Украина из жадности устроила себе засуху
Фото: AP/ТАСС
Министр экологии и природных ресурсов Украины Остап Семерак признал, что страна начинает страдать от нехватки воды. В эфире одного из местных каналов Семерак сообщил, что в последние годы уровень наполнения рек и озер всего на 20% соответствует требуемому стандарту. Таким образом, вскоре помимо экономических проблем властям «незалежной» придется решать проблемы экологические.
«Сегодня в Украине не осталось ни одного озера или реки, где бы качество воды было на уровне первого класса. Так, прошлым летом я каждое утро просыпался и с ужасом смотрел новости, не начался ли мор рыбы еще в какой-то реке», — признался министр.
По его словам, такая плачевная ситуация во многом связана с человеческим фактором. В частности, с бесконтрольной вырубкой лесов, халатным отношением промышленных предприятий к водным ресурсам, а также непродуманной расчисткой водных артерий. В то же время, ни один нарушитель не был наказан за загрязнение или ухудшение экологической ситуации, так как по украинскому законодательству за это предусмотрена только административная, а не уголовная ответственность, а штрафы для крупных компаний просто смехотворны.
«Вместе с Генпрокуратурой Минэкологии разработало изменения именно в уголовном законодательстве, которое предусматривает повышенную ответственность за вред природе. Однако в декабре прошлого года парламент в очень быстром режиме принимает закон, запрещающий в 2017 году любые проверки, в том числе и экологические. Поэтому сейчас Минэкологии фактически оказалось под мораторием проведения проверок», — пожаловался Семерак.
На Украине тут же принялись обсуждать резонансное заявление министра. Представители деловых кругов усмотрели в нем желание Минэкологии вернуть себе право проверять предприятия. Но директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко признал, что хотя слова министра были «несколько эмоциональны», а комплексная проверка водоемов страны в последнее время не проводилась, Украина оказалась «по пояс» в экологических проблемах. Эксперт назвал ряд рек, вода в которых загрязнена выше нормы, отнеся к ним и киевскую реку Лыбидь, которая представляет собой «выброс промышленных производств. Да и воду в Днепре эколог считает «не первой свежести».
«Государство должно выделять деньги на очистные сооружения, государство должно принимать законы, запрещающие сбрасывать загрязненные фракции в воду. Сейчас это разрешено — плати штраф и сбрасывай. Промышленники вкладывают в себестоимость продукции стоимость штрафа и спокойненько живут дальше», — рассказал Борейко одному из местных изданий.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что несмотря на опасность, которую представляет эта ситуация для экологии и граждан страны, власти вряд ли будут что-то предпринимать.
— Ответ на этот вопрос очень точно можно сформулировать старым анекдотом, который родился еще в конце 80-х. Он очень хорошо все объясняет про экологию на Украине. Там на Западной Украине должны были провести митинг, но только чтобы на нем не выступали ни антисемиты, ни антикоммунисты. Предложили кандидатуру Федоренко, потому что он эколог. И вот выходит Федоренко на трибуну и говорит: «Що ж це делается, товарищи? Реки пересохли, деревья вырубили. Негде ни москаля утопить, ни … повесить».
Это, конечно, анекдот, но с тех пор отношение к экологии на Украине мало изменилось. Им просто не до того. Киев занимается декоммунизацией, двигается в Европу. Они не собираются следить за своими реками и водоемами и уж тем более выделять деньги на экологических инспекторов. Деньги нужны на «АТО»: вот победим, тогда и станет все хорошо, в том числе с экологией, так они рассуждают. Опять же, можно вспомнить поговорку о том, почему в кране нет воды. Только теперь в этом у них виновата Россия.
Но при этом не могу не вспомнить, что мы в свое время тоже шли по похожему пути. У нас ликвидировали Службу лесной охраны, и мы видим, во что превратились леса в Подмосковье, да и по всей стране — сплошные буреломы, незаконные вырубки и пожары. Только недавно снова восстановили этот институт.
«СП»: — А если начнут мелеть реки, которые текут в Европу, это может вызвать реакцию ЕС?
— Конечно, это может вызвать недовольство Европейского союза. Но проблема гораздо серьезней. Падение уровня рек чревато не просто нехваткой питьевой воды. Я беспокоюсь об атомных электростанциях на Украине. Этим сооружениям нужно огромное количество воды для охлаждения, поэтому они всегда строятся на водоемах. Падение уровня воды в реках потенциально может нести угрозу для работы украинских АЭС, и это будет беспокоить все окружающие страны.
Директор природоохранных программ Общероссийской экологической организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов считает, что для России обмеление водоемов на Украине опасности не несет, в отличие от загрязнения грунтовых вод, которое также происходит.
— К счастью для нас, падение уровня воды в реках Украины практически ничем нам не угрожает. Дело в том, что Днепр берет свое начало на территории России (на Валдайской возвышенности) и потом течет на Украину и впадает Черное море. Еще одна крупнейшая река — Днестр — берет свое начало в Карпатах, течет через Украину и Молдавию, а затем также впадает в Черное море. К нашим водосборным бассейнам она отношения не имеем.
Поэтому с моей точки зрения безобразное водопользование украинцев, а оно действительно безобразное, нам не угрожает.
«СП»: — А почему водопользование безобразное?
— Это и загрязнение основных рек, и вырубка лесов на крутых склонах горных массивов. Она в основном идет на Западной Украине, которую распродают на корню. Но эти леса — гарантия наполнения водоемов, так как они способствуют удерживанию влаги, а не испарению с поверхности.
Для России, как я уже сказал, это практически не несет угрозы. В европейской части страны основным является Волжский водосборный бассейн. Сама река Волга берет свой исток и течет по территории России, от Украины она не зависит. Северные реки, тем более, никак не зависят от ситуации в соседней стране.
В этом году у нас, напротив, прогнозируется наполняемость рек выше нормы. Мы ждем очень полноводную весну, и есть опасность не пересыхания, а наводнений в центральной и европейской части России, а несколько позже — в Сибири и на Дальнем Востоке.
«СП»: — То есть с экологической точки зрения нам беспокоиться об Украине не стоит?
— Не совсем так. Опасность представляет не столько обмеление водоемов на территории Украины, сколько загрязнение грунтовых вод в приграничных районах. Некоторое время назад власти Украины лелеяли планы по добыче сланцевого газа на границе с нашей Белгородской областью. Вот это несло бы серьезную угрозу для России, так как подземные воды распределяются по-другому и загрязнение на территории Украины сказалось бы и на нас.
«СП»: — Некоторые комментаторы на Украине уже начали говорить о том, что человеческий фактор не является основным в обмелении рек, мол, все дело в природных условиях…
— Я убежден, что такой низкий процент наполняемости рек является, в первую очередь, результатом их ужасного природопользования. Это касается не только вырубки лесов, но и повышенного водопользования промышленных предприятий, жадного и бестолкового. Эта погоня за прибылью наносит огромный ущерб экологии. На Украине сейчас не осталось ни одного чистого водоема. Практически каждому из них можно присвоить статус грязного или очень грязного. В отличие от России, где еще остались водоемы категории «А» — чистая вода, например, в Тамбовской области.
«СП»: — Как вы считаете, с чем связано решение отменить экологические проверки, раз ситуация и так плачевная?
— Нужно признать, что в России в начале современного этапа развития тоже был период «экологических каникул». За счет ослабления контроля пытались поднять экономику и производительность предприятий. К счастью, потом от такого подхода отказались. Видимо, решение об отмене проверок на Украине сегодня принято от безысходности, когда другими способами поднять производительность предприятий нельзя. Вот они и отыгрываются на природе, лесах, водных объектах.
Сегодня, в отличие от украинского законодательства, в российском Уголовном кодексе есть природоохранные статьи не только за вырубку леса, но и за загрязнение водоемов, атмосферного воздуха. Они предусматривают срок лишения свободы от двух до семи лет. Надеюсь, что по ним начнутся и реальные посадки, когда будут сажать не только браконьеров, которые выловили 10 карпов или срубили елочку, но и недобросовестных предпринимателей, чьи заводы вредят окружающей среде.
Анна Седова, СП
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2