Цэ Европа — Европе: верьте нам, люди. И дайте грошей
Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС
Украинские власти продолжают изо всех сил убеждать своих западных партнеров в том, что они уверенно идут по пути евроинтеграции. 2 февраля во французском издании Le Figaro вышла статья посла Украины в Париже Олега Шамшура, посвященная трехлетней годовщине государственного переворота в «незалежной». В колонке с претенциозным названием «Украина сохраняет свою приверженность защите европейских ценностей» посол пытается доказать, что Евромайдан прошел не зря, страна проводит реформы и избавляется от наследия «преступной власти». Единственная помеха — это, естественно, «российская агрессия», которая мешает менять государство к лучшему.
Но, несмотря на все трудности, пишет Шамшур, «украинское государство более последовательно и сплоченно, чем когда-либо». Власть, ряды которой пополнили «новые решительные кадры», перестроила работу государственных учреждений, стала «прозрачной и заслуживающей доверия». Далее украинский посол живописует, как именно Киеву удалось наладить жизнь в стране. Правда, порой складывается впечатление, что он говорит о какой-то параллельной реальности, в которой «за три года было предпринято больше шагов, чем за предыдущие двадцать три года».
По словам Шамшура, был принят жесткий закон для противодействия коррупции, а Национальное антикоррупционное бюро Украины соответствует самым высоким стандартам. Кстати, как раз в день публикации статьи в «Фигаро» по коррупционному обвинению был задержан глава Государственной фискальной службы Роман Насиров, которому вменяют нанесение ущерба на два миллиарда гривен (чуть меньше миллиарда рублей). А ведь он тоже был из «новых решительных кадров» - назначение на пост состоялось в 2015 году.
«Кто бы мог подумать, что в один прекрасный день Украина сможет себе позволить не покупать российский газ?» — пишет далее Шамшур, гордясь тем, что с ноября 2015 Киев перестал покупать российский газ. Правда, посол не счел нужным упомянуть, что таких потрясающих результатов удалось добиться в основном за счет падения производства и, как следствие, снижения потребления. Не написал и о том, что Украина покупает тот же российский газ, только через европейских посредников, переплачивая по несколько десятков долларов за каждую тысячу кубометров, что признавал даже украинский министр энергетики.
«Этот процесс внутренних перемен в стране опирается на мощное и независимое гражданское общество, родившееся на Майдане», — утверждает Шамшур. Но не уточняет, как именно проявило себя это гражданское общество за последние три года. Возможно, в нынешней блокаде Донбасса?
В конце посол отводит несколько больших абзацев тому, как Украина верит в «поддержку своих европейских союзников и в успех дипломатических и политических усилий, а также в военно-техническое сотрудничество для противодействия российской экспансии». Он выражает надежду на сохранение антироссийских санкций, а затем внезапно подытоживает свой опус тем, что «украинское государство — независимый ключевой игрок на международной арене».
«В то время как ряды евроскептиков растут в Европе, революция на Майдане продемонстрировала силу европейских ценностей. Украинский народ напомнил тем, кто в этом сомневался, что идеалы свободы, солидарности и демократии должны быть защищены с гордостью», — завершил статью посол последнего оплота Европы и демократии.
Примечательно, что Шамшур не написал ни слова об уровне жизни, зарплатах, пенсиях, тарифах и экономике в целом. Украинский политолог Александр Дудчак убежден, что и остальные достижения, о которых пишет Шамшур, — это миф, который вряд ли сможет одурачить европейскую публику.
— Начнем с того, что нет никакой «единой Европы», о которой постоянно говорят украинские власти. Евросоюз очень разнороден. Там разный уровень жизни — есть Германия и Франция, а есть Румыния и Болгария. Разная религия — православная Греция и католическая Италия. Наверное, в какой-то степени можно говорить о единых ценностях — свободе слова, демократии, толерантности, хотя и это спорный вопрос. Но Украине, конечно, очень далеко до этого уровня. Единственное, в чем они немного похожи на европейцев, так это в том, что и последних периодически сотрясают коррупционные скандалы.
«СП»: — Как же слова посла о том, что Украина очень успешно борется с коррупцией?
— Это просто смешно. Какого украинского политика или чиновника ни возьми, он обязательно окажется в чем-то замешан. Можно ткнуть пальцем в любого, и потом выяснится, что за ним стоят те или иные коррупционные схемы.
Посмотрите хотя бы на человека, который называется президентом Украины. В стране, в которой царит разруха, закрываются предприятия и гибнут целые отрасли производства, он умудряется наращивать свои доходы и личное состояние. Узкий круг лиц, которые имеют доступ к власти, пользуются всеми благами и богатеют. У них все замечательно. А остальное население нищает на глазах. Как можно верить в эффективную борьбу с коррупцией в таких условиях, совершенно не понятно.
«СП»: — Может, с гражданским обществом дела обстоят лучше, чем с коррупцией?
— По свободе слова и личности Украина может сравниться разве что с Саудовской Аравией, где инакомыслящих побивают камнями или плетьми. На самом деле, Украина недалеко от этого ушла. За то, что люди хотят говорить на своем языке или ходить в свою церковь, чтить свои праздники и героев, их всячески притесняют, устраивая настоящий гуманитарный террор. Нежелание слышать людей проявляется буквально во всем, в том числе в, казалось бы, элементарных вещах: в переименовании улиц без согласия жителей, в отмене праздников. Они уничтожают чужие символы, ценности, историю. Вот это и характеризует «независимое гражданское общество», свободу совести, слова и европейские ценности, которые царят на Украине последние три года.
«СП»: — Но есть, вроде бы, неоспоримые достижения. Шамшур пишет, что Украине удалось освободиться от зависимости от украинского газа…
— Конечно, они от нее освободились. Путем ликвидации предприятий, которые этот газ потребляли. И за счет экономии со стороны населения, которое платит по непомерным тарифам.
А то, что необходимо Украине, они все равно покупают через европейских посредников с переплатой до 50 долларов за тысячу кубов, а то и больше. Причем этот тот же самый российский газ, только дороже. Никто ведь не думает, что Швейцария или Германия — это крупные поставщики газа? А от них Украина получает до 45% газа.
«СП»: — А что с последним тезисом, что Украина — мощный игрок на мировой арене?
— Украина — давно уже не игрок, а пешка на шахматной доске, которую передвигают другие. Это забавное утверждение, даже не знаю, на кого оно рассчитано. Может быть, на внутреннюю аудиторию, которой такие слова поднимают настроение. Страна полностью зависима от внешнего управления и финансирования, которое выдают в час по чайной ложке. И когда посол говорит об этом во французской газете, он обманывает сам себя и не хочет замечать изменений, которые произошли в отношении Европы к Украине.
Этот чемодан без ручки европейцам серьезно поднадоел, как и обмен санкциями с Россией. Власть во многих странах ЕС будет меняться уже в этом году, в том числе во Франции. Новое руководство вполне может открыто заявить об окончании поддержки Украины, и это станет серьезным ударом по Киеву, который последние три года рассказывал о том, как их поддерживает весь Запад. И что они будут делать после этого совершенно непонятно.
Анна Седова, "СП"
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2