой замок посреди сосен и валунов. Подосиновики под елочкой в диком-предиком лесу. Свое озеро, рыбалка, сауна на колесах. На отдых в Финляндию Сергей Лойко ездит каждый август. Теперь пришлось изменить график. Однако бросает вате презрительный пост: «Настойчиво просили ПОРТРЕТЫ „ДОБРОВОЛЬЦЕВ“? Получите».
На выставленных фото ополченцы и женщины Донбасса. Люди сняты снизу вверх, пропорции умело искажены. Ненависть автора видна в каждом снимке.
Сергей Ильченко, "СП"
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
Россия, украинский национализм, война в Донбассе, либеральная идея
Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.
Прямое пополнение:
На карту Сбербанка: 5479 2752 0001 4487
На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2