Константинополь толкает Украину к религиозной смуте

Синод Константинопольского патриархата заявил, что приступил к предоставлению автокефалии церкви на Украине. Он также принял решение о снятии анафемы с глав двух неканонических церковных структур на Украине — с самопровозглашенного «патриарха киевского» Филарета Денисенко, преданного анафеме Русской православной церковью в 1997 году, и с главы «украинской автокефальной православной церкови» Макария Малетича. Константинополь также заявил о своих правах на Украину и аннулировал обязательство исторического письма 1686 года, которое давало право Московскому патриарху назначать митрополита Киевского.

В РПЦ назвали решения Синода легализацией раскола и заявили, что они нанесут катастрофический вред, коснувшись судеб миллионов людей не только на Украине, но и во всем православном мире. Общение Константинополя с раскольниками разрушает каноническое православие, абсурдность снятия анафемы с Филарета совершенно очевидна, заявили в пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

УПЦ в свою очередь не исключила разрыва общения с Константинополем и наложения анафемы на Константинопольского патриарха Варфоломея, отметив, что считает решение Константинополя по украинской церкви неканоническим, глубоко враждебным актом и вмешательством во внутренние дела.

— Как ни парадоксально, но глава Константинопольского патриархата (КП) сам себя поставил в незавидное положение этим решением, — говорит публицист, главный редактор православного портала «Русская народная линия» Анатолий Степанов. — Создал массу проблем, не удовлетворив никого. Может быть, за исключением наших «заокеанских партнёров», которые получили ещё одну возможность уязвить Москву и создать для нас дополнительные проблемы на украинском направлении. Главный выгодополучатель принятого вчера решения — США. Неслучайно Варфоломея в РПЦ за глаза называли «наш заокеанский партнёр».

Остальные участники всей этой истории получили, скорее, не то, что хотели.

К примеру, Порошенко ожидал однозначного томаса об автокефалии накануне президентских выборов на Украине. Это бы однозначно прибавило ему влияния среди части украинцев. Томас не получен. Принято решение об отложенном томасе. Правда, Константинополь отменил своё решение 1686 года о передаче Киевской митрополии в состав Московского патриархата.

«СП»: — Насколько это законно?

— Об этом много спорят. Но надо признать факт, что при составлении документа о передаче лукавые греки внести в него несколько двусмысленных формулировок, на которые теперь и упирают у Варфоломея.

Отмена того документа де-факто означает восстановление киевской митрополии под началом Константинопольского патриархата. А где её взять? Законная каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) не собирается переходить под начало Константинополя. Остаётся — легализовать ныне существующих раскольников. Так называемую «автокефальную украинскую православную церковь», которая появилась во время Гражданской войны 1917−1922 годов в России. Это церковь абсолютно неканоническая. Это просто самосвяты, как говорят у православных. А также неканоническую «украинскую православную церковь киевского патриархата» (УПЦ КП). Но тут другая проблема — глава этих раскольников был предан анафеме священным синодом Русской православной церкви (РПЦ). То есть Варфоломей наплевал на эту анафему и отменил её. Хотя законно сделать это может только та каноническая церковь, которая предала анафеме.

Парадокс в том, что решение Константинополя также не удовлетворит и главу раскольничьей УПЦ КП скандально известного «патриарха Филарета». С одной стороны, с него как бы сняли анафему, но при этом «понизили» в чине. Он сам себя назначил патриархом, а тут, если он соглашается с решением Константинополя, становится экзархом с неясными перспективами. И должен по идее подчиняться тем экзархам, которых Варфоломей уже прислал на Украину.

А некий всеукраинский Собор, который должен утвердить автокефальную украинскую церковь, неизвестно когда состоится. Поскольку те, кто хотел перебежать из УПЦ Московского патриархата к раскольникам, уже перебежали. Те, кто остались в канонической Украинской православной церкви, понимают, что переход в «автокефальную церковь» без благословения митрополита УПЦ МП Онуфрия чреват извержением из сана. А это не шутки для тех, кто знает, что такое православные каноны.

«СП»: — Есть информация, что президент Порошенко чуть ли не насильно заставил приехать к нему Онуфрия…

— Да, уже есть сведения, что на этой встрече первым был вопрос — не хочет ли Онуфрий тоже попросить автокефалии у Варфоломея. Но это вопрос, скорее для отвода глаз, поскольку позиция главы Украинской православной церкви по этому вопросу давно известна. Он противник автокефалии. А главное — Порошенко давил на Онуфрия, чтобы тот разрешил митрополиту винницкому Симеону стать экзархом КП. Из этого следует, что киевская власть не хочет видеть во главе будущей автокефальной церкви Филарета, которого многие не любят по разным причинам. Он является едва ли не главным препятствием для учреждения украинской автокефалии. Видимо, митрополит винницкий Симеон — та фигура, которая бы устроила и Константинополь, и Киев. Насколько можно судить из тех «утечек», которыми мы располагаем, глава канонической Украинской православной церкви дал твёрдый отрицательный отказ по этому поводу. То есть, если Симеон захочет перейти к сторонникам автокефалии, он будет извергнут из сана.

Нельзя отрицать, что и в составе канонической УПЦ МП есть влиятельное автокефальное лобби, представитель которого давно говорят о необходимости создания независимой украинской церкви. Наиболее яркая фигура — митрополит Александр Дробинка. И ещё несколько митрополитов. Но они в меньшинстве и не решаются самочинно переходить в новую церковную структуру.

Вообще, у меня есть ощущение, что Варфоломей своими действиями в отношении украинской автокефалии уязвляет лично патриарха Кирилла за то, что РПЦ отказалась участвовать в так называемом Всеправославном соборе на Крите из-за сомнительности его повестки. На самом деле, именно неучастие РПЦ и ещё трёх канонических церквей сделало этот собор совещанием, по сути. И видимо, Варфоломей был сильно обижен и решил вот так ответить патриарху Кириллу.

«СП»: — Каким теперь будет ответ Русской православной церкви?

— Естественно, что патриарх Кирилл не примет таких решений Константинополя. На ближайшем заседании в Минске священный синод Русской православной церкви почти наверняка примет решение о полном разрыве канонического общения с Константинопольским патриархатом. Это создаст массу проблем для КП и лично Варфоломея, претендующего на лавры «православного папы римского».

Но надо признать и провал работы отдела внешнецерковных связей (ВЦС) РПЦ. Мы не получили весомой поддержки от поместных православных церквей всего мира. Хотя сейчас в ВЦС и пытаются представить ситуацию, что нас почти все поддержали, это не совсем так. В основном есть частные мнения отдельных иерархов канонических православных церквей. Высказался патриарх Сербской православной церкви, но решения священного синода нет как нет. И так в большинстве церквей. Священные синоды всего лишь трёх поместных православных церквей — Болгарской, Польской и Александрийской высказались в нашу поддержку. И ещё не признаваемая Константинополем Православная церковь Америки. Созыва предстоятелей поместных православных церквей по украинскому вопросу, о чём просил патриарх Кирилл, по-видимому, не состоится. Большинство церквей молчит по этому поводу.

Похоже, что в отделе внешнецерковных связей РПЦ много занимались налаживанием контактов с Ватиканом, а вот со своими православными братьями общались мало.

Кроме того, теперь очевидно, что между РПЦ и российским государством нет тесной координации. Ведь проблема создания на Украине автокефалии — политическая, а не духовная. И решать её надо было политическими методами. Однако наши иерархи видимо думали, что обойдётся, сами справимся. Вот мы и получили то, что получили.

«СП»: — Может ли РПЦ предать анафеме Варфоломея, как это предлагают сделать некоторые наши священослужители?

— Не думаю, что священный синод Русской православной церкви предаст анафеме Варфоломея. Насколько мне известно, в истории канонического православия не было такого, чтобы одна церковь предавала анафеме главу другой церкви. Это обычно решается внутри самих церквей.

«СП»: — А задним числом собрать всеправославный Собор, осуждающий поведение Константинополя, возможно?

— Варфоломей поступил хитро. Ведь он пока не дал автокефалии «киевскому патриархату». А значит, вроде бы, и Собор созывать не из чего. Отмена анафемы Филарету всё-таки недостаточный повод.

«СП»: — Филаретовцы уверены, что теперь-то к ним массово начнут переходить прихожане УПЦ МП.

— Начать с того, что как я уже упоминал, желанного томаса филаретовцы не получили. Константинополь не пошёл на это, поскольку это были бы уж совсем разбойничьи действия со стороны Варфоломея. Видимо, и архиереи Константинопольского патриархата понимают, что таким образом они бы поставили себя совсем в неудобное положение перед православным миром.

Тем не менее, усиление гонений на Украинскую православную церковь вполне можно ожидать сейчас. Недовольство киевских властей, бандеровцев и раскольников, что им не удаётся получить автокефалию, может привести к тому, что они начнут мстить «московским попам».

Конечно, Порошенко невыгодно, если накануне президентских выборов в стране усилится религиозная рознь. Но, видимо, киевские власти будут закрывать глаза на бесчинства раскольников и бандеровцев. Мы знаем, как уже были захвачены сотни храмов УПЦ МП. Видимо, будут ещё захваты. И скорей всего, попытаются у канонической православной церкви отобрать прежде всего лавры — Киево-Печерскую и Почаевскую. Это не будет проходить безболезненно. Поскольку эти святыни русского и мирового православия де-юре остаются в собственности украинского государства. И государство (украинские чиновники уже заявляли об этом) вполне может расторгнуть договор с УПЦ МП, которая сейчас «использует» эти святыни в религиозных целях.

Конечно, решение о передаче лавр и других святынь вызовет волнения среди верующих, а это чревато кровью. И для нас это будет очень тяжело, поскольку реально помочь мы отсюда, из России, мало чем сможем.

Алексей Полубота

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.