Летающие роботы наступают

Фото:"Военное обозрение"

 

В середине октября, как сообщили западные информационные порталы, стратегический беспилотный летательный аппарат (БЛА) ВВС США RQ-4 Global Hawk совершил разведывательный полет вблизи Крыма, приближаясь к нему со стороны Черного моря и территории Украины. По их информации, приведенной Интерфаксом, американский БЛА, вылетевший с авиабазы Сигонелла на Сицилии, вначале подлетел к Крыму с запада со стороны Черного моря на высоте 15,5 тыс. м, а затем, войдя в воздушное пространство Украины у побережья Николаевской области, продолжил полет на восток от Херсона до Мелитополя, осуществляя разведку к северу от полуострова.

«С учетом возможностей ведения разведки на глубину до 300 км беспилотник RQ-4 Global Hawk мог также наблюдать за Донбассом из района Мелитополя. По имеющимся данным, находясь в 15 км к северу от Мелитополя, он приблизился на 217 км к линии разграничения под Донецком. На обратном пути американский БЛА пролетел над Кировоградской и Винницкой областями Украины, Молдавией, Румынией, Болгарией и Грецией», – указывалось в сообщении Интерфакса со ссылкой на зарубежные источники.

Беспилотники RQ-4 выполняют шпионские полеты уже многие годы, но лишь теперь они появились над Украиной. А где гарантия, что завтра над Украиной не появятся ударные беспилотники? Недаром уже несколько месяцев отставные американские генералы и политики бубнят о неядерном «обезоруживающем» ударе по стратегическим целям в России, произведенном ударными БЛА.

Сможет ли российская ПВО отразить внезапный удар сотен американских дронов со стороны Украины? Ведь украинская граница проходит в 100 км от Курска и в 60 км от Ростова-на-Дону. Если американские большие военные дроны получат возможность свободно летать над Украиной, ситуация для России станет буквально катастрофической.

ОТВЕТИМ АСИММЕТРИЧНО

Симметричных и асимметричных ответов у России на любой беспилотный террор – десятки. Самый элементарный – российские БЛА начнут патрулировать все Атлантическое побережье США над нейтральными водами, то есть в 12 милях от побережья. Таких больших БЛА в России сейчас нет, но это лишь дело времени – наши конструкторы уже создали несколько проектов и даже опытных образцов больших беспилотников. Если же их запуск в серию задержится, то можно переделать в разведывательные БЛА существующие ракеты или пилотируемые самолеты.

Стартовать подобные БЛА могут с самолетов Ту-95 или судов-носителей, переделанных из обычных транспортных судов, а садиться на воду рядом с судами-носителями или на Острове свободы. Держу пари на ящик виски, что первый же полет российского дрона вдоль Атлантического побережья США вызовет грандиозную панику.

Самый же изящный способ борьбы с дронами – перехват управления ими и посадка на своей территории. Да и сбить RQ-4 можно. Замечу, что с апреля 2014 года над Донецкой, Луганской, Одесской, Херсонской и другими областями ежедневно летают десятки БЛА, хотя и меньших размеров, чем RQ-4. И по ним ежедневно с переменным успехом палят все кому не лень – ополченцы, ВСУ, батальоны Нацгвардии и частные лица.

Насколько легко обнаружить Global Hawk, можно спорить, но сбить – легко. Крейсерская скорость его всего 575 км/ч, что меньше скорости ракеты «Фау-1». Британские летчики на винтомоторных истребителях подлетали к «Фау-1» и, аккуратно действуя крылом, переворачивали «дуру», терявшую управление и падавшую в Ла-Манш.

RQ-4 – легкая цель для любого реактивного учебно-тренировочного самолета, вооруженного хотя бы 12,7-мм пулеметом. Наконец, перед RQ-4 можно сбросить какую-нибудь пакость, которую мгновенно засосет в его воздухозаборник, после чего двигатель «скиснет» или взорвется. Нетрудно догадаться, что произойдет с таким БЛА и в том случае, если в 10 м от него истребитель перейдет звуковой барьер. А потом поди доказывай, что стряслось.

ДАЛЬНИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ РАЗВЕДЧИК

Американский стратегический высотный беспилотник-разведчик RQ-4 Global Hawk совершил первый полет 28 февраля 1998 года с авиабазы ВВС США в Калифорнии. Беспилотник способен в течение 30 часов патрулировать на высоте до 18 км. Аппарат разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, дочерним предприятием Northrop Grumman. Первый серийный Global Hawk был передан ВС США в 2004 году и приступил к выполнению боевых задач в марте 2006 года.

RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж изготовлен из алюминиевых сплавов и представляет собой полумонокок. Крыло полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна, да и его V-образное хвостовое оперение также сделано из композиционных материалов.

Длина беспилотника составляет 13,3 м, размах крыла – примерно 35 м (для сравнения: у самолета-разведчика U-2-31 м), взлетный вес приближается к 15 т. Аппарат оснащен двигателем AE3007H тягой 31,4 кН и способен нести полезную нагрузку весом до 900 кг.

Радар БЛА с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon и предназначен для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы он обеспечивает получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 м. За сутки может быть получено изображение с площади 138 тыс. км на расстоянии 200 км. В точечном режиме съемки области размером 2х2 км за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. Global Hawk имеет широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости.

Примечательно, что командование ВВС США в январе 2012 года решило прекратить закупку RQ-4 Global Hawk в модификации B.30, а принятые на вооружение ранее аппараты запланировано перевести в резерв. Причиной такого решения стало их дорогостоящее обслуживание, значительно превышающее затраты на эксплуатацию самолетов-шпионов U-2. Впрочем, взамен американские военные получили модернизированные БЛА типа RQ-4 Global Hawk В.40.

В целом схож с RQ-4 и созданный под требования ВМС США разведывательный беспилотник MQ-4C Triton, разработка которого была начата компанией Nоrthrop Grumman в 2012 году. Его задача – ведение разведки над морской акваторией и в прибрежных районах с максимальным временем нахождения в непрерывном полете в течение 24 часов. Первый полет БЛА совершил 22 мая 2013 года.

Система разведки с использованием БЛА типа MQ-4С была разработана в 2012 году и планировалась к принятию на вооружение в 2015 году с закупкой 68 единиц аппаратов для нужд ВМС США. Но в апреле 2013 года представители ВМС США изменили технические требования, в том числе к хвостовому оперению с вертикальным стабилизатором и рулю, и ввод системы в эксплуатацию перенесли на 2017 год.

В состав оборудования данного БЛА входят: многофункциональный датчик обнаружения объектов, датчики оперативного управления, универсальный радар, двойная резервная система управления полетом. Для управления и контроля за БПЛА требуется наземная станция, обслуживаемая четырьмя операторами.

Габариты беспилотника: длина – 14,5 м, высота – 4,6 м, размах крыла – 39,9 м. Общий вес аппарата составляет 14,65 т. Силовая установка – один двигатель AE 3007 тягой 28,9–39,7 кН. Максимальная скорость – 575 км/ч, практический потолок – 18,3 км. Беспилотник способен нести полезную нагрузку массой до 900 кг.

ДЛЯ ПОДЛОДКИ И АВИАНОСЦА

1 ноября 2013 года с подводной лодки «Провиденс» типа «Лос-Анджелес» был запущен БЛА типа XFC. «Провиденс» находилась в подводном положении, а пуск БЛА проводился с помощью специального контейнера, который всплывал на поверхность и принимал вертикальное положение. Затем происходил старт БЛА. Электрический двигатель такого беспилотника обеспечивает полет до семи часов. XFC совершил посадку на авиабазе за острове Андрос (Багамские острова).

Командование ВМС США намерено в перспективе включить беспилотники и в корабельные авиакрылья своих авианосцев. Работы по созданию большого палубного беспилотника для американских ВМС начались в США в середине 2000 года. Разработкой аппаратов первоначально занимались две компании – Boeing, представившая в 2002 году БЛА X-45, и Northrop Grumman, создавшая X-47A Pegasus («Пегас»). Позже командование ВМС США заключило с последней компанией контракт на создание аппарата, который получил обозначение X-47B.

Согласно требованиям ВМС США, палубные беспилотники должны быть способны проводить в воздухе не менее 11–14 часов с полезной нагрузкой в виде различного рода сенсоров, вооружения или топлива для дозаправки других аппаратов в воздухе.

X-47B выполнен по схеме «летающего крыла» с применением технологии малозаметности «стелс». Он оснащен реактивным двигателем F100-220U без форсажной камеры, способным развивать тягу до 8074 кг. Размах крыла беспилотника составляет 18,93 м, длина – 11,63 м, высота – 3,1 м. Вес пустого аппарата – 6350 кг, а максимальный взлетный – 20 215 кг.

X-47B оснащен складывающимся крылом и двумя внутренними бомбоотсеками для вооружения общим весом до 2 т. БЛА способен развивать скорость до 1035 км/ч и совершать полеты на расстояние свыше 4000 км.

Первый полет Х-47В состоялся 4 февраля 2011 года.

Весной 2013 года X-47B доставили на палубу авианосца «Джордж Буш». 14 мая 2013 года в 11.18 утра по местному времени БЛА впервые совершил катапультный взлет с авианосца. В момент запуска последний находился у побережья Вирджинии. По словам руководителя программы создания палубного БЛА в ВМС США Карла Джонсона, это событие стало вторым важнейшим в истории флота после первого взлета пилотируемого самолета с палубы авианосца в 1915 году. В общей сложности X-47B после взлета с авианосца находился в воздухе 65 минут. За это время испытатели выполнили несколько низких пролетов над палубой и заходов на посадку.

Испытания завершились посадкой беспилотника на аэродроме базы ВМС США Патаксент-Ривер в Мэриленде в 278 км от места взлета.

17 августа 2014 года Х-47В совершил взлет и посадку на палубу авианосца «Теодор Рузвельт», а в апреле 2015 года X-47B произвел первую в истории процедуру дозаправки в воздухе полностью в автоматическом режиме.

Однако в середине 2015 года работы по Х-47В были свернуты в связи с большой дороговизной. Оба опытных образца предполагается сдать в музей, несмотря на то что они еще не выработали и 20% своего летного ресурса.

В 2005 году начались испытания ударного вертолета RQ-8 Fire Scout, разработанного специально для ВМС США. Время нахождения в воздухе модернизированного варианта данного беспилотника, MQ-8B, составляет практически четыре часа. Этого вполне достаточно для совершения полетов в радиусе 200 км. В состав оборудования беспилотника входят оптические сканеры, инфракрасные сканеры, лазерный дальномер, а также вооружение – ракеты или пулеметные контейнеры.

Многоцелевой беспилотник MQ-8B совершает взлет и посадку вертикально. Первые автономные морские полеты MQ-8B совершил с борта десантного корабля, а в 2007 году во время испытаний в Аризоне беспилотник впервые применил свое оружие по обнаруженным целям.

Корабельные испытания данного БЛА были завершены на фрегате УРО FFG-56 «Симпсон», на котором были размещены два аппарата MQ-8В. Для обеспечения работы обоих беспилотников вертолетного типа на фрегат отправили 15 человек техперсонала и 7 человек для управления ими.

В конце 2008 года ВМС США получил несколько экземпляров новых БЛА для опытной эксплуатации. В конце весны следующего года флот начал испытания аппаратов на кораблях во время выхода в открытое море. В сентябре 2009 года началась эксплуатация БЛА MQ-8B на борту фрегата FFG-8 «Мак-Инерни». 3 апреля 2010 года беспилотник впервые был использован в реальной операции. Фрегат «Мак-Инерни», находившийся в восточной части Тихого океана, принял участие в поимке судна контрабандистов. БЛА использовали для обнаружения и слежения за судном с незаконным грузом.

Весной 2011 года три беспилотника были переброшены на одну из американских баз на севере Афганистана, где они успешно выполняли разведывательные задачи по обнаружению объектов и техники противника.

С 2010 года компания Northrop Grumman работает над новым проектом беспилотника данного семейства. В качестве базы для БЛА типа MQ-8C взят многоцелевой вертолет Bell 407. Из-за этого новый беспилотник должен иметь большие размеры и вес в сравнении с предыдущими моделями семейства. Его нормальная нагрузка должна составлять 270 кг, максимальная – около 450 кг. При этом максимальный взлетный вес БЛА типа MQ-8C примерно вдвое больше аналогичного параметра MQ-8B.

Беспилотные вертолеты создаются и для российских кораблей. ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с австрийской компанией Schiebel, разработчиком такого беспилотника, наладили лицензионное производство беспилотных вертолетов в России. У нас комплекс носит название «Горизонт Эйр S-100», в 2011 году он прошел в России испытания на пограничном корабле, а также в условиях горной местности, где «подтвердил технические условия производителя с превышением».

Взлет и посадка летательного аппарата на неподготовленную площадку возможны в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режиме. При корабельном базировании заход БЛА на посадку производится со стороны кормы сторожевого корабля и его скорости хода до 8 узлов. Максимальное волнение моря при взлете и посадке БЛА – не более 5 баллов. Сила ветра при взлете и посадке БЛА – не более 20 узлов. Направление ветра – произвольное.

Стоимость аппарата на 2015 год составляла порядка 60 млн руб.

30 мая 2012 года в Зеленодольске заложили головной пограничный СКР ледокольного типа проекта 22100 «Океан». Он может продавливать лед толщиной 80 см. На борту сторожевика должен базироваться БЛА «Горизонт Эйр S-100».

АРМЕЙСКИЕ ДРОНЫ

Краткий обзор БЛА сухопутных войск можно начать с дронов, запускаемых из тяжелых РСЗО. В качестве примера рассмотрим отечественный БЛА типа Т90 (9М61). Он помещается в реактивном снаряде 9М534 комплекса «Смерч». Изделие 9М61 создано казанским ЗАО «Эникс». Оно имеет достаточно компактные размеры и небольшой вес: его длина составляет всего около 1,5 м, размах крыла – до 2,5 м, а вес – 40 кг.

После отделения контейнера с БЛА от НУРС на высокой сверхзвуковой скорости происходит раскрытие тормозного парашюта, раскрытие контейнера и сход беспилотника. Малогабаритный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД) обеспечивает барражирующий полет аппарата на крейсерской скорости порядка 130 км/ч в течение 20–30 минут над территорией противника. Высота полета при этом составляет порядка 3 км. Диаметр фюзеляжа БЛА – 0,2 м.

Т90 может быть собран полностью из композиционных материалов, а в районе крепления ПуВРД покрыт дополнительным слоем радиопоглощающих материалов для максимального уменьшения эффективной площади рассеивания (ЭПР). Отражающая поверхность БЛА составляет около 0,05 кв. м, что осложняет его обнаружение даже мощным радиолокационным комплексом и МРЛС ЗРК «Пэтриот» типа AN/MPQ-53.

БЛА типа Т90 имеет двойное прямое крыло большой площади, позволяющее планировать аппарату на высотах до 3000 м. Несмотря на малоразмерность и низкую ЭПР, дрон является уязвимым для зенитно-артиллерийских комплексов оптико-электронными системами наведения и для ПЗРК «Стингер», «Стрела», «Игла» из-за работы ПуВРД со слабым инфракрасным излучением.

Возникает вопрос: а зачем нужен такой беспилотник? Дело в том, что РСЗО «Смерч», предназначенная для поражения противника на удалении 70–120 км (в зависимости от типа НУРС), нуждается в скоростном средстве воздушной разведки, так как за время подлета обычного БЛА, например, типа «Орлан-10», в боевой район для подтверждения координат целей оперативно-тактическая обстановка может резко измениться, поскольку ему для этого потребуется от 35 до 45 минут (скорость 150 км/ч).

Установленный же в НУРС 9М534 беспилотник Т90 сразу после схода с пусковой установки боевой машины «Смерч» набирает гиперзвуковую скорость свыше 1200 м/с (около 4500 км/ч), за счет чего дрон окажется над целью всего за 1,8–2,5 минуты (учитывая замедление ракеты на траектории). Такое подлетное время позволит наиболее быстро и четко выявить координаты необходимых целей, которые точно не успеют покинуть боевого поля прицеливания РСЗО «Смерч». Гиростабилизированная ТВ-камера высокого разрешения с блоком передачи телеметрического изображения по радиоканалу связи сделает свое дело.

Следует заметить, что созданием БЛА для тяжелых РСЗО семейства MLRS занимаются также в США и в Швеции.

Широкую известность в мире получили американские разведывательно-ударные БЛА MQ-1 Predator («Хищник») и MQ-9 Reaper («Жнец»). Они ведут боевые действия в десятках стран.

Первый полет БЛА MQ-1 состоялся в 1994 году, а в феврале 2001 года на авиабазе Неллис ВВС США впервые были выполнены испытательные запуски противотанковых ракет AGM-114 Hellfire с БЛА Predator. Беспилотный летательный аппарат может нести две ПТУР (под каждым крылом по одной ракете). Наведение на цель выполняется с использованием штатного лазерного целеуказателя.

Размах крыла MQ-1 составляет 14,84 м, вес пустого аппарата – 512 кг, а максимальный взлетный вес – 1020 кг. Двигатель мощностью 105 л.с. позволяет развивать максимальную скорость 217 км/ч, крейсерская скорость составляет 110–130 км/ч. Дальность полета – 740 км, продолжительность полета – от 20 до 40 часов. Потолок – 8 км.

MQ-1 Predator изготавливается в модификациях:

– RQ-1 – беспилотный разведывательный летательный аппарат;

– MQ-1 А/В – беспилотный ударный летательный аппарат;

– RQ-1 Predator XP – экспортный вариант, который не в состоянии нести вооружение (5 млн долл. – минимальная стоимость БЛА).

3 марта 2011 года ВВС США получили последний MQ-1 Predator из числа заказанных. К этому времени было выпущено 360 аппаратов (75 MQ-1 и 285 RQ-1). При этом, по данным командования ВВС США, к 16 марта 2009 года было потеряно 70 MQ-1/RQ-1 Predator, из которых 4 были сбиты, 11 – потеряны в ходе войны, 55 – в результате ошибки пилота, отказа оборудования и по иным причинам.

По другим данным, начиная с 1997 года до 18 января 2010 года ВВС США утратили 58 беспилотников MQ-1/RQ-1 Predator.

В Ираке в конце 2008 года у захваченного боевика изъяли ноутбук, на котором было перехваченное видео с беспилотного самолета. Объем изъятых у боевиков видеоматериалов на 2009 год насчитывал несколько суток.

Заменой MQ-1 стал БЛА типа MQ-9 Reaper. Имя «Жнец» взято из кельтской мифологии, где «жнец» – бог смерти.

MQ-9 Reaper впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года. Аппарат был создан в двух версиях: турбовинтовой и турбореактивной, но ВВС США указали на необходимость единообразия, отказавшись от закупки реактивного варианта. К тому же он, несмотря на высокие пилотажные качества (например, практический потолок до 19 км), мог находиться в воздухе не более 18 часов, что не устраивало ВВС. Турбовинтовая модель пошла в серию на 910-сильном двигателе TPE-331 фирмы Garrett AiResearch.

Вес пустого MQ-9 составляет 2223 кг, максимальный взлетный вес – 4760 кг. Максимальная скорость – 482 км/ч, крейсерская – около 300 км/ч. Максимальная дальность полета – 5800–5900 км. Практический потолок – до 15 км, рабочий – 7,5 км. С полной нагрузкой БЛА может выполнять свою работу около 14 часов. Всего же MQ-9 способен держаться в воздухе до 28–30 часов.

Вооружение «Жнеца» может размещаться на 6 точках подвески, общий объем полезной нагрузки – до 1723 кг, так что вместо двух управляемых ракет AGM-114 Hellfire на «Хищнике» он может взять до 14 управляемых ракет. Вторым вариантом оснащения «Жнеца» является комбинация из четырех «хеллфайров» и двух 500-фунтовых корректируемых авиабомб GBU-12 Paveway II с лазерным наведением. В калибре 500 фунтов также возможно и применение вооружения системы JDAM с GPS-наведением – например, боеприпаса GBU-38. Оружие класса «воздух–воздух» представлено ракетами AIM-9 Sidewinder и с недавних пор AIM-92 Stinger – модификацией ракеты хорошо известного ПЗРК, приспособленной для воздушного старта.

Размещенная в носовом обтекателе радиолокационная станция AN/APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, способная работать в режиме картографирования. На малых (до 70 узлов) скоростях радар позволяет сканировать поверхность с разрешением 1 м, просматривая 25 кв. км в минуту. На больших скоростях (порядка 250 узлов) – до 60 кв. км. В поисковых режимах РЛС, в так называемом режиме SPOT, обеспечивает получение с дистанции до 40 км мгновенных «снимков» локальных участков земной поверхности размером 300х170 м, разрешение при этом достигает 10 см.

Комбинированная электронно-оптическая и тепловизионная прицельная станция MTS-B монтируется на сферическом подвесе под фюзеляжем. Она включает лазерный дальномер-целеуказатель, способный осуществлять целеуказание всему спектру боеприпасов США и НАТО с полуактивным лазерным наведением.

В 2007 году ВВС США сформировали первую ударную эскадрилью «жнецов». Они поступили на вооружение 42-й ударной эскадрильи, расположенной на авиабазе «Крич» в штате Невада. В 2008 году ими было вооружено 174-е истребительное авиакрыло ВВС Национальной гвардии. Специально оборудованные беспилотники данного типа также есть у НАСА, у Министерства национальной безопасности и у Пограничной службы.

Первые боевые вылеты ударных БЛА в Афганистане состоялись в конце 2001 года. От 70 до 90% пораженных ими целей были гражданские объекты. Точное число убитых дронами афганцев неизвестно, но это десятки тысяч человек.

С 2004 года начались налеты американских БЛА на Пакистан. По заявлению американского сенатора республиканца Линдси Грэма, в Пакистане было убито свыше 4700 человек.

Поначалу американцы утверждали, что налеты на Пакистан ведутся с авиабаз в Афганистане. Но после налета БЛА на пакистанскую погранзаставу Салалс, где погибли 24 военнослужащих, пакистанские власти выяснили, что ЦРУ имеет в Пакистане у местечка Шомс секретную базу БЛА. Формально эта территория является частным владением, принадлежащим саудовским предпринимателям. Это был якобы приемный пункт для туристов, приезжающих в Пакистан на охоту и тренировку ловчих птиц.

В 2009 году американцы создали базы на Сейшельских островах. Там в 2010–2012 годах базировались три-четыре беспилотника MQ-9, наносивших удары по Сомали.

В начале 2013 года США создали базу в Нигере, откуда атаковали территории Мали и Буркина-Фасо. В Кувейте американские БЛА размещались на авиабазах Али аль-Салем и Аль-Джабер, и в Омане Скиб. По неподтвержденным данным, ЦРУ использовали для пусков БЛА аэродром Тузель близ Ташкента.

Во всех странах, подвергнутых ударам американских БЛА, больше половины погибших составили мирные жители. Любопытно, что в 2013 году из 2000–2500 американских операторов БЛА покончили жизнь самоубийством 25 человек. Не исключено, что это связано с многочисленными публикациями в СМИ данных об убитых женщинах и детях.

Александр Широкорад

 

Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.

 

 

Прямое пополнение:

На карту Сбербанка:  5479 2752 0001 4487

На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.