Франция в ожидании гражданской войны?

 

Когда под давлением протестов «желтых жилетов» Эммануэль Макрон согласился повысить некоторые социальные выплаты, это казалось забавным, но для него определенно фатальным. Уличная толпа всегда иррациональна, ее желания, как правило, сильно доминируют над реальными возможностями и имеющимися ресурсами.

Тому наглядным примером служит манифест из 25 пунктов, в начале декабря прошлого года появившийся во французской прессе. Его очевидная практическая неисполнимость делала положение лидера Пятой республики безвыходным, а вспыхнувшие с новой силой протесты после окончания новогодних праздников убедительно доказали — само собой дело не утихнет. Слишком много в обществе накопилось недовольства. Его требовалось срочно утилизировать, и Макрон внезапно придумал как.

В воскресенье, 13 января, президент Франции обратился к нации с открытым письмом. Поначалу его тоже восприняли скептично, как проявление еще большей слабости. Человек, на которого третий месяц подряд ополчились все, народ на улицах, пресса, экономические и политические комментаторы внезапно предложил Франции «сесть и поговорить». Практически устроить народное вече, почти как у древних новгородцев.

На повестку дня он вынес три десятка фундаментальных вопросов, тематически сведенных в три базовые группы: налоги, страна и мигранты. Каждый гражданин страны по ним может не просто высказаться, а предложить конкретные пути и варианты решения. Например, какие налоги и как следует изменить. Какие социальные программы ввести и из каких средств их финансировать. Что делать для снижения коррупции и конкретно — с коррупционерами. Впрочем, перечисленными в письме пунктами дело не ограничивается. Глава Пятой республики сразу подчеркнул принципиальное отсутствие запрещенных тем или неудобных вопросов.

И вот это стало сильным ходом, не только давшим выход из уже практически тупиковой ситуации, но и серьезно поднявшим ставки во всей игре в целом. С шестнадцатого числа и на два предстоящих месяца страна действительно засела за обдумывание. В каждом департаменте, в каждом населенном пункте организован сбор предложений и их первичное обсуждение на местах с целью формирования четкой повестки, которая дальше будет иерархично складываться, чтобы в итоге составить общенациональную. Которую дальше уже государство обсудит и превратит, как обещается, в национальную программу экономических и политических преобразований.

Иными словами Макрон, которого еще недавно многие критики считали простой пустой проходной искусственной фигурой, решился на шаг, оказавшийся недоступным никакому другому европейскому, да, в общем, и мировому политическому лидеру. Впервые, наверное, за целый век нашелся человек, предложивший переподписать социальный договор между государством и обществом, являющийся главным императивом каждого социума.

Таким образом, сейчас Франция фактически готовится пересдать экзамен на социальную зрелость. Кризис глобализма обнажил серьезную проблему даже не в части государственной или экономической политики государства, он проявил зримые признаки разрушения устоев самого общества в целом на фундаментальном уровне базовых взглядов, ценностей и мировосприятия.

Например, когда рядовые граждане сталкиваются с ростом преступности, вызванной наплывом мигрантом, с дефицитом денег на социальные программы на фоне расширения выплат «беженцам с Ближнего Востока», а правительство и лидеры политических партий продолжают настаивать на необходимости расширения миграции «потому что работать некому».

Таких противоречий накопилось великое множество, от целесообразности сохранения членства в ЕС до отказа участвовать в НАТО и создания независимой от Вашингтона общеевропейской армии. Но в основе всего лежит отсутствие четкости в понимании — что такое вообще Франция? Чего желает ее народ, и каким именно образом он считает необходимым этого добиваться?

Надо отметить, что своим таким шагом Макрон реализовал очень популярную в последние годы в мире мечту. Правительства и государства сегодня чаще всего обвиняют как раз в оторванности от нужд и чаяний народа, в глухоте к его нуждам и безразличии к его взглядам. Вот если бы государство народ послушало, вот тогда…

Именно это Макрон сейчас и предложил сделать французам. Вместо уличного бунта — предложить конкретный подход, который было бы возможным воплотить в фактические шаги и решения. Пусть даже и не все, об этом в открытом письме он сказал тоже. Но главное, чтобы стороны услышали и поняли друг друга, синхронизировали позиции и, так сказать, определились в базовых принципах.

И вот с этого момента начинается самое главное, как раз и составляющее экзамен нации на социальную зрелость. Текущие уличные протесты вроде как пошли на убыль. Лидер Франции сейчас ездит по регионам, встречается с главами местных администраций, агитирует за их максимальную активность в организации и проведении процесса. Растет число репортажей с народных собраний. Но вот что из всего этого выйдет — сегодня самый серьезный вопрос, имеющий ключевое значение не только для Франции, но и, пожалуй, для всего Евросоюза, а то и западной Цивилизации в целом.

Между выражением возмущения, демонстрацией недовольства и способностью внятно сформулировать альтернативу обычно лежит дистанция большого размера. Сможет ли нация самостоятельно адекватно соотнести собственные хотелки с реальными объективными возможностями, пока непонятно. И сможет ли она взять на себя ответственность за результат? Ведь обычно все любят только требовать и критиковать, но никогда не признают себя за последствия в ответе. Пока дело ограничивается комментариями в интернете и истерикой площадной толпы, безответственность проскакивает свободно, но сейчас речь идет о принятии конкретных управленческих решений, где те или иные последствия неизбежны.

Впрочем, не менее важным становится и вопрос о способности механизма государства народный запрос потом продуктивно реализовать в национальную программу. Многие из нынешних проблем порождены инертностью и замкнутостью клана правящей бюрократии, помноженных на совершенно эльфийские взгляды многих социальных групп общества, утратившего солидарность. Если народ условия согласовать сможет, а государство их принимать откажется, то дело может совсем не ограничиться «повторением 1968 года».

Тут вопрос гораздо шире. Своим таким шагом Макрон выбивает табуреты из-под ног практически всех своих политических противников с обоих флангов. Если нация четко сформулирует новый состав социального договора и заключит его с государством в лице его нынешнего главы, на протяжении минимум пару лет, то всякая политическая борьба с ним станет бесполезной. Он станет прямым выразителем интересов народа, лишая любые партии их политических платформ, а самое главное — электоральной поддержки.

Это во времена Маркса партии служили выразителями интересов тем или иным образом сложившихся социальных групп, чаще всего территориального или имущественного характера. Партия крестьян. Партия портовых рабочих. Партия ткачей. Партия латифундистов. Изменения, произошедшие по мере саморазвития капитализма, былые устои разрушили. Сегодня партии в основном продают идеи, чаще всего основанные на абстрактной справедливости, обещая избирателям защищать их лучше прочих конкурентов. Сами идеи при этом между собой уже отличаются мало.

Во Франции возник серьезный парадокс. Лозунги и цели, декларируемые якобы праворадикальной националистической партией Ле Пен (теперь она называется «Национальное объединение»), по смыслу большинства пунктов очень близки, а то и прямо совпадают с позицией ультралевого «европейского социал-демократа» Жан-Люка Меланшона, теоретически стоящего на прямо противоположном понятийном политическом фланге.

Таким образом, политические различия превращаются в чисто внешний атрибут, так как абсолютно все просто хотят «добра всему народу страны и защиты тех, кто в ней больше всего нуждается». Как правило, апеллируя к нуждам самых бедных и самых слабых. В случае успеха их самым главным защитником станет Макрон, тем самым получая подавляющую электоральную поддержку.

Что примечательно, не только внутри границ Франции. В Евросоюзе наметился обостряющийся дефицит харизматичного «правильного лидера, способного разогнать все это болото и навести, наконец, порядок, чтобы людям стало жить хорошо». Примерно этого от правящих элит требуют практически все народы входящих в Евросоюз стран. Еще недавно такой фигурой им подсовывали Ангелу Меркель. Но она сейчас «уже всё», и на замену ей немецкая правящая элита никого даже близкого по способностям предложить не может. Все три называемых кандидата имеют неплохие резюме, но, по сути, они совершенно бесцветны. Британцы отпадают тоже.

Это создает для французского лидера уникальную по перспективам ситуацию. Если не во всем ЕС, то в «старой Европе» точно. Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и так являются составной частью «французского экономического кластера». Иными словами, на их политическое поле в значительной степени падает французская тень. Сильный лидер Франции исподволь станет и их лидером тоже. А Brexit породил для Европы серьезную неопределенность. А тут еще поляки со своими претензиями на гегемонию в мутной воде. А тут еще негативные экономические последствия от обострения трений с США в политической и финансовой области. Что сильно повышает спрос на лидера.

Тем самым Макрон действительно может оказаться «вторым Наполеоном». Но только в случае успешного переподписания социального договора с французской нацией. В противном случае буря событий имеет все шансы смыть не только Макрона лично, но и всю Пятую республику в целом.

Александр Запольскис

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии2

SergeyK
SergeyK 21 января 2019 21:38

Не, ну уж такое искажение имен исправлять как-то надо. Французское государство в лице ентого Макарона подпишет договор о мире ("социальный" - но о мире ж?) с французской нацией - как такое могёт быть? Государство - енто что такое? Людовик говорил Государство - это я. Лукавил. Он не был идиот и не мог не понимать, что в любом разе он - только лишь венценосное тело, пусть и благословенное Господом, но легко убиваемое шпагою любого гвардейца, или там мушкетера. Как минимум государство - это он плюс люди с ружьями. Но этого мало - государство не удержать чисто силовым ресурсом - людей с ружьями надо кормить. И не путем бандитского отжима, а путем социального договора - чтоб смерды добровольно дворян кормили, а те их - защищали ( с ружьями). Государство-договор не может само с собой опять заключать договор - хрень же ж полная. Но то - традиционное, средневековое, солидарное государство. Дальше - Маркс утверждает, что государство суть аппарат насилия эксплоататоров над эксплуатируемыми. В Новое время - когда уже паровые машины, Центробанки, биржи, овцы съели людей и прочая хрень. Вот это, марксово понятие государства ( совершенно отличное от исходного - договор, способ самоорганизации народа ( который достиг уровня народа и смог создать государство, а не как к примеру укры в Руину или Руину-new)) и сидит доселе неявным, но четким образом в мозгах населения. А вот Запольскис явно видит за государством уже что-то другое... что? Понятно - это вже не власть капитала по Марксу, а власть отдельной от капитала и стоящей над капиталом бюрократии - так? Но - как она смогла эту власть получить, кто её, бюрократию, крышует; отчего Рыжий (Толик ( к примеру)) кажется неприкасаемым и все выполняют ихние команды себе во вред? Почему в РФ, и не только в РФ не собственность уже означает власть ( по Марксу), а - ровно наоборот?! И все это, кстати, преотлично знают. Ответов может быть два, по-моему. Вернее, один - но двоякий. Простое, понятное и рациональное - госбюрократию во всех странах, где она, сука оборзевшая, полагает заключать еще какой-то "договор" с ея хозяином и, кстати, кормильцем - народом, крышуют международные финансовые ( прежде всего) и производственные глобалисткие монополистические структуры - ТНК...

    
SergeyK
SergeyK 21 января 2019 21:39

...Ну, а далее вопрос о том откуда они-то, суки, эдакую власть над Человечеством набрали и что они-то суть? - этот вопрос уводит, понятно, в онтологию - Князь мира сего, Пришествие этого самого... евреи его еще Мошиахом называют ( и очень ждут ( ну-ну)). Это как бы мракобесие и религиозный дурман, понятно. Но в сухом остатке - ни в рациональном варианте ( ТНК. ну, ТНК - чо неясно-то? Гады ж и есть...), ни в продвинутом сокровенном - результат-то один... С ЭТИМ ни так, ни эдак не можно "нациям" договориться. Так что или Запольскис про Макрона ошибается ( что он - это и есть), либо и дальше будут бунтовать - пока или менты купленные мировою закулисой всех не передушат, либо не передушат купленных закулисою ментов... и настанет социальный мир - и благолепие...

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.