Командир "Пятнашек", легендарный Абхаз, о себе, о родине, о войне в Донбассе
Его имя значится в списках легендарных командиров непокоренного Донбасса. Приехав в числе первых добровольцев, он встал на защиту Русского мира, сформировав из пятнадцати бойцов знаменитую «Пятнашку» – интернациональную бригаду, на счету которой не один десяток успешных боевых операций. Знакомьтесь: командир Ахра Авидзба – легендарный Абхаз…
- Не хочется говорить о войне, хочется показать читателю человека, раскрыть характер. Чем занимались до войны?
- По специальности я экономист. Окончил Московский институт дружбы народов. Очень долго занимался общественной деятельностью. Потом мы со старшим братом решили попробовать свои силы в земледелии: начали выращивать в теплицах овощи. Своими руками расчистили заросшее поле. Работы было очень много – начали, как говорится, «зашиваться». Была возможность нанять рабочих, но для нас был интересен сам процесс.
Работали не покладая рук. Для нас это был, скорее, не бизнес, а работа для души, сродни искусству. Потом я уехал на войну в Донбасс, а брат остался дома и пошел служить в местные правоохранительные органы, в службу безопасности. Пригодился его опыт, так как он всю жизнь проработал в МВД.
Отец подарил мне брата и сестру: с братом у нас разница в возрасте двенадцать лет, с сестрой – больше. Брат служит в спецназе, хотя рвался сюда. Но кому-то надо присматривать за домом.
- Война закончится рано или поздно. Есть планы: здесь остаться или вернуться в Абхазию?
Я всегда говорил, что дом есть дом. Жена у меня местная, дети здесь родились, появились друзья. Сейчас разрываемся между Абхазией и Донецком. Так что когда придет пора помирать, кости придется тащить на родину. Это наша культура: абхаз должен быть похоронен на своей земле, там, где могилы наших предков. Это, наверное, уже заложено на генетическом уровне: как бы ни было хорошо на стороне, Абхазия все равно милее сердцу. Когда есть возможность находиться дома, мы находимся дома.
- Абхазы – народ, почитающий традиции отцов. Вы о своем роде знаете?
- Знаю, что моей фамилии около пятисот лет. Абхазы – очень древний народ. В нашем языке до сих пор сохранились гортанные звуки, что лишний раз подтверждает его давнее происхождение.
У нас говорят, что мы и с царем на «ты», потому что у нашего народа иная культура и свои представления о правильном воспитании. В давние времена ханы отдавали своих детей на воспитание простым горцам. Таким образом, они убивали сразу двух зайцев. Во-первых, будущий вождь рос среди народа и знал, чем тот живет. Во-вторых, народ считал такого правителя своим, и, если ему угрожала опасность, на его защиту вставали все как один.
Еще в Абхазии очень уважают соседей. У нас говорят, что сосед ближе родственника, потому что он тебя и из роддома встретит, и на тот свет проводит. Ведь у нас хоронить умерших разрешается только соседям. Поэтому сосед тебе как брат, независимо от того, хороший он или плохой.
Когда наши предки вернулись в Орду – они не поняли существующей там иерархии, напоминавшей пирамиду, наверху которой стоял хан, а у подножия – народ, низводившийся до уровня рабов. Это было противно природе свободолюбивых абхазов, а потому они предпочли сохранить свои обычаи и традиции.
У нас даже есть легенда о происхождении нашего народа. Не приняв это, они решили вернуться в Абхазию. Их было два брата. Хан, узнав о намерениях своих детей, пленил их. Спустя какое-то время, дочь абхазского князя полюбила младшего брата и помогла им бежать. В районе Афона старший брат устроил засаду и тем самым дал возможность влюбленным уйти в Междуречье. Отсюда наш род и пошел. Теперь мы уже стали чистыми абхазами.
У меня пятеро сыновей от трех женщин. Среди них нет ни одной абхазки: так удается избежать кровосмешения. Нам запрещается, чтобы соприкасались фамилии в пяти поколениях, а это, можете посчитать, минимум сорок фамилий. Поэтому найти жену среди абхазок сложно, ведь у нашей семьи три с половиной тысячи дворов родственников.
- У вас внешность типичного абхаза?
- Типичные абхазы рыжие и худые. У нашего народа лишний вес не приветствуется. У нас даже говорят: если абхаз лежит на земле, подперев рукой голову, то кошка, не опуская хвост, пройдет у него подмышкой. У меня самого сейчас вес немного больше нормы из-за нарушения гормонального фона вследствие ранений.
Испокон веков наши предки ежедневно тяжело трудились, может, поэтому и жили долго. Летом гоняли в горы скот, а там – свежий воздух, чистейшая вода. Ели, в основном, растительную пищу, мясо на стол подавалось только по праздникам. Рыбу тоже не жаловали. Обычно в рационе была мамалыга и сыр. Думаю, поэтому среди абхазов традиционно много долгожителей, чей возраст пересек столетний рубеж. Известны случаи, когда наши старики доживали до ста сорока лет.
- Говорят, в Абхазии уникальная вода…
- Действительно, вода у нас уникальная. В народе говорят, что если река больше пяти камней прошла, она становится чистой. А вообще за состоянием воды у нас строго следят. В горах запрещают купаться в реках и родниках, чтобы не загрязнять их. Раньше за то, что человек мылся в роднике, могли даже убить.
Вода у нас экологически чистая, потому что все реки, протекающие в Абхазии, начинаются и заканчиваются у нас в республике. Даже море вдоль нашего побережья отличается от сочинского своей чистотой.
У нас находится самая глубокая в мире карстовая пещера с подземным источником. К нему в Великую Отечественную рвались подразделения Вермахта, но так и не дошли. Фашисты так и не смогли захватить Абхазию. Мы остановили их на перевале.
В девяностых мой народ, как и вы, тоже пережил жестокую войну. На ней воевал мой отец, воевали все мои старшие родственники-мужчины. Женщины обеспечивали тыл. Наверное, поэтому отец смог меня понять и не отговаривал, мол, твоя война уже позади. Вообще, у нас, кавказцев, нет привычки навязывать свое мнение. Старшие, воспитывая младших, показывают, что хорошо, а что плохо, но человек всегда принимает решение сам.
Когда я уезжал в Донбасс, отец меня не останавливал. Он знал, что война – удел молодых. Конечно, на фронте есть мудрецы, но в бой всегда идут те, кто быстр, вынослив и силен. Отец приехал проведать меня в Донецк и умер. Лег спать и не проснулся.
- Вы приехали передать свой опыт. Кроме военных навыков, чему еще пришлось обучать ребят?
- За плечами моего народа – война, которая не только научила нас противостоять противнику, но и дала бесценный опыт восстановления экономики в послевоенные годы. Поэтому я понимаю, как важно создать все условия, чтобы люди возвращались домой. В Абхазии в результате войны из восьмиста тысяч жителей оставалось всего двести пятьдесят, а чтобы поднять экономику, численность населения должна составлять хотя бы шестьсот тысяч.
Так же и в Донбассе. Надо сделать все, чтобы население вернулось домой. Не нужно рассказывать, что все идет легко и гладко. Нужно говорить правду: что продолжается война и блокада, и работать приходится тяжело. Замалчивая проблемы, мы от них не избавимся. Но при этом все должны понимать, что у нас есть цель, и мы настойчиво идем к ее осуществлению.
Слава Богу, что у жителей Донецкой Народной Республики есть мужество признавать свои ошибки и исправлять их. Это во многом зависит и от личности Главы Республики. Батя во многом является для всех примером.
Мы, абхазы, пережившие свою войну, намного лучше понимаем донбассовцев, чем, возможно, они сами. Сегодня вы пока действуете эмоционально, а лет через десять-пятнадцать ваши шаги будут более взвешенными и обдуманными. Поэтому мы сегодня стараемся поделиться своими опытом и рассказать, что нужно предпринимать в первую очередь.
Еще в четырнадцатом году я говорил, что нужно заблокировать СБУ и МВД, чтобы они не смогли вывезти оружие. К сожалению, дончане тогда еще не верили, что началась война, и не сделали этого. Теперь правоохранительные органы испытывают нехватку вооружения, и армия приходит к ним на помощь, делясь собственными трофеями.
- Какие впечатления о людях Донбасса?
Я так скажу, что в довоенном Донецке я не смог бы жить. Довоенный Донецк уже портился. Люди портились. Я не люблю Москву, через две недели пребывания хочу из нее вырваться. А здесь я могу спокойно находиться долгое время. Мне здесь комфортно. Я не чувствую, что нахожусь вне дома. Народ хороший, и злости у людей не чувствуется. До войны большинство думало больше о деньгах, сейчас как-то больше радуются жизни, стали добрее. Хотя многим дончанам кажется наоборот. Но нам со стороны виднее.
- Вы и спортсменам помогаете…
Стараюсь помогать, особенно каратистам, поскольку сам с девяти лет занимался единоборствами. Когда началась война и я приехал в Донецк, то познакомился здесь с Леонидом Тимохиным – президентом Федерации косики-каратэ. Мы начали сотрудничать. На начальном этапе Министерству спорта тяжело было финансово поддерживать подобные начинания, поэтому мы искали деньги, скидывались, привлекали неравнодушных, пытались помочь.
Результат не заставил себя долго ждать: двадцать спортсменов с флагом ДНР привозили с международных соревнований пятнадцать-семнадцать, а иногда и все двадцать медалей. Это создавало и создает полезный для Республики информационный фон, да и ребятам вселяет веру в собственные силы. Сегодня федерация уже крепко встала на ноги, но мы по-прежнему продолжаем дружить.
- Спасибо большое, крепкого здоровья!
Михаил Кононенко
Помощь пострадавшим в войне на Донбассе.
«Малой» защищает Новороссию со Славянска. Мы призываем всех неравнодушных людей России откликнуться на наш призыв и оказать посильную помощь защитнику Новороссии. В настоящий момент необходима помощь в лечении и реабилитации: необходимо 180 тысяч рублей — 20 дневный курс лечения, входит медицинские обследования, медикаментозное лечение, процедуры, восстановление функции.
Оказать помощь:
Для банковских карт и с телефона:
1. Карта Сбербанка 4276 3801 6680 6872 Владимир Орлов
2. На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268
3. На телефон МТС(не Киви) +7 978 0454589
4. Счет Pay Pal: capitanbrig@gmail.com
5. Вебмани: рубль R697532829749, доллар Z152768828719
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.