Бойцы ВСУ — Киеву: Не хотим умирать в Донбассе, хотим вернуться живыми
фото: АР/ТАСС
Рота Вооруженных сил Украины в полном составе отказалась воевать в Донбассе. Об этом журналистам рассказал официальный представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко.
«По информации наших источников, вторая рота третьего батальона 59-й мотопехотной бригады в полном составе отказалась выходить на закрепленные за ними позиции», — отметил он.
По информации Марочко, командир второй роты третьего батальона 59-й мотопехотной бригады ВСУ с позывным «Руслан» заявил командованию, что личный состав подразделения не желает воевать, «ждет ротации и хочет вернуться домой живыми».
Представитель ЛНР также рассказал, что, по имеющимся данным, с целью разбирательства в район населенного пункта Лобачево, расположенный у линии соприкосновения, на место дислокации роты, прибыло подразделение украинской военной службы правопорядка. Командир роты и командиры взводов задержаны, ведется разбирательство.
Позже стало известно, что украинское командование выводит из зоны т.н. «ООС» всю 59-ю бригаду ВСУ. По данным оборонного ведомства ЛНР, вывод бригады из зоны «ООС» начнется 20 января.
«РЕН-ТВ» собрал подборку комментариев пользователей Интернета по этому поводу.
«Я понадеялся, что хоть кто-то понял: ПРОТИВ СВОИХ ИДТИ НЕЛЬЗЯ! Но надеюсь, что не прав. И ВЫ, ребята, это поняли. Нельзя убивать друг друга — НЕЛЬЗЯ!!!» — прокомментировал новость Андрей Засимовский.
«То, что они прозревают и понимают, что убивают друг друга, — это дорогого стоит, спасибо им», — отмечает Александр Драгунский.
«Молодцы ребята! Развернуться, и на Киев!» — считает Виктор Куценко.
«Ну и правильно, может, стали понимать, что нас просто стравливают», — прокомментировал пользователь Атаманец.
Впрочем, едва ли можно ожидать того, что отказавшиеся идти в бой против своих сограждан в Донбассе бойцы ВСУ делают это именно из-за нежелания воевать со «своими» и тем более — того, что они повернут штыки на Киев, который затеял эту братоубийственную войну.
Наверное, правильно было бы говорить не о осознании украинскими военными неправильности войны, а о банальной усталости от нее и нежелании умирать непонятно, за что. Впрочем, о низком моральном состоянии украинской армии известно давно. Несмотря на бравурные заявления политиков и генералов о том, что им удалось восстановить пришедшую в полный упадок после госпереворота 2014 года армию и сделать ее одной из самых сильных в Европе, боевой дух ее значительно уступает ополчению Донбасса, которое гораздо больше мотивировано в этой войне.
До этого, в конце декабря начальник пресс-службы УНМ Республики Даниил Безсонов рассказал о том, что разведка ДНР фиксирует факты регулярного дезертирства в рядах ВСУ из-за нежелания участвовать в наступательных операциях.
«Планируемые украинским командованием наступательные действия спровоцировали панические настроения в ряде подразделений украинских вооруженных формирований. В частности, в 58-й бригаде отмечаются регулярные случаи дезертирства военнослужащих как в одиночном порядке, так и в составе групп», — сказал он.
Он также рассказал, что в ходе проверки подразделений 58-й бригады ВСУ, размещенных под Горловкой, установлены многочисленные факты самовольного оставления наблюдательных постов и боевых позиций.
«В целях предотвращения дальнейшего бегства украинских солдат, Наевым (командующим «ООС — ред.) отдан приказ активизировать патрулирование районов дислокации подчиненных вооруженных формирований с привлечением усиленных патрулей из состава военной службы правопорядка и Национальной гвардии», — подчеркнул Безсонов. В случае оказания дезертирами сопротивления патрулям предоставлено право применять оружие без предупреждения.
Как рассказал в ноябре 2018 года главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос, в период с 2014 по 2018 годы самовольно оставили части или дезертировали 33 798 украинских военнослужащих.
— Повод, точнее, причина, по которой военные 59-й бригады отказались воевать — более чем убедителен, — считает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Другое дело что командиры частей украинской армии в Донбассе обычно избегают таких прямолинейных и откровенных высказываний о нежелании воевать и симулируют военную активность. Я не раз слышал о подобных действиях от военных ДНР и ЛНР. Но главный факт: в массе своей солдаты, да и офицеры ВСУ не горят желанием воевать в Донбассе.
«СП»: — Почему украинская армия так плохо мотивирована? Насколько лучше мотивированы ополченцы и насколько это дает им преимущество на фронте?
— Изучая региональную прессу ЛНР, которая хорошо информирована о настроении в украинских окопах, я постоянно сталкиваюсь со случаями неуставных отношений в рядах ВСУ: мародерство, алкоголизм и сопряженные с ними несчастные случаи с применением оружия и взрывчатых веществ. Поэтому могу смело сказать, что озвученная украинским командованием статистика погибших военнослужащих — 25 человек за 2018 год является лживой и сильно заниженной. Но в конечном итоге, все эти неуставные отношения и преступность в рядах ВСУ объясняется одной простой идеей: непониманием армией целей этой войны и неготовностью основной массы военнослужащих украинской армии воевать. Необходимо, однако, сделать важную оговорку: в ВСУ и в других силовых структурах имеются подразделения и целые кластеры, нацеленные на войну и достаточно или даже очень хорошо подготовленные и мотивированные. Здесь следует сказать «спасибо» натовским инструкторам, которые очень много сделали для повышения боеготовности украинской армии.
Что касается ополченцев… Во-первых, пора уже отказаться от этого термина, который себя изжил, наверное, уже в 2015 году. Украинской армии в Донбассе противостоят армии республик Донбасса — вот в чем принципиальное отличие военно-политической ситуации до и после Дебальцевского котла. Не берусь судить за все подразделения. Но летом 2017 года я был на передовой в ЛНР в одной из частей. Весь офицерский состав, по крайней мере, люди, с которыми я общался — выходцы из оккупированных Украиной районов ЛНР. Да и рядовые бойцы тоже. То есть это люди, которые сражаются за родную землю и люди, которые мечтают поскорее вернуться в родные города Донбасса победителями. Соответственно и уровень мотивации у них совершенно иной чем у мобилизованных из Полтавщины или Галичины украинских военнослужащих.
«СП»: — Можно ли говорить о том, что украинские военные устали от войны? Насколько это повлияет на приближение ее окончания?
—Да, безусловно. Я регулярно просматриваю прессу ЛНР, которая обладает источниками информации по ту сторону фронта. И усталость от войны — один из главных выводов о морально-психологическом состоянии украинской армии, который я вынес из ознакомления с прессой. К тому же моим знакомым на Украине периодически приходится общаться с представителями рядового состава и офицерского корпуса ВСУ и мне передают буквально из первых рук данные о настроениях среди украинских военных.
В двух словах: в рядах украинской армии гораздо сильнее ненависть к режиму Порошенко, чем к «сепарам» Донбасса. Не следует преувеличивать, однако, этого фактора. Политически украинская армия не самостоятельна и подчинена контролю СБУ. Военное восстание, по крайней мере, на данном этапе, невозможно или крайне маловероятно, что показало дело Рубана и Савченко. Но когда украинская армия в очередной раз попадет в котел тогда она может повернуть штыки в сторону Киева и вынести Порошенко или его преемников.
«СП»: — Отказ роты ВСУ воевать это ЧП? Или рядовое явление для ВСУ?
— Думаю, это достаточно рядовое событие. Подобное происходило и раньше. Были даже случаи — о них много писали в свое время — когда целые части снимались с фронта и возвращались домой в нарушении всех приказов. Но, повторюсь, командиры ВСУ старались всё же симулировать военную активность, чтобы не навлечь на себя гнев СБУ, украинского аналога гестапо.
«СП»: — Как будут наказывать отказывающихся воевать? Ведь надо сделать так, чтобы другим было неповадно…
— Вероятно, наказание будет суровым. СБУ сурово наказало Савченко и Рубана, чтобы показать потенциальным бунтовщикам в рядах ВСУ готовность к репрессиям. Миф о сильнейшей европейской армии — украинской, старательно создаваемый на Украине, нуждается в поддержке репрессивными методами. Возвеличивание «героев» и наказание «предателей» — две стороны монеты. Но наказание провинившимся командирам и рядовым не будет тиражироваться в украинской прессе, чтобы не разрушать мифологию героической и победоносной украинской армии. Эта информация будет донесена до украинской армии кулуарным, так сказать, образом.
— Отказ подразделения от участия в боевых действиях — достаточно частое явление для войн, и мотивы его могут быть совершенно разными, — поясняет Александр Дмитриевский.
— Был, например, случай, когда американские солдаты в одной из «горячих точек» забастовали по причине того, что им вовремя не подвезли положенный по контракту апельсиновый сок, а контингент другого государства-члена НАТО взбунтовался из-за качества туалетной бумаги. Но в любом случае, каким бы ни был глупым повод — каждое такое выступление является свидетельством наличия внутреннего конфликта среди военных: там, где нет серьёзных конфликтов — там таких забастовок не устраивают.
«СП»: — Это ЧП или обычное явление для ВСУ?
— Главная причина подобных демаршей среди украинских карателей — длительные задержки с ротацией. Фронт — это весьма специфические условия, где не всегда есть полноценное горячее питание, где не всегда можно осуществить нормальный уход за оружием и техникой, да даже помыться и постираться— и то не всегда возможно. А когда на тебя сверху и жара, и мороз, и все осадки — оптимизма постоянное пребывание в таком состоянии явно не вызовет. Поэтому солдата нужно как можно чаще выводить в тыл и заменять свежими силами, но свежих сил у ВСУ практически нет: недоборы в армию — постоянные.
«СП»: — По имеющейся информации, командир роты мотивировал это тем, что «военнослужащие ждут ротации и хотят вернуться домой живыми». Убедительный повод?
— Безусловно: солдат знает, что вот-вот должна быть ротация, а ему откуда-то сверху говорят, что надо снова в окопы. Будет ли такой солдат воевать не за страх, а за совесть? Вопрос риторический…
«СП»: — Каким будет наказание для военных? Будет ли оно показательно суровым? Предостережет ли других потенциальных «отказников»?
— Думаю, что вердикт показательного суда будет суровым, но после вынесения виновных явочным порядком великодушно помилуют.
«СП»: — Насколько, по-вашему, сегодня украинские военные мотивированы на войну? Насколько это влияет на боеспособность ВСУ? Как ситуация с мотивацией изменилась с 2014-го года? Сегодня украинские политики любят подчеркивать, что тогда и армии никакой не было, а сегодня они смогли создать сильную армию…
— Длительная позиционная война снижает мотивацию у сторон. Но если для ополченцев главным фактором является то, что они воюют за свою землю, и уйди они — их семьи будут вырезаны карателями, то для бандеровцев это чужая война на чужой земле и за чужие интересы. Заметьте: среди ополченцев в ДНР и ЛНР таких демаршей ведь не бывает, а у карателей они становятся регулярными!
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.