Россия отсоединяет Прибалтику от себя
Из истории:
"Литва устроит Российскому Калининграду энергоблокаду еще до 2017 года
Вчерашняя новость о том, что Литва решила полностью отказаться от Российского электричества не привлекла большого внимания. Ну, дескать, не хотят, как хотят, скатертью дорога.
Однако, все не так просто. Литва находится на полпути между Россией и ее заграничным анклавом, Калининградской областью. И соответственно, электричество туда идет из России через Литву.
В 2001 году было подписано соглашение о параллельной работе энергосистем Беларуси, России, Эстонии, Латвии, Литвы (БРЭЛЛ). Литва уже заявила о выходе из БРЭЛЛ до начала 2017 года. Хотя в систему пока еще входят и другие страны Балтии, транзит в Калининградскую область осуществляется именно через Литву.
"Энергетическая система Калининграда не предназначена для работы в изолированном режиме, она в этом плане крайне неустойчива. И действительно, после того как Литва и прочие страны отрежут Калининград от нас, там могут быть большие проблемы", - заявил во вторник, 8 декабря, член комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев.
С целью обеспечения работы энергосистемы Калининградской области в автономном режиме планируется построить в регионе 4 электростанции общей генерирующей мощностью около 1000 МВт, но пока их строительство еще не началось.
На текущий момент Россия заявила о том, что в случае если прибалтийские страны выйдут из энергокольца, Россия будет требовать возмещения затрат на строительство объектов, которые компенсируют потерянные мощности. Страны Балтии согласны выплатить соответствующую компенсацию, но грядущих проблем Калининграда это, очевидно, не решит.
Введение в эксплуатацию двух новых ТЭС в Калининградской области болезненно восприняли в соседней Литве: теперь энергетическая система Калининграда способна работать в изолированном режиме и Россия может выйти из электрокольца БРЭЛЛ, не дожидаясь, пока оттуда выйдет Прибалтика.
Если раньше Прибалтийские страны рвали связи с Россией, то теперь Россия проводит политику инфраструктурного отмежевания от Прибалтийских стран. И, вопреки демонстративному желанию держаться подальше от восточного соседа, Литве, Латвии и Эстонии совсем не по нраву, что морские порты, трубопроводы и электростанции теперь строятся «в обход» Прибалтики.
В городах Гусеве и Советске на востоке Калининградской области начали работать Маяковская и Талаховская тепловые электростанции. В торжественной церемонии ввода в эксплуатацию ТЭС принял участие президент России Владимир Путин, что свидетельствует о важности события для высшей российской власти.
При этом вводом в эксплуатацию двух ТЭС на востоке области модернизация калининградской энергетики не закончится. Осенью этого года будет запущен первый энергоблок Прегольской ТЭС под Калининградом. В следующие несколько месяцев начнут работу остальные три блока, и к апрелю 2019 года Прегольская электростанция на 456 мегаватт будет функционировать на полную мощность. А летом 2020 года начнет работать в полную силу резервная Приморская ТЭС в Светлом.
Запуск четырех новых электростанций позволит вдвое увеличить мощность генерации в Калининградской области. Это даст возможность энергосистеме самого западного региона России работать в изолированном режиме, что сделает Калининград нечувствительным к поставкам электроэнергии из Литвы.
До сих пор Калининградская область была связана с энергосистемой остальной России через электросети Литвы. Литовские власти, планируя выход из электрокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва), злорадно представляли, с какой головной болью столкнется Москва из-за энергообеспечения Калининградской области. А с Литвы и взятки гладки: мы разрываем инфраструктурные связи с «оккупантами», а энергоснабжение Калининграда не наша проблема.
Однако новости о том, что Россия решила проблему еще до того, как та возникла, и теперь может сама отключиться от БРЭЛЛ и избавить страны Прибалтики от своего присутствия в их электросетях, прибалтийских политиков почему-то не радуют.
«После того как страны Балтии начали дискуссии об отсоединении от российского электрокольца и синхронизации с Западом, Москва подняла вопрос Калининграда, и это должно было стать одним из главных объектов переговоров. Но сейчас готовность России сохранить калининградскую изолированную систему изолированной говорит о том, что дискуссий по этому вопросу не будет», — прокомментировал открытие в Калининградской области новых электростанций министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.
Заявление на самом деле обескураживающее.
Оказывается, Литва хотела дискуссии и переговоров с Россией, а Россия ей такой возможности не предоставила, коварно построив новые электростанции, позволяющие калининградской энергосистеме работать изолированно от Прибалтики.
Не в этом ли и был смысл затеи с выходом Прибалтики из БРЭЛЛ: заставить Россию разговаривать с Литвой, Латвией и Эстонией, причем с позиций слабого и просящего? Мол, войдите, пожалуйста, в наше положение: у нас есть Калининградская область, она останется без электричества, если вы покинете электрокольцо. Давайте вместе подумаем над этой проблемой и придем к какому-то компромиссу, проявите понимание, мы готовы в ответ пойти на уступки в других вопросах…
Вместо всего этого Россия в очередной раз проявила свою агрессивную имперскую сущность: за несколько лет построила новые электростанции и теперь в любой момент может сама выгнать Прибалтику из своей электросети, раз уж она так хочет оттуда выйти. Обидно? Конечно, обидно. Одно дело, когда ты говоришь «прощай, немытая Россия», гордо отворачиваешься и уходишь в закат, и совсем другое дело, когда сама Россия разворачивает тебя и посылает на запад пинком под зад.
«Этот шаг показывает, что строится новое внутреннее кольцо, которое позволит отделить страны Балтии от континентальной сети России», — говорила о новых ТЭС в Калининградской области, строительстве Островецкой АЭС в Беларуси и реконструкции российских и белорусских сетей советник министра энергетики Литвы Аурелия Верницкайте. Так разве это не счастье? Россия сама отделяется от Прибалтики. «Империя» рвет инфраструктурные связи с бывшими «оккупированными» территориями. Радоваться нужно. Однако советник министра говорит о происходящем не с удовлетворением, а с тревогой.
«Я так понимаю, всё уже готово, это можно делать, министерство также говорит, что это надо делать немедленно, ведь мы уже проиграли один похожий бой. Это касается АЭС. Аналогия та же: Россия забежала нам за глаза и побуждение Беларуси строить АЭС похоронило всякую надежду на строительство АЭС в странах Балтии, на генерирование большего количество энергии и ее продажу», — прокомментировал энергетические проекты России и Беларуси депутат литовского Сейма консерватор Паулюс Саударгас.
Эти заявления литовских деятелей очень показательны и откровенны.
Стратегический курс России на инфраструктурное отмежевание от Прибалтики в самой Прибалтике вместо удовлетворения встречает зависть, раздражение и обиду: у них теперь гарантированно не будет ни денег от российского транзита, ни возможностей влиять на Москву.
При декларируемом десятилетиями желании не иметь дел с Россией, держаться от нее подальше и всеми помыслами быть в Европе, страны Балтии очень хотели говорить с Кремлем, но только на своих условиях. В их идиллической картине Россия была кающимся агрессором, который признаёт «советскую оккупацию», просит прощения за «геноцид» прибалтийских народов, плачет и платит Прибалтике сотни миллиардов долларов материальных компенсаций, с которых литовцы, латыши и эстонцы безбедно живут еще лучше, чем в Советском Союзе.
Вместо этого Москва вообще отказалась разговаривать с Прибалтикой и построила собственные грузовые порты в Балтийском море, чтобы преодолеть транзитную зависимость от Прибалтийских республик. И теперь руководителям Литвы, Латвии и Эстонии остается только кусать локти от злости: их порты и железные дороги скоро ни единого рубля от российского транзита не увидят, разговаривать с ними «за оккупацию» в пределах Садового кольца никто так и не собирается, а монополии на порты и, следовательно, возможности повлиять на Россию больше нет.
Выход Прибалтики из БРЭЛЛ — продолжение той же истории. Упущена такая прекрасная перспектива поговорить с Россией с позиций силы из-за энергоснабжения Калининграда. Увидеть Путина просящим.
В результате вместо чувства собственного превосходства приходится в очередной раз испытывать комплекс неполноценности.
Ведь Россия в кратчайшие сроки устранила проблему, за несколько лет построив несколько электростанций. Вдобавок аккурат к выборам президента Литвы «Росатом» запустит Белорусскую АЭС. Новые российские порты на Балтике наращивают грузооборот. Железная дорога в обход Украины построена за два года и введена в эксплуатацию.
Между тем, проект Висагинской АЭС закончился на стадии презентаций в Power Point. Железную дорогу Rail Baltica страны Балтии не могут построить два десятилетия. Нефтепровод в Вентспилс пуст. СПГ‑терминал в Клайпеде — «чемодан без ручки», который и нести невозможно, и выкинуть нельзя. Латвийские и эстонские порты год от года теряют грузы.
В советские годы Россия вкладывала колоссальные деньги в инфраструктуру Прибалтики — теперь Россия вкладывает огромные деньги в инфраструктуру обхода Прибалтики, последовательно разрывая инфраструктурные связи с Эстонией, Латвией и Литвой.
И первым лицам последних, как они ни стараются изображать отстраненность и равнодушие, не удается скрыть зависть и злость. Гигантские ресурсы, которые раньше шли в Прибалтику, теперь идут мимо Прибалтики. Вокруг них всё строится и растет, а у них — простаивает и ржавеет.
И разговаривать с ними в России никто не хочет. И сделать с этим ничего нельзя. Только и остается, что кусать локти.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии4