Выбор Донбасса: Запад не сможет вернуть Украину Порошенко
Априори в Киеве отказались признать выборы в ДНР и ЛНР еще до их проведения — знали ведь, что там пойдут голосовать не столько за конкретных кандидатов, а за свое будущее отдельное от Украины. Никто не ожидал и столь высокой явки избирателей, что свидетельствует об успешной организации выборов — 80 процентов в Донецке и 77 процентов в Луганске. Не сработал и призыв украинского президента Порошенко «Не ходить на выборы», скорее он в большей степени мотивировал людей «проголосовать ногами» за дальнейшую интеграцию с Россией. Не помогло и непризнание Западом этих выборов, хотя международные наблюдатели на них и приехали в итоге.
— Выборы в ДНР и ЛНР стали ответом на откровенное торпедирование Киевом Минских соглашений, — считает член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. — Одновременно они поставили и жирную точку на планах спецпредставителя Госдепа США по вопросам Украины Курта Волкера по так называемому урегулированию в Донбассе с использованием международных полицейских сил. Теперь продвигать нечто подобное абсолютно немыслимо. Конечно, никто не знает, как будет развиваться ситуация дальше. Но выборы показали, что Киеву в Донбассе противостоит сплоченный единой волей народ, с которым можно вести диалог только на основе взаимного учета интересов. Нравится это кому-то или нет, но де-факто ДНР и ЛНР по крайней мере в настоящий момент — субъекты международных отношений, и относиться к ним иначе — значит, окончательно заморозить ситуацию. Выборы включили и еще один фактор — фактор времени, которого у Киева для сохранения единства Украины остается все меньше и меньше. То, что сегодня еще можно сделать, завтра встретит на своем пути непреодолимые препятствия. Но, судя по всему, о каком-то изменении курса Киева по отношению к Донбассу можно вести речь только после президентских выборов на Украине.
Вот тут-то и собака зарыта! В грядущих президентских выборах на самой Украине в марте следующего года, на которых действующему главе государства явно не хватит аргументов, чтобы склонить избирателей на свою сторону. И если бы Порошенко сумел «замириться» с Донбассом, то набрал бы приличное количество очков. Этот шанс упущен им окончательно, поэтому он традиционно включает «плач Ярославны» и говорит, что выборы на Донбассе организованы Россией, а людей на участки приводили «под дулами автоматов». Есть у него подспудный страх и того, что выборы на Украине не обойдутся без российского вмешательства — ведь «помешали» избраться Хиллари Клинтон(которую Порошенко так поддерживал), «выбрали» Трампа. Теперь и ему самому предстоит пережить нападки «страшных российских хакеров».
Ну, а что, собственно, за минувшие четыре года сделала Украина, для жителей Донбасса, чтобы заслужить признание людей? Отрубила электричество, отказалась закупать уголь, зато прислала «гуманитарку» — десятки тысяч снарядов и мин на головы мирных жителей. Братскими отношениями эти действия вряд ли назовешь. Не удивительно, что Донбасс сказал Киеву гуд бай, до побачения, в общем — до свидания.
«Киев полностью потерял влияние на территорию Донбасса», — это не сообщение информационных агентств, а прямая цитата украинского президента, выдавшего ее на заседании совета регионов в марте прошлого года. При этом Порошенко прямо указал тогда и на непосредственно причастных к этому событию — участников блокады радикал-националистов, которые обрекли Украину на «угольный голод», окончательно перерезали «пуповину» с юго-востоком страны, плюс ко всему сорвали выделение Киеву очередного транша МВФ.
Глядя на нынешние телодвижения украинского президента Порошенко, невольно вспоминается киноперсонаж — обокраденный Антон Семенович Шпак из «Иван Васильевич меняет профессию», который причитает: «Всё, всё, что нажито непосильным трудом». В перечислении утерянного, в отличие от дубленок, кинокамер (импортных) и холодильника «Розенлев», о которых упоминал актер Владимир Этуш, Петр Алексеевич Порошенко стенает о потерянном Крыме и Донбассе, закрывающихся предприятиях, отсутствии газа, угля и, что вызывает еще больше слез, отсутствии денежных траншей со стороны МВФ и прочих гуманитарных организаций, которые до недавнего времени Украину подкармливали.
Порошенко, который все эти четыре последних года сражался с мифической «российской агрессией» в Донбассе, которую так никто не смог обнаружить, сам Донбасс так и не увидел, разве что из окопа в бинокль на линии разграничения. Собственно, это «разграничение» им же (или его полководцами) и было придумано. Какие тогда могут быть отношения? Через линию, которая фактически уже стала границей. И Порошенко, который ранее категорически отвергал идею отказа Украины от Донбасса, выкинул белый флаг и фактически признался в своей несостоятельности при сохранении целостности государства.
— Многие действия Порошенко демонстрируют, что задачу свою он видит предельно просто — держать украинский народ в состоянии полного изумления, — считает российский политолог Александр Зимовский. — Уже давно очевидно, что для достижения этой нематериальной, в общем-то цели, Киев готов даже к самокастрации. Разумеется, мы знаем примеры, когда тактические выгоды вели к существенным потерям, в том числе территориальным. Однако подобные решения принимались реально мыслящими политиками, а не клоунами и ряжеными, как сейчас на Украине.
В этом контексте юридическое закрепление отказа Украины от Донбасса (а решение о полной блокаде этого многомиллионного крупнейшего экономического центра носит юридически обязывающий характер) — лишь первый шаг на пути отказа Киева от контроля над территорией страны в целом.
Пройдёмся по карте Украины с Востока на Запад. Восток самозаблокирован, извините за этот неологизм. Центральные области проявляют всё большую склонность к независимому от Киева освоению оставшихся ресурсов. Скажем, Харьков и окрестности давно уже вышли из под контроля Порошенко де факто. Ещё более сильные центробежные тенденции в западных областях Украины. На Волыни самостийная пиратская вольница добывает янтарь, западная граница Украины перешла под контроль вооружённых местных банд, которые самостоятельно устанавливают пропускной режим и взимают за это деньги с проезжающих. Одновременно аналогичные вооруженные группировки ведут хищническую вырубку украинских лесов с последующим вывозом за границу. Морские порты Украины также контролируются местными влиятельными кланами, без оглядки на Киев.
Налицо мощный процесс регионализации Украины, который сопровождается распадом централизованной полиции, прокуратуры и судебных учреждений. Все эти функции переходят к местным группировкам. Судя по состоянию украинских государственных финансов, недалёк тот час, когда в регионах с наиболее сильной автономизацией украинские светлые головы придут к выводу, что им нужны собственные эрзац-деньги для поддержания экономической независимости и защиты имеющихся природных и промышленных ресурсов.
Разумеется, деградация Украины и её распад на отдельные регионы, воюющие между собой и управляемые на принципах военного гетманства либо магнатских латифундий — это не есть историческая неизбежность. Но это угроза нестабильности восточным границам Евросоюза, и угроза серьёзнейшая. В ходе дальнейшей сомализации Украины массовое переселение беженцев, мигрантов и даже вторжение вооружённых формирований в направлении Польши, Румынии, Венгрии и, возможно, Турции — это вопрос времени. Причём отнюдь не отдалённого времени.
После последних выборов в Донбассе (первые состоялись в 2014 году, вскоре после того как Луганская и Донецкая народные республики провозгласили свою независимость от Украины), в Киеве отчетливо осознают, что помышлять о возвращении «утраченных территорий» уже нет никакого смысла. «Что с возу упало, то пропало». Но, как говорится, лучше выйти из самой неприятной ситуации с минимальными потерями. И сейчас Порошенко, возложив вину за проведение выборов в Донбассе на Россию, выжидательно замер — как же отреагирует Запад. А там и сами не понимают, как поступать в подобной ситуации, но на всякий случай «осудили», «запретили» и пригрозили очередными санкциями.
Эксперты и ранее предрекали развал Украины на «удельные княжества», да и сам Порошенко откровенно говорит, что стране грозит анархия. Когда в стране нет газа, нефти и угля, а зима уже наступила, можно пытаться найти любые оправдания. Ну, а Донбасс, он, похоже, не пропадет — там не скачут, там живут!
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.