«Поляки предали французов не моргнув глазом»
Фото:Reuters
Вокруг, казалось бы, уже давно законченной истории с так и не проданными России «Мистралями» разрастается новый скандал. Теперь он касается отношений Франции с Польшей и отказа Варшавы закупать французские вертолеты. Кроме того, в деле выявлены коррупционные связи польского минобороны с американскими оружейными лоббистами.
Варшава пообещала купить 50 вертолетов H225M Caracal у французской Airbus Helicopters, чтобы компенсировать Парижу убытки, вызванные срывом сделки с Россией по кораблям «Мистраль», признался в понедельник экс-президент Польши Александр Квасьневский.
В эфире радиостанции RMF Квасьневский напомнил, что Варшава приняла серьезное участие в том, чтобы «вынудить французов отказаться от одного из лучших для них контрактов, а именно от продажи «Мистралей» России, в связи с агрессией на Украине», цитирует РИА «Новости». По его словам, покупка вертолетов Caracal («Каракал», означает «степная рысь») должна была в некотором смысле восполнить потери Франции в связи в ситуацией с «Мистралями».
«Тогда было такое «джентльменское соглашение» в Европейском союзе и в НАТО, что в связи с этим предстоящие контракты на военную технику мы будем рассматривать с большей симпатией к французским предложениям», – рассказал экс-президент. Он лишний раз подтвердил то, что является секретом Полишинеля – коммерческие, казалось бы, сделки на мировом рынке вооружений чаще всего имеют политическую подоплеку.
В понедельник стало известно, что Варшава, скорее всего, откажется покупать у французов еще и подводные лодки. Наиболее вероятным претендентом на закупку для польских ВМС новых неатомных подлодок стала шведская компания Saab. Французская DCNS, предложившая версию дизельной подлодки Scorpen, больше не рассматривается Минобороны Польши в числе основных претендентов на победу, сообщил сайт ЦАМТО. Стоимость контракта оценивается в 2,6 млрд долларов. Saab предложила проект неатомных подлодок А26, ранее заказанных ВМС Швеции.
Французам дважды «наставили рога»
Председатель Координационного совета российских соотечественников Франции Дмитрий Кошко рассказал, что в республике многие сочли поведение поляков предательством. «Когда стало известно об отмене заказа вертолетов Caracal, глава компании Airbus Фабрис Брежье заявил о том, что никогда в жизни не сталкивался с такой грубостью. Дальше заявлений, однако, дело не пошло, но Франсуа Олланд поездку в Польшу отменил», – напомнил Кошко газете ВЗГЛЯД.
Он также напоминает, как сразу после вступления в Евросоюз Польша получила экстраординарную денежную помощь от коллег по новому союзу, но средства тут же потратила на покупку американских самолетов. «Это шокировало всех в ЕС, но тогда американцы приказали замолчать. К сожалению, скорее всего, аналогичным образом ситуация будет развиваться и сейчас», – посетовал он.
Кошко считает, что первый раз Франция оказалась «в дураках» еще год назад, разорвав сделку по «Мистралям». «Россия не потеряла ничего – наоборот, приобрела технологии, обучила экипажи, ей вернули деньги в большем объеме, чем было заплачено, из-за падения рубля. А для Франции этот отказ обернулся значительной денежной потерей», – пояснил он.
Кошко также отмечает, что впоследствии эти «Мистрали» были проданы Египту за саудовские деньги. «Главной жертвой подобной потери стали французские налогоплательщики. «Французы и с «Мистралями», и с вертолетами оказались, как говорят во Франции, в положении рогатого мужа. Францию дважды обманули», – резюмировал он.
Президент Европейского центра геополитического анализа (Варшава) Мартин Домогала оговорился, что вопрос о том, откажется ли Польша от французских вертолетов, циркулирует на уровне сплетен и официального подтверждения пока не получил. Он напомнил, что бывший американский сенатор-республиканец Альфонс Д`Амато лоббирует сейчас покупку Варшавой американских вертолетов Black Hawk вместо H225M Caracal. Кроме того, находящаяся сейчас у власти партия «Право и справедливость» еще будучи в оппозиции обещала аннулировать сделку по покупке Caracal в пользу американских машин. Так что правящие круги действительно хотят покупать только американское оружие.
«Вокруг этой темы происходит большой балаган», – сказал Домогала газете ВЗГЛЯД. Однако он пока не исключает, что в итоге Польша все-таки приобретет Caracal. «В Польше очень сильное американское лобби. Американское влияние было не только во время правления этого правительства, но и прошлого. Хотя концерн Airbus Helicopters уже сказал, что хочет пойти в суд, в этой теме пока нет конкретной информации. Здесь замешаны очень серьезные деньги», – подытожил Мартин Домогала.
Вертолеты могут снести министра обороны
Тем временем в Варшаве вслед за скандалом, вызванным признанием Квасьневского, разразился другой – смежный. Как сообщило в понедельник РИА «Новости», крупнейшая оппозиционная партия «Гражданская платформа» заподозрила министра обороны Мачеревича в закулисных связях с тем самым американским лоббистом Д`Амато.
Партия пригрозила официально заявить об этом в прокуратуру, если в течение 24 часов прокуратура сама, а также Агентство внутренней безопасности или Центральное антикоррупционное бюро не начнут проверку сообщений, которые в субботу опубликовал интернет-портал OKO.press. Портал сообщил, что Д`Амато, который теперь работает на концерн Lockheed Martin, вот уже несколько месяцев одновременно лоббирует интересы польского военного концерна PGZ, надзор за которым осуществляет глава минобороны. По мнению портала, это может пролить свет на решение об отказе от Caracal в пользу американских Black Hawk, выпускает которые как раз Lockheed Martin.
Как заявил депутат «Гражданской платформы» Цезари Томчик, американцу можно вменить в вину конфликт интересов, поскольку он работал одновременно и на американский, и на польский концерны. «В случае с главой минобороны можно говорить о неисполнении обязанностей, поскольку Мачеревич был проинформирован, что Д`Амато будет представлять польское государство, работая на PGZ», – заявил Томчик. Депутат призвал выяснить, как давно Мачеревич и Д`Амато знают друг друга и не оказал ли последний влияния на решение отказаться от закупки французских вертолетов. Томчик подчеркнул, что это необходимо для отстаивания интересов армии и прозрачности общественной жизни в стране.
Минобороны в ответ сообщило, что Мачеревич и Д`Амато встречались лишь один раз и буквально накануне, когда состоялась встреча министра с сенатором Джоном Маккейном, пригласившим на встречу американского лоббиста.
Напоминают отношения «украинцев и русских»
Напомним, польские политики действительно громче других требовали не давать «Мистрали» России. Как рассказывал потом докладчик комиссии сената Франции Робер дель Пиккиа, Варшавауже тогда грозила Парижу прервать переговоры вокруг Caracal – в случае передачи вертолетоносцев России.
Отношения поляков и французов очень тесные и при этом противоречивые, они напоминают отношения украинцев и русских, полагает профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев: французы традиционно относятся к полякам иррационально.
«Подобное отношение уходит корнями глубоко в историю, долгое время польская и французская знать активно роднились. Последним герцогом Лотарингии был Станислав Лещинский. В Париже жил композитор Фредерик Шопен, так что сложно сказать, чей он больше – польский или французский. Перед Второй мировой войной, как известно, было заключено соглашение, согласно которому Франция придет на помощь Польше в случае войны. Через две недели после нападения Гитлера к немецкой границе действительно вышли французские войска, но к этому времени никакой Польши уже не было, ее армия и правительство просто разбежались», – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
По мнению Матвейчева, за иррациональной любовью, раздутой всевозможными польскими режиссерами, снимающими фильмы о Франции, французы часто не видят, что поляки ведут себя по отношению к ним примерно так же, как многие украинцы – по отношению к русским. «Кинуть» французов – дело для польской элиты естественное. Они даже не задумываются над тем, что они делают, и не понимают возмущения Франции. Так же и с «Мистралями» и вертолетами: поляки предали французов, не моргнув глазом, как будто все это само собой разумеется», – полагает Матвейчев.
Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.
Прямое пополнение:
На карту Сбербанка: 5479 2752 0001 4487
На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии3