Путин разочаровал Запад: Не грозит похоронить и показать «кузькину мать»
Приведенная ниже статья Гилберта Доктороу повторяет мои собственные высказанные опасения по поводу необычайной сдержанности Путина перед лицом чрезвычайных провокаций. Я восхищаюсь Путиным за его сдержанность, которая полностью отсутствует у его западных коллег. Тем не менее, я выражал обеспокоенность тем, что та же сдержанность, которая предотвращает войну, может и привести к войне. Многие историки, специализирующиеся на проблематике Второй мировой войны, утверждали, что зайти слишком далеко Гитлера побудили именно добрые намерения британского премьер-министра Чемберлена разрядить конфликтные ситуации в то время, когда требовалась твердая позиция.
Доктороу, безусловно, прав, что ни один западный политик не говорил бы ни об одном советском лидере так, как они говорят о Путине. Они не говорили бы ни с одним советским лидером так, как они говорят с Путиным. Ситуация дошла до крайнего безрассудства: правительство Великобритании заявило, что готовится к войне с Россией. В советское время никакое правительство Великобритании никогда не заявило бы что-либо столь же нелепо провокационное. Россия в состоянии стереть Великобританию с лица земли за несколько минут, а министр обороны Великобритании заявляет, что Великобритания готовится к войне против России!
Путин — умный, вежливый, любезный и разумный лидер, подобного которому нет нигде в западном мире. Он — единственный политический лидер в мире, который часами стоит перед собравшимися и часто враждебными представителями СМИ, отвечая на каждый вопрос, не увиливая, не подглядывая в пометки и не получая подсказок от помощников, шепчущих ему на ухо ответы, Путин заслуживает всеобщего уважения. Вместо этого его вместе с Россией подвергают четко срежиссированной кампании демонизации. Как это способствует поддержанию мира? В наше время наличия непостижимо мощного ядерного оружия, как может быть оправдано такое безответственное поведение Запада?
Доктороу говорит, что Путин — настолько разумный человек, что обладает таким уровнем самоконтроля, когда не боится, что что-то может его обидеть. Эта ситуация нестабильна. Рано или поздно Путину придется или занять твердую позицию, или потерять либо суверенитет России, либо свою поддержку среди русского народа. Если Путин будет ждать слишком долго, то он может занять твердую позицию в тот момент, когда политики-идиоты, составляющие «западное руководство», будут бить в барабаны войны так громко, что их уже невозможно будет заставить замолчать.
Глупость Вашингтона чрезвычайно велика по другой причине. Вашингтон считает, что санкции, демонизация и остракизм путинской России приведут к свержению Путина. Может быть. Но оскорбленное чувство патриотизма русского народа и вооруженных сил не поставят во власть вашингтонскую марионетку в качестве замены Путину. Это, скорее, приведет к приходу на вершину власти менее сдержанного русского патриота, который станет использовать власть России для того, чтобы наказать её хулителей.
В тот, и другой шаг ведут к войне и к смерти всех нас.
Автор: Пол Крэг Робертс (Paul Craig Roberts), доктор экономических наук, бывший заместитель министра финансов США по экономической политике в администрации Рональда Рейгана. Работал редактором и обозревателем газеты «Уолл-стрит-джорнел», журнала «Businessweek» и информационного агентства «Scripps Howard News Service». В своё время был автором постоянной колонки в газете «The Washington Times». Автор многочисленных книг, посвященных крупнейшим проблемам современности.
Гилберт Доктороу: Путину надо учиться у Хрущева
Я сам называю этот очерк «фальшивые новости» по уважительной причине — чтобы обратить ваше внимание на тот факт, что действующий президент России слишком мягкотел для того, чтобы принести благо самому себе или нам. Он не произносит таких угроз, как это делал его предшественник, партийный руководитель Советского Союза, в 1956 году. Он не стучал ботинком по столу перед собой, выступая перед Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, как это делал Никита Хрущев.
Таким образом, мы, европейцы и американцы, забыли про опасности горячей войны с Россией. А мы вплотную подошли в риску возникновения такой войны, когда проводим нашу современную внешнюю политику, загоняя Россию в угол. Ничего не может быть дальше от наших помыслов, чем война, говорим мы себе, поскольку никто войны не желает.
Из-за его поведения, описанного выше, из-за запуска первого спутника во время его пребывания в должности и вторжения советских войск в Венгрию в целях смены режима, из-за испытаний в атмосфере чрезвычайно мощных водородных бомб, которые производила его страна, чтобы вести войну против нас, Хрущев произвел сильное впечатление на широкую общественность, а также на политические классы на Западе. Его считали человеком агрессивным, невежливым и возглавляющим опасную страну.
Хрущев предложил нам политику «мирного сосуществования», позволившую нам понять, что её непринятие Западом равносильно несуществованию жизни на нашей планете. Соответственно, наши страны к Хрущеву и его стране всегда относились с уважением и страхом. Мы считали его грубияном. Но никто и никогда не осмелился бы сказать, что он бандит, убийца журналистов и т. д. — т.е. то, что мы сегодня слышим в качестве характеристик, систематически применяемых нашими политиками и СМИ при описании Владимира Путина. Тогда никто не говорил, что Россия «бензоколонка, а не страна», что это такое место, где не производится ничего такого, что было бы нужно миру. Тогда никто не посмел бы сказать, что Россия всего лишь региональная держава, которая плохо себя ведет. А ведь именно все это Барак Обама использовал для оправдания своего решения изолировать Россию и обрезать все возможные отношения с этим государством-изгоем, даже каналы связи, налаженные десятилетия назад после разрешения Кубинского ракетного кризиса, с целью придать некоторую стабильность и предсказуемость в условиях холодной войны.
В отличие от Хрущева и других руководителей правительства СССР г-н Путин действует и говорит в очень цивилизованной манере. Даже сегодня, в период новой холодной войны, постоянных конфронтаций с Западом, жестких экономических санкций, наложенных на его страну, и провокационных, беспрецедентных по масштабу, военных учений НАТО, проводимых на границах России, Путин по-прежнему говорит о «коллегах» и «партнерах» на Западе — лишь бы поддержать мир и предотвратить эскалацию напряженности, которая, по его убеждению, может быстро привести к вооруженным столкновениям.
Откуда приходит путинская утонченность? Надо понимать, что его прошлое занимает гораздо больше, чем его служба в КГБ. В 1990-е годы он служил в администрации санкт-петербургского мэра-либерала Анатолия Собчака. В качестве заместителя мэра, отвечающего за иностранные инвестиции, он встречался с большим количеством бизнесменов и политиков из Европы и США. Он был частью прозападного окружения этого мэра. А когда он вступил в должность президента в 1999 году, то стал держать при себе многих из своих либеральных товарищей. Они и сегодня составляют влиятельную фракцию в кремлевском политическом истеблишменте.
Начиная с первых же своих дней во власти, Путин надеялся интегрировать Россию в НАТО и, в более общем плане, в западный мир. Путин был первым главой государства, который позвонил Джорджу Бушу после нападения на Всемирный торговый центр и щедрым жестом предложил существенную помощь, открыв задний двор России в Центральной Азии для американских войск, чтобы оказывать материально-техническую поддержку операции, которую США будут проводить против Талибана* в Афганистане.
К сожалению, надежды Путина на взаимное потепление отношений и интеграцию были отвергнуты. В то время Вашингтон считал Россию страной, находящейся в состоянии долгосрочного упадка и периферийной державой. В 2002 году Соединенные Штаты вышли из Договора по противоракетной обороне — одного из первых знаковых договоров об ограничении вооружений — заключенного в 1972 году. Этим они продемонстрировали свое пренебрежение к заинтересованности России в стабильности и прозрачности и стали проводить политику изменения стратегического баланса сил в свою пользу. После этого мы наблюдаем прогрессирующее ухудшение отношений между Россией и Западом, которое продолжается до настоящего времени. После этого мы видим, что Россия разрабатывает новые системы вооружений, называемые «асимметричными». Россия использует самые современные технологии, о которых Путин наконец-то публично говорил в своем выступлении перед объединенным заседанием обеих палат российского парламента 1 марта 2018 года. Тогда он совершенно ясно, но в спокойных и не угрожающих формулировках сказал, что это оружие может преодолеть все защитные барьеры, которые создали США, чтобы обеспечить себе возможность нанести обезглавливающий первый ядерный удар. Он вернул России полный стратегический паритет с США и, конечно же, с НАТО. И это — несмотря на то, что военный бюджет России в 12 раз меньше американского.
Речь Путина от 1 марта 2018 года была адресована его народу в разгар президентской избирательной кампании. Она также была адресована американским политическим классам и вооруженным силам. К сожалению, он не говорил с народами Америки или Европы так же прямолинейно, как это когда-то делал Хрущев. И поэтому нам позволили дремать и дальше.
Сегодня мы, народ, склонны игнорировать тот факт, что Россия — единственная страна в мире, способная в течение 30 минут превратить Соединенные Штаты и/или Европу в пепел. Мы утеряли всякое ощущение рисков войны, которые возникают в результате операций наших вооруженных сил в непосредственной близости от русских и их прокси-сил в Сирии, на Украине … а, возможно, вскоре и в Венесуэле. И это — в условиях почти полного отсутствия надежной связи между гражданским и военным руководством наших стран и при полном отсутствии взаимного доверия между сторонами.
Во время первой холодной войны было некоторое ограниченное время, в течение которого можно было выявить сигналы о ложных атаках межконтинентальных баллистических ракет или бомбардировщиков. Сегодня между сигналом тревоги и полным уничтожением всего 15 минут. Предвидя возможность первого удара, обезглавливающего руководство государства, ответный пуск был автоматизирован и теперь система функционирует по принципу «мертвой руки». В сущности, сценарий Судного дня, блестяще описанный Стэнли Кубриком в его фильме 60-х годов «Доктор Стрэнджелав», уже действует здесь и сейчас, хотя публика об этом и понятия не имеет.
Вот почему, друзья мои, я говорю о том, что Владимир Путин оказал своему и нашему народам плохую услугу, не участвуя в публичной дипломатии с народами Америки и Европы, не пугая нас должным образом — так, чтобы мы могли прийти в себя и заставить наших политиков и средства массовой информации, сделать то же самое.
Автор: Гилберт Доктороу— Gilbert Doctorow — доктор наук (специализация — история России, Колумбийский университет, 1975), независимый политический аналитик, проживающий в Брюсселе. Международный наблюдатель на президентских выборах в России 18 марта 2018 года.
Источник: GilbertDoctorow.com. Публикуется с разрешения автора (). Перевод Сергея Духанова.
* Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1