Спросили фолклендцев? Спросите и Донбасс
Запущенные агентством Bloomberg слухи о содержании переговоров президентов России и США в Хельсинки вызывали истеричную реакцию у официального Киева. В публикации со ссылкой на неназванные источники объявлено, что Владимир Путин с Дональдом Трампом якобы обсуждали в Хельсинки идею проведения в Донбассе некоего референдума, предложенного российской стороной.
Что вообще за референдум, и какие на него могут вынести вопросы? Об этом источник агентства не сообщил. Однако тут же министр иностранных дел Украины Павел Климкин нервно назвал возможный референдум «репетицией развала государства». Затем украинская сторона в Трехсторонней контактной группе в Минске объявила, что ни о каком референдуме в Донбассе не может быть и речи.
Выглядит такая позиция официального Киева достаточно алогично и даже забавно. Если верить регулярно публикуемым в украинских СМИ результатам соцопросов, то от 70 до 90% населения «незалежной» поддерживают идею единой и независимой Украины. Да и в Донбассе, по данным тех же источников, количество желающих присоединиться к Украине якобы велико.
Естественен вопрос: если бы Киев храбро согласился на проведение референдума на своем Юго-Востоке и получил бы такие же результаты, как в ходе этих удивительных опросов, то это, конечно, резко бы подняло в стране авторитет правящего режима. Что же мешает? Возможно, подобный референдум стал бы нарушением норм международного права?
Собственно говоря, никаких нарушений в самом факте проведения референдумов о самоопределении нет и быть не может. Право на самоопределение является одним из основных принципов международного права. Его становление уходит корнями еще в XVIII век, когда на плебисцитах решалась судьба папских анклавов Авиньон и Венсенн. В 1920-е на референдумах определяли будущее пограничных районов стран Восточной и Центральной Европы со смешанным населением. В частности, это происходило на Варминско-Мазурском и Каринтийском плебисцитах.
После Второй мировой войны, исходя из принципа самоопределения, именно так решался вопрос независимости колоний европейских держав в Африке, Азии и Океании. А также — проблема статуса Саара, когда отношения между собой выясняли два вполне цивилизованных европейских государства — Германия и Франция.
Право на самоопределение закреплено в Уставе ООН, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакете о гражданских и политических правах. Согласно международным актам, у всех народов есть право на самоопределение. И они сами должны свободно устанавливать свой политический статус.
В 1991 году Запад горячо поддержал «самоопределение» советских и югославских республик. Да и после 1991-го западными странами напрямую или косвенно был проведен целый ряд референдумов по вопросу самоопределения. В 1995 году свое будущее таким способом определял Квебек, в 2006-м — Черногория, в 2011-м — Южный Судан.
В 2013 году Великобритания без малейших угрызений совести провела референдум на такой спорной территории, как Фолклендские (Мальви́нские с точки зрения Аргентины) острова. И на основании того, что свыше 99% участников проголосовали за статус заморского владения британской короны для островов, Лондон его им и сохранил.
Уже в текущем году должен будет пройти референдум по вопросу независимости от Парижа Новой Каледонии (особое административно-территориальное образование Франции, расположенное в Тихом океане).
На этом фоне отговорки представителей украинского экспертного сообщества в духе «а такого народа, как донбассцы, в нашей стране нет», звучат просто смешно. Во-первых, фолклендцев, например, отдельным этносом тоже назвать, как минимум, проблематично. Но это совершенно не смутило Лондон.
Во-вторых, любая старая этническая карта Украины покажет, что в агломерациях Донбасса преобладают люди, которые всегда позиционировали себя, как этнические русские.
Гипотетический украинский референдум о судьбе Донбасса мог бы быть не о климкиновском «развале», а, например, о такой безобидной и для Киева вещи, как федерализация «незалежной». Однако это Украину, похоже, тоже не устраивает.
Не исключено — потому, что в высоких киевских кабинетах прекрасно знают реальную цену сильно ангажированным социологическим продуктам, производимым украинскими придворными исследователями.
Конечно, когда незнакомый человек на улице или, тем более — по телефону спрашивает у жителей Харькова и Одессы об их отношении к потенциальному отделению регионов от Украины, те, памятуя об огромном количестве посаженных за «сепаратизм» соотечественников, вряд ли осмелятся публично поддержать такую идею. А вот на реальном референдуме, проводимом, например, под эгидой ОБСЕ и при участии международных наблюдателей, результаты могут быть совершенно другими. И эти результаты способны преподнести массу неприятных сюрпризов Киеву.
В то же самое время именно референдум мог бы стать реальным путем к бескровному разрешению конфликта на Юго-Востоке. Вот только украинские власти в этом явно заинтересованы в последнюю очередь…
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1