Порошенко придумал, как остановить «Северный поток-2»

Фото: Nord Stream 2 / Aксель Шмидт

 

 

«Северный поток-2» является абсолютно политиканским проектом, который нужен России лишь для того, чтобы лишить Киев денег на финансирование армии. Об этом завил президент Украины Пётр Порошенко в своей колонке на онлайн-платформе для социальной журналистики Medium.

По его словам, Киев намерен создать в Евросоюзе группу по противодействию строительству газопровода, который пройдет в обход территории «незалежной».

«Власти Украины предложили партнёрам из Евросоюза создать единую группу для остановки строительства «Северного потока-2», — написал Порошенко. Запуск трубопровода лишит Киев доходов от транзита российского «голубого топлива», а это 3 миллиарда долларов в год, посетовал украинский президент.

«Три миллиарда долларов — это та сумма, которая сегодня тратится на всю оборону Украины. Вам понятно, для чего он строится?», — многозначительно отметил гарант Конституции. По его мнению, после начала эксплуатации топливной магистрали Москва сможет атаковать «незалежную».

Порошенко заявил, что рецепт борьбы с «Северным потоком-2» уже найден. В частности, Киев предложил Германии остановить строительство «Северного потока-2» в обмен на вхождение в международный консорциум, управляющий газотранспортной системой Украины. По словам Порошенко, «партнёры» из США также «решительно настроены» на борьбу, а против возможных санкций США «никто не пойдёт».

Между тем, разрешение на строительство «Северного потока-2» в своей экономической зоне Балтийского моря уже выдали Финляндия, Германия и Швеция. Компании-оператору Nord Stream 2 AG осталось получить добро от датских властей.

Из кого может состоять «группа врагов» нового российского газопровода в Европе, согласится ли Германия с «заманчивым предложением» Порошенко или все рассуждения украинского президента так и останутся рассуждениями?

— Я думаю, что вариантов конструктивного сотрудничества России, Украины и Европы при закрытии проекта «Северный поток-2», нет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — История, когда первый раз рассматривалось (российское, кстати) предложение создать тройной консорциум для управления украинской ГТС, давно в прошлом. В середине двухтысячных этот вопрос был на обсуждении, и вот тогда вполне реально было договориться. Однако в Киеве отказались, начали кричать о том, что никогда не отдадут «трубу» в Европу, что это залог «незалежности». На этом всё и закончилось.

А сейчас Порошенко надеется всех перехитрить, обменяв металлолом на российские и европейские инвестиции. На модернизацию украинской ГТС необходимо сейчас не меньше 10 миллиардов долларов. Россия, при том, что Украина не возвращает нам прежних долгов и ведёт откровенно антироссийскую политику, инвестировать в такой проект не будет. Допустим, европейцы захотят обсудить подобную перспективу. Они вкладывают большие деньги в украинскую ГТС и закрывают «Северный поток-2». И что получают взамен? А получают то, что остаются с безальтернативной страной-транзитёром. Причём крайне нестабильной страной, в которой постоянно появляются некие «инициативы» на предмет, а не повысить ли нам плату за транзит российского газа? То есть получится, что европейцы должны будут вложиться, а потом не будут иметь гарантий в бесперебойных и предсказуемых поставках газа по заранее оговорённым ценам.

При этом в Европе понимают, что Киев в большей степени зависит от Вашингтона, чем от Брюсселя. А в Вашингтоне в газовом вопросе одна задача в Европе — подсадить Евросоюз на свой более дорогой сжиженный газ. И это тоже понимают европейцы. Получается, что модернизированную за деньги европейцев украинскую «трубу» в любой момент могут «подкрутить» по требованию американцев, сократив или вовсе прекратив поставки газа из России.

Поставки по украинской ГТС могут быть приостановлены даже не по экономическим причинам, а по политическим. Поскольку американцам просто не нужен никакой конкурентный газ из России, неважно, идёт он по «Северному потоку» или по трубопроводу «Уренгой-Помары-Ужгород». И зачем ЕС вся эта головная боль?

Если бы европейские компании видели смысл вкладываться в украинскую ГТС, они бы уже давно сделали это. Украина ещё в 2014 году разрешила покупать доли в своей ГТС иностранным компаниям. Никто не воспользовался этим разрешением. Поэтому я не верю в некий консорциум по управлению украинской «трубой». Максимум, что может быть — создание некоего координирующего органа Россия-ЕС-Украина, который будет регулировать вопросы транзита в ближайший «переходный период».

В 2020 году будет нужен новый контракт на транзит газа через Украину, поскольку «Северный поток-2» ещё не будет запущен в полную силу. Поэтому порядка 40 миллиардов кубометров газа в 2020 году пройдёт через территорию Украины (вместо нынешних 90 миллиардов кубометров). Возможно, что и в 2021 и даже в 2022 году будут такие объёмы прокачки. И вот по поводу условий транзита этих объёмов через Украину надо будет договариваться. А приблизительно после 2021−2022 года транзит упадёт до 10 миллиардов кубометров газа. Правда, это ещё зависит от того, будут ли европейцы повышать или снижать закупки российского газа.

«СП»: — Насколько вероятно, что Порошенко удастся создать некий клуб противников «Северного потока-2»?

— Надо понимать, что проект «Северный поток-2» — частный. То есть Порошенко предлагает создать некий государственный союз против частного бизнеса. Это создаёт довольно неопределённую в правовом отношении ситуацию. К тому же Украина везде кричит о том, что «Северный поток-2» — политический проект, а сама выступает против него именно по политическим мотивам. Дескать, Россия после введения в строй нового газопровода захватит Украину.

Совершено непонятно при этом, зачем России захватывать нищающую страну, с деградирующей промышленностью, притом, что уже будут построены газопроводы в обход неё. Да и никому в Европе это не надо — воевать с объективно выгодным газопроводом. Разве что Польша и Литва поддержат эту инициативу, поскольку они тоже сильно зависят от США, как и Украина. Возможно, ещё поддержит Великобритания из политических соображений, но и то не факт, поскольку она тоже получает российский газ по обменной операции (Россия поставляет газ в Бельгию и записывает это как поставки норвежского Statoil, а норвежцы поставляют в Англию и записывают это в счёт «Газпрома»). Поэтому в Лондоне понимают, что де-факто снижение поставок газа из России ударит по экономике Великобритании.

Даже если предположить, что Киеву удастся создать некий клуб друзей Украины, протестующих против «Северного потока-2», это будет объединение, не имеющее никаких реальных рычагов давления на ЕС. Получится пиар-объединение, которое будет кричать о политизированности проектов «Газпрома». Но нечто подобное мы и так слышим уже несколько лет.

«СП»: — Украинцы любят «попугать» Россию намерением резко поднять цены на транзит. А если предположить, что некое соглашение с чётко прописанными условиями будет составлено с участием ЕС, сделает ли это Киев более предсказуемым партнёром?

— Вся история независимой Украины показывает, что она не очень любит соблюдать договоры. Причём, заключённые не только с Россией. Киев зависит в большей степени от США. Именно поэтому уже сейчас Украина жёстко критикует Германию, несмотря на то, что она флагман Евросоюза, выделяющего Киеву денежные транши. С Италией у Украины было уже несколько судебных споров из-а газа. Европейские элиты прекрасно видят, что нынешняя украинская власть не настроена играть в долгую. Это власть временщиков и поэтому она малоинтересна европейцам. Им интереснее и проще получать газ из «Северного потока-2», который Россия сама доведёт до Евросоюза. При этом европейцы понимают и то, что украинская труба никуда не денется. Она будет понемногу эксплуатироваться, и при необходимости её можно будет модернизировать.

«СП»: — Учитывая аховую ситуацию с украинской экономикой, а также резкое сокращение от транзита газа в ближайшие годы, останутся ли у Киева деньги на содержание ГТС, не перестанет ли она существовать как таковая?

— Проблемы в этом смысле есть. Украинцам надо будет переформатировать свою ГТС. Когда уже будет понятно, сколько будет прокачиваться газа через «незалежную» после 2022 года, им надо будет выделить одну газовую нитку из газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» и поддерживать в техническом состоянии только её. Плюс оставить два-три газохранилища. Таким образом, они смогут сократить расходы на поддержание своей ГТС в рабочем состоянии, и в пиковые периоды потребления газа смогут увеличивать прокачку газа в Европу.

Алексей Полубота

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.