Порошенко припомнил Лукашенко, что тот живет на деньги Москвы
В Киеве вновь подвергли критике президента Белоруссии Александра Лукашенко за «пророссийскую позицию». Поводом стал визит в Гомель украинского лидера на форум регионов, в ходе которого между президентами возник своеобразный спор о роли России и Запада в вооруженном конфликте в Донбассе.
Напомним, согласно протоколу, на пресс-конференции по итогам встречи первым выступал Петр Порошенко, а Лукашенко вслед за ним. В своей речи белорусский лидер, однако говорил не только о перспективах расширения экономического сотрудничества двух стран, чему, собственно и было посвящено мероприятие, но и затронул тему Донбасса, что конфликт должны решать три славянских народа.
«Это наша беда, это наша проблема — ни европейцы, ни американцы, ни кто-то другой — это мы должны решить проблему, чтобы она не была заморожена», — заявил Лукашенко.
В ответ на это Порошенко, нарушив регламент, снова взял слово и заявил, что Россия должна вывести войска с Донбасса. «В чем заключаются минские договоренности? Все очень просто: умоляем, уберите свои войска, Россия, с нашей территории», — сказал Порошенко.
На родине Порошенко белорусскому лидеру ответили гораздо более жестко. Причем особо отметились люди, работающие на администрацию украинского президента. Среди резких критиков Лукашенко, как сообщает «Политнавигатор», оказался, в частности, политтехнолог Виктор Уколов.
«После выступления „батьки“, который в традиционной русской манере начал лицемерно тошнить о дружбе трех братских народов, которые могут разобраться между собой без посредников, Петр Порошенко неожиданно взял слово, что не было прописано в протоколе, во второй раз. Он блестяще отразил аргументы России, прозвучавшие от белорусского президента. Напомнил о Минских договоренностях, которые определили путь к миру, но не выполняются Россией. Поблагодарил европейских и американских партнеров. Рассказал, как установить реальный мир, а не тот, который предлагается сегодня Россией со стороны силы и новой эскалации конфликта. Надо было видеть кислое лицо нашего усатого белорусского „брата“, который, видимо, отрабатывал указания, присланные из Москвы. Это был настоящий живой полемический стиль украинского президента, которого невозможно загнать в дипломатическую ловушку», — написал он в своем блоге.
Еще более резко высказался сотрудник «Радио Свобода» Виталий Портников:
«Порошенко назвал коллегу „большим другом украинского народа“. Это, конечно, фраза дипломатического характера. Лукашенко не только не друг украинского народа. Он даже белорусскому народу не очень большой друг. Единственная политическая цель Лукашенко — удержание власти… с помощью из российского бюджета».
Как объяснить нападки подконтрольных Порошенко политологов на Лукашенко, тем более на фоне того, что Минск обещает расширить экономическое сотрудничество на фоне грозящих Киеву санкций со стороны Москвы? Зачем кусать руку, которая кормит?
И как на подобные заявления должен реагировать Минск?
Напомним, что Лукашенко давно ведет т.н. «многовекторную политику» в российско-украинском споре, в частности, его нередко критикуют за то, что Белоруссия фактически снабжает украинскую армию и преследует ополченцев, воевавших в рядах армий ДНР и ЛНР. В то же время, Лукашенко регулярно выступает с заявлениями о том, что из соседней страны идет поток оружия, а Киев у себя на территории готовит боевиков для участия в белорусском «Майдане».
Так на чье стороне в итоге Батька? Как долго ему будет удаваться сидеть на двух стульях?
— Так, а разве Лукашенко когда-то был другим? — не видит ничего удивительного в очередных заявлениях белорусского лидера обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
— Его тактика всегда строилась на сиюминутных союзах «против России». Как только ему необходимо было продолжить какие-нибудь скидки на газ или нефть, он моментально начинал договариваться (а точнее — делать вид, что договаривается) с Ющенко, с Евросоюзом, теперь с Порошенко. Получал желаемую скидку — и снова становился союзником России, гневно клеймя Ющенко, Евросоюз, теперь Порошенко. Ничего не изменилось.
«СП»: — Как объяснить подобные заявления пиарщиков Порошенко? Выборы? Или это некая перманентная стратегия поливания грязью союзников России?
— Порошенко пытается позиционировать себя в роли «самого патриотического патриота Украины». «Обнимашки» с Лукашенко в этот имидж не особо вписываются. Вот и пытаются «порохоботы» всех мастей представить своей аудитории эту встречу как «очередную победу над агрессором» — с тем, чтобы заделать брешь.
«СП»: — Будет ли вообще реакция со стороны Лукашенко на подобные заявления?
—Конечно, Лукашенко не будет, да и не должен реагировать на заявления неких «порохо-шавок» вроде Портникова — не та величина. Но и не забудет ничего…
«СП»: — Как в России могут отнестись на расширение экономического сотрудничества Белоруссии и Украины, особенно на фоне санкций Москвы против последней?
— Для Москвы сейчас важно остановить реэкспорт нефтепродуктов из Белоруссии на Украину. А по сыру, маслу и бульбе пусть Лукашенко договаривается с кем угодно. Такова логика Москвы.
«СП»: — Опасна ли для Лукашенко подобная «многовекторность»? Готов ли он к радикальным сценариям, которые она может спровоцировать у него в стране?
— Радикальные сценарии в Белоруссии готовятся давно, но в решающие моменты Лукашенко мог демонстрировать, что готов к ним. Но вечно подобные игры продолжаться не могут. Такие сценарии мелкого сиюминутного шантажа России работали в 90-е, даже в нулевые. Но сейчас мир резко меняется и поляризуется. Поэтому вечно использовать формулу «сегодня союзник, завтра противник» невозможно — рано или поздно она может сыграть против того, кто ее использует. Пример Януковича — наглядная иллюстрация.
— Киевский режим и обслуживающие его журналисты и политтехнологи всегда относились к Лукашенко с пренебрежением, — напоминает политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— И выборы в данном случае ни при чем. Токсичность белорусского лидера для них обусловлена тем уровнем отношений, который существует между Россией и Белоруссией. Любые заявления иного рода, исходящие от официального Киева и карманных украинских медиа, — это циничное лукавство и неприкрытое использование конъюнктуры. В условиях деградации экономических связей между Россией и Украиной, Украина использует Белоруссию для серых экономических схем, пытаясь в обход ограничений сохранить свои позиции на российском рынке. Вот единственный интерес, который привел Порошенко в Гомель. Гомельскую площадку он также использовал для того, чтобы выступить с очередными надуманными обвинениями в адрес России. Ради этого пошел даже на нарушение протокола. Понимая, что находится на территории Союзного государства России и Белоруссии, то есть практически в России, он, видимо, получал от этого какое-то особое удовольствие. Знаете, это как маленькая собачонка облаивает большого пса из-за забора, не рискуя забежать во двор.
«СП»: — А Лукашенко для чего эти заигрывания с Киевом? Он понимает, что украинский политикум его все равно воспринимает как человека, пытающегося сидеть на двух стульях?
— Лукашенко столь же цинично и прагматично подходит к отношениям с Украиной. Ему так же выгоден серый реэкспорт украинской продукции в Россию и поставки на Украину нефтепродуктов, произведенных из российских углеводородов.
«СП»: — В Киеве верят, что смогут склонить Минск на свою сторону в политическом противостоянии с Москвой?
— Не думаю, что Порошенко всерьез вознамерился «перевоспитать» Лукашенко и рассчитывает оторвать Белоруссию от России. По крайней мере, ему должно хватать рассудка для осознания того, что в одиночку Украина этот проект не потянет. Ей нечего предложить Белоруссии. Сама стоит с протянутой рукой у дверей Евросоюза. Ну а у европейцев есть дела и поважнее. Они, конечно, не оставили планов смены власти в Белоруссии, но спешить не намерены и Порошенко в помощники не звали.
«СП»: — Минск предлагает Киеву расширение экономического сотрудничества, в то время как Россия готовит санкции против Украины. Зачем? Как на это посмотрят в Москве?
— Москве интересен такой Минск, который по стратегическим, принципиальным вопросам следует в русле российской политики, но допускает тактические движения, которые расширяют и России пространство для маневра. Представим себе ситуацию, в которой отношения между Минском и Киевом соответствовали бы уровню отношений между Москвой и Киевом. Стал бы в этом случае Минск площадкой для переговоров по Донбассу? Конечно, нет! Где бы велись эти переговоры, если бы вообще велись? Допустим, в Брюсселе, Берлине или Париже. Чувствовали бы себя там комфортно российские участники переговоров? А главное, смогли бы туда приехать представители ДНР и ЛНР? Существует целый набор подобных причин, по которым Москва позволяет Минску паразитировать на ситуации.
«СП»: — Может ли политика лавирования, которую ведет Лукашенко резко измениться? В каком случае?
— Как я уже сказал, во многом это зависит от позиции России. До тех пор, пока такая политика допускается Москвой, Минск будет пытаться заработать на своем положении посредника и транзитера.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.