Трамп заставил немцев полюбить русских
Фото: Zuma/TASS
Премьер-министры сразу трех федеральных земель на севере Германии призвали правительство страны к диалогу с Россией, сообщает газета Neue Osnabrücker Zeitung.
«Нам не нужны очередные санкции. Больше дипломатии и сотрудничества — вот в чем мы нуждаемся», — заявил в совместном интервью глава правительства земли Нижняя Саксония Штефан Вайль. По его словам, предыдущие меры, принятые против России, не сильно изменили ситуацию.
«Германия должна способствовать тому, чтобы мировая центробежная сила не взяла верх», — подчеркнул он.
Премьер федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания Мануэла Швезиг также согласилась с тем, что «диалог должен продолжаться и тогда или как раз тогда, когда разногласия имеют место».
Кроме того, она похвалила Ангелу Меркель за то, что она «снова усиленно ищет диалога». По ее словам, ослабление санкций не первый шаг к сближению, однако оно могло бы быть результатом такого диалога.
«Северный поток — 2″ важен не только для Мекленбурга — Передней Померании, но и для всей Германии. Нам не нужны атомные электростанции. Мы хотим отказаться и от бурого угля», — добавила она.
Наладить диалог с Россией, несмотря на напряженность в отношениях между Москвой и Берлином также потребовал глава правительства земли Шлезвиг — Гольштейн Даниэль Гюнтер.
Напомним, что немецкие политики и раньше призывали власти страны к диалогу с Россией. Вышеупомянутая Швезиг в мае этого года в интервью Die Welt утверждала, что этого хотят большинство жителей страны. В том же месяце вице-президент Бундестага, член СДПГ Томас Опперман также говорил о том, что только сотрудничество с Россией позволит решить целый ряд международных вопросов. Его однопартиец премьер земли Бранденбург Дитмар Войдке, в интервью Redaktionsnetzwerk Deutschland предложил перейти от конфронтации к кооперации. «Нам надо выйти из спирали эскалации. Это единственный путь к успеху. Танки по обе стороны границ не помогут нам», — отметил он. В апрельском интервью Bild президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайерзаявил, что Германия не должна воспринимать всю Россию и ее народ как врага.
Стоит также отметить, что идею восстановления диалога с Россией в Германии поддерживают представители различных политических сил и это не только популистская «альтернатива для Германии», выступавшая за это изначально и получившая третье место по итогам последних федеральных выборов. Так недавно несколько влиятельных депутатов от СДПГ раскритиковали жесткий курс главы МИД — представителя их партии Хайко Мааса, который накануне обвинил Россию в «агрессии» на Украине и «растущей враждебности».
Конфронтацию с Россией критикуют и представители партии канцлера. За снятие ограничительных мер выступают не только в Христианско-социальном союзе (ХСС), но и Христианско-демократическом союзе (ХДС), в частности, премьер-министр Саксонии-Анхальта Райнер Хазелофф.
На этом фоне в Германии также призывают вернуть Россию в состав «Большой восьмерки». О необходимости этого шага заявила в воскресенье, 3 июня сопредседатель фракции партии «Левые» в бундестаге Сара Вагенкнехт.
«Мы исключили Россию из „Большой восьмерки“. Теперь наша проблема заключается в том, что США проводят политику, которую остальные шесть (стран — авт.) проводить не хотят», — сказала она в интервью радиостанции Deutschlandfunk.
Вагенкнехт также отметила необходимость сотрудничества с Россией по наиболее важным вопросам. «Европа заинтересована в хороших отношениях с Россией. Немецкая внешняя политика всегда была такой, и я считаю, что мы должны к ней вернуться», — подчеркнула она.
Можно ли после всего этого говорить о структурных изменениях в немецкой политике? Насколько серьезен голос тех, кто выступает за восстановление отношений с Россией и может ли он повлиять на политику федерального правительства?
— Германия — федеративное государство, где правительства земель создаются по итогам выборов, а не назначаются, — напоминает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— И очень многие канцлеры возглавляли правительства земель, прежде чем достигли вершин федеральной власти. Поэтому голос представителей земель достаточно важен.
«СП: — Сторонники диалога с Россией появляются уже не только в СДПГ, но и в ХДС/ХСС. Легко ли Меркель будет удерживать единство в этом вопросе?
— В ХДС сторонники отмены санкций имелись с самого начала. Эта партия тесно связана с крупным немецким бизнесом, который от мер против России нёс убытки. И поскольку альтернативу российскому рынку в полной мере не нашли, а отношения с США ухудшаются, давить на Меркель с требованием ослабить ограничения будут сильнее. И убеждать в необходимости сохранения санкций ей станет сложнее.
«СП: — Почему все больше немецких политиков начинают выступать против санкций? Что изменилось в последнее время?
— За последнее время ухудшились отношения с США. Украина, ради которой всё и затевалось, показала себя с крайне отрицательной стороны. Плюс Германия столкнулась с террористической угрозой. Все эти вещи толкают многих немецких политиков к тому, чтобы снова увидеть в России важного партнёра.
«СП: — Будет ли увеличиваться число этих людей в Германии в ближайшей перспективе?
— Это число будет увеличиваться, но не так быстро, как хотелось бы. Антироссийская инерция всё же очень сильна, и сопротивляться сближению с РФ будут представители самых разных партий. Антироссийского крыла нет разве что у Левой партии. В остальных оно есть — где-то больше, где-то меньше.
«СП: — Какие еще страны ЕС могли бы завтра открыто выступить за отмену санкций? Как будет вести себя с ними официальный Берлин?
— Открыто за снятие уже выступают Италия, Австрия, Венгрия, Греция, отчасти Словакия и Испания. Проще сказать, где таких сил нет. Это Британия, Польша, Прибалтика, в меньшей степени — Швеция, Дания, Голландия и Румыния… Так что в случае, если немцы предложат ослабить антироссийские меры, они столкнутся с сильным сопротивлением. Однако разве что англичане, поляки и прибалты будут упорствовать до конца. Остальные вполне добровольно потянутся за немцами, и убеждать их особо не придётся.
— В ФРГ голоса за нормальный диалог с Россией звучат уже давно, — отмечает руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— В силу федеративного устройства, голоса например избранных глав земель, таких как Бавария, звучат особенно громко. Но поскольку именно у Меркель ключи от внешней политики страны, эти голоса до сих пор как бы копились в копилочку канцлера. Но теперь им придан более весомый смысл: заговорили и министры. Связано это, конечно, с грозящими санкциями против немецких компаний со стороны США за участие в «Северном потоке — 2».
«СП: — Публичный призыв видных политических деятелей отменить санкции против России свидетельствует о структурных изменениях в немецкой политике? С чем они связаны?
— Недавний приезд Меркель в Сочи, участие Макрона в ПМЭФ показывают, что европейские лидеры пытаются найти новый язык в общении с Путиным, и это язык переговоров и сближения. В конце концов, если это не сделают ФРГ и Франция, это сделают Италия и Австрия. Это, конечно, перелом, но он только начинается.
Швезиг также потребовала перестать чинить препятствия строительству газопровода «Северный поток — 2».
«СП: — Повлияет ли мнение этих людей на что-либо?
— Безусловно, повлияет. Прежде всего, изменится риторика и позиция европейских государств, в пику Брюсселю и руководству ЕС. С ЕС мы неслучайно уже не общаемся напрямую, потому что там внутри элит явный раскол.
«СП: — Отдельно Швезиг упомянула «Северный поток — 2», призвав прекратить попытки блокировать строительство газопровода. Насколько давление, оказываемое Вашингтоном на «СП-2» повлияет на готовность немцев к налаживанию диалога?
— «СП-2» — ключевой проект для разногласий между США и европейскими странами. Американцы задались целью сорвать этот проект любыми способами, а угроза санкций в адрес немецких компаний — это то, что сейчас нужно для политики Трампа, который делает Америку антиглобальным проектом, и это повергает партнеров США в шок. Но шок для нас выгодный: Германия не станет отказываться от выгодного для неё газового проекта, и вполне готова к санкциям. Но новая реальность заставляет немцев пересматривать своё место на геополитической карте, и толкает в сторону России. Как партнёра по «Северному потоку -2» в частности.
«СП: — Когда и при каких обстоятельствах Германия будет готова на полную отмену санкций?
— Полная отмена санкций может быть возможна только после решения украинского вопроса.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.