Киев жаждет, но опасается ареста танкера «Механик Погодин»
Фото: Алексей Павлишак/ ТАСС
Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова сообщила, что у Украины нет претензий к российским морякам, которые находятся на задержанном на днях в Херсоне российском танкере «Механик Погодин». «Только что переговорила с капитаном судна „Механик Погодин“ Михаилом Замятиным. Ещё вчера я получила информацию от Службы безопасности и пограничной службы, что именно к людям они претензий не имеют», — написала она.
Зато Денисова уточнила, что под санкциями само судно и имущество на нем. По предварительным данным, танкер «Механик Погодин» принадлежит компании «ВЭБ «Лизинг», которая внесена Киевом в его санкционный список совсем недавно — 26 июля.
По словам Денисовой, суд по вопросу ареста судна состоится в понедельник, 13 августа.
Напомним, о том, что российский танкер в Херсонском торговом порту может быть арестован, сообщил 10 августа т. н. «постпред президента Украины в Крыму» Борис Бабин. По его словам, судно было «выявлено и задокументировано» сотрудниками СБУ — оно принадлежит компании, внесенной в санкционный список Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). Бабин крайне решительно заявил, что берет дело под свой контроль. «Уверен, что выйдет из этого порта оно не скоро. Уверен также, что на этот раз дело никому развалить не удастся», — написал он в Facebook.
В комментариях Бабин уточнил, что решения суда об аресте судна пока нет, но от него «никто никуда не денется».
Как сообщили в пресс-службе Энергетической таможни Государственной фискальной службы Украины, «Механик Погодин» в порту Херсона якобы пытался незаконно выгрузить нефтепродукты.
Между тем, это уже третий захват Украиной российского судна в 2018 году в Черном и Азовском морях. Хронология тут такова.
25 марта украинские пограничники задержали рыболовецкий сейнер «Норд» с 10 членами экипажа на борту недалеко от Бердянска.
Полмесяца спустя, 11 апреля, генпрокурор Украины Юрий Луценко сообщил об аресте другого российского судна — «Trans Services Maritime», добывавшего песок для строительства Крымского моста.
Теперь вот — «Михаил Погодин». Означает ли это, что захваты будут продолжаться? Почему в нынешнем случае Украина медлит с арестом? Боится последствий?
— Опасения украинской стороны понятны. Страна, практически не имеющая Военно-Морского флота, нагло арестовывает судно достаточно сильной морской державы буквально в двух шагах от ее территориальных вод, — отмечает главный редактор ФОРУМ. МСК Анатолий Баранов. — Хотя удивление вызывает, скорее, намерение Киева все же, несмотря ни на что, арестовать хоть какое-нибудь российское судно. Очень хочется приключений? Ну, так надо, в конце концов, предоставить украинской власти такие приключения. А то будут продолжать нахальничать.
«СП»: — Чего в Киеве хотят добиться подобными акциями?
— Чтобы Москва их заметила. И, допустим, обстреляла Херсонский порт или высадила там десант для освобождения судна и моряков.
Это было бы для Киева счастье! Можно было бы снова вопить об агрессии, просить на Западе денег на национальную оборону и так далее.
«СП»: — Это уже третья попытка Украины в 2018 году фактически пиратского захвата наших судов. Может, стоит вообще не заходить в их порты и даже — в территориальные воды? Насколько это реально?
— Это самоочевидная вещь. Вы заходите в порты, где вас могут арестовать. Вы об этом знаете, но все равно заходите. Что, там ждут такие невероятные бонусы, такие сверхдоходы? Не думаю.
Нужно не просто запретить российским судам заходить в любые украинские порты. Все украинские грузы, оказавшиеся в российских портах, следует просто конфисковать. Нам не нужна морская торговля с таким государством. Вообще не нужна.
— Санкционный список СНБО вводится в действие указом президента Порошенко. И угодить туда может кто угодно, главное перед этим вписать физическое или юридическое лицо в этот перечень, — напоминает политолог Иван Лизан. — Вот судовладельца «Механика Погодина» и вписали в данный перечень. Почему судно, принадлежащее подсанкционной компании, оказалось в порту Херсона — вопрос к судовладельцу.
— Прецедентом назвать сложно. Скорее, Киев просто действует в рамках юридических процедур. Формально у него может не быть претензий к морякам, ему нужно лишь само судно. Если оно не заходило в крымские порты, то моряков даже отпустят. Но это же Киев. Там возможно всё.
«СП»: — Как понимать нерешительность Украины с арестом судна? Киев опасается, что такой шаг ему аукнется посильнее, чем арест «Норда»?
— Да, однозначно аукнется. Поэтому Киев и держит в уме то, что устроил сам себе, арестовав в марте «Норд». Теперь российские пограничники чуть ли не ежедневно «кошмарят» украинские суда в Азовском море, что временами прорывается в СМИ в виде истерик украинских чиновников.
«СП»: — Зачем вообще нужно было заваривать эту кашу? Чем теперь может кончиться эта история?
— Ну, как зачем? На Украине война с Россией идёт вполне реальная. Это Россия предпочитала до последнего времени не приходить уже по вручённому пригласительному на эту войну. То есть — не отвечала на действия Киева. Это одна из граней.
Вторая — работа украинских чиновников. Если есть решение о введении санкций, то его полагается выполнять. Вот оно и выполняется. И будет с разной степенью успешности исполняться до тех пор, пока его не отменят.
Независимо от того, что будет с «Механиком Погодиным» и его экипажем, украинские суда в двух морях теперь, думаю, просто «закошмарят» проверками. Чем нанесут украинскому судоходству максимальный ущерб.
Может, так же арестуют какое-то из судов под украинским флагом. Но дело в том, что Киеву глубоко безразлична судьба своих моряков. Сыновья депутатов и высших чиновников в море ходят только на своих яхтах. И то — в более тёплых морях.
«СП»: — То есть «ответка» будет?
— Будет. Полагаю, стоит ожидать чего-то симметричного. Какое-то судно задержат, остальные начнут останавливать прямо в морях и проверять с пристрастием.
«СП»: — Может, стоит вообще объявить бойкот украинским портам? Зачем российским судам заходит в порты пиратского государства?
— Удивлён, что этого ещё Москва не сделала. Мы часто смеёмся над эстонцами, но порой ничем не отличаемся от них, когда речь заходит об оперативности и своевременности реагирования на действия Киева.
Зачем наши заходили в Херсон? Очевидно, по делу: для торговли (погрузки, выгрузки) или для пополнения различных припасов.
А зачем судовладелец разрешил заход судна в украинский порт, а капитан его туда повёл — это вопрос из категории «слабоумие и отвага».
А в это время
Как сообщает РИА Новости, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука заявил, что российское военное присутствие в Азовском море грозит Украине не только потерей портов в Черном и Азовском морях, но и потерей государственности.
А по утверждению украинского министерства инфраструктуры, Россия в период с конца апреля по середину июля задержала для досмотра без объяснения причин 93 судна, следующих в порты Украины через Керченский пролив.
Замглавы МИД страны Елена Зеркаль признала, что российские пограничники при этом не нарушают протоколы во время осмотра украинских судов в Азовском море.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1