Польша – призрак Речи Посполитой

Путешествие из Петербурга в... Лиссабон. Часть вторая.

Продолжение. Начало здесь

 

Путешествие на машине из Эстонии в Польшу очень приятно полным отсутствием формальных границ. Шенген как-никак. Едешь себе едешь, потом вдруг за окном проносится абсолютно безлюдный пограничный комплекс домиков с навесами, и ты уже за границей. А там собственно всё то же самое – лес, трава, небо... Хотя нет, в Польше чуть-чуть иначе.

В первом же населенном пункте вас встречают исторические графити. Первое – Litwa дальше неприличное (переводим как «Литва вон»). Господи, что я вам сделал? Я ж только въехал! А второе – «Wilno nasze» («Вильнюс наш»). И вот эти люди нас за Крым ругают? А за пригорком уже мерещатся польские жолнёры князя Вишневецкого с каким-нибудь Лжедмитрием в придачу.

Ан нет, за пригорком пасётся экипаж польской пограничной стражи. Вообще-то их там быть не должно по правилам шенгена, но паньство плевало на евросоюзные правила – отъехали от границы чуток и стоят красавцы, документы проверяют. Что касается самих надписей, то они там уже лет 25-30, и, по-моему, путешественники их используют в качестве дорожных ориентиров. Увидел "Литва вон" - всё нормально, Польша, правильно еду.

А вообще-то, что ты уже в Польше, ясно сразу – пока по Литве катишься, вокруг одни ели, сосны, да развалины колхозной инфраструктуры, а границу пересёк, и сразу тебя окружают вывески - "покои", "ночлеги", "пирОги", мебель с шубами... Такое впечатление, что вся страна бросилась друг друга кормить "пирОгами", предлагать "покои" и продавать шубы. Хотя нет, вывески про мебель и шубы продублированы на русском. Очевидно, шубы всё-таки для русской целевой аудитории.

Хотя сам бизнес, как правило, очень мелкий. Даже если он крупный, они всё делают как абсолютно посторонние люди, временно работающие на одном объекте. Наверное, сказывается национальный характер – чтобы поляк с поляком договорились и начали действовать сообща, да без обмана, должны сойтись все звёзды на небе.

Лет двадцать назад, когда я только начинал вести дела с польскими партнёрами, меня сильно бесила ситуация – договорился с одним, второй обязательно не согласен, нашёл компромисс со вторым, так тогда первый встаёт в третью позицию и говорит «НЕТ». Тихо найти общее решение между собой – ни за что, они ж гордые! Я тогда думал, как же они в прошлом Польское королевство-то создали от моря до моря с таким командным духом, и так и не постиг. Однако, как они смогли его потерять, стало предельно ясно.

Предприимчивость поляков, европейские деньги и два нюанса, о которых расскажу позднее, наверное, объясняют, почему самые благополучные в Прибалтике эстонцы выбрали Польшу в качестве объекта зависти. Зарплаты, что медианная средняя, что минимальная – почти как в Эстонии. Медианная чуть выше, где-то около 800 евро (нетто), минималка такая же – около 480 (нетто).

Казалось бы, чему тут завидовать? Цены, цены и ещё раз цены! Они не эстонские и даже не литовские (самая бедная прибалтийская "сестрёнка"), они гораздо ниже. Все соседние страны ЕС перманентно отовариваются в приграничных польских магазинах на системной основе. Шоптуры по масштабу не уступают колбасным электричкам в Москву во времена СССР. В литовской прессе даже ведётся постоянный мониторинг соотношения розничных цен.

Для понимания структуры момента привожу последние сравнение. Продуктовая корзина состоящая из банальных ежедневных продуктов, вроде молока, масла, сыра... в Польше стоила около 15 евро, а в Литве потянула аж на 25! Тут всё дешевле, и бензин, и одежда, и лекарства. Розничная цена инсулиновой помпы в польской аптеке меньше, чем оптовая в Латвии. Объясняется сей парадокс просто – Польша не в зоне евро, что позволило избежать ценового шока, произошедшего в Прибалтике после введения европейской валюты. Что касается пользы евро, то Польша – пример положительный, а Прибалтика – отрицательный.

Второй нюанс, поддерживающий низкий уровень цен – мигранты, украинские. После 2014 года произошло замещение уехавших в западную Европу поляков (где-то около 2 млн) на соседних украинцев (последняя цифра – около1,5 млн). Поляки уехали на минималку в 1100 евро, украинцы приехали на 480 и заняли практически все пустующие низкооплачиваемые места. Которые, кстати, уже закончились.

Польские власти принялись в прошлом году вводить отдельные налоги на работающих мигрантов, чтобы ограничить их поток. Украинцы с удовольствием поехали бы дальше на Запад, но только Польша с Литвой согласились массово выдавать разрешения на работу. В других странах ЕС – только в оперу “каву” пить.

Сколько тут украинцев на самом деле? Очень много. Они везде – в магазине за кассой, официанты и заправщики... Украинская речь (в большинстве русская с южным акцентом) - повсюду. В последний мой приезд вдруг обратил внимание, что молодые украинки на публике стараются говорить только на польском. Может, это простое совпадение, но если обратить внимание на отношение поляков к украинцам, то может и не совпадение.

Отношение – жалостливое и одновременно презрительное. Польский менеджер у всех на виду, не стесняясь, может обозвать очень нехорошими словами украинскую кассиршу, которая где-то накосячила. Общий тон разговора – как у пана с крепостным. Шляхетские гены очевидно играют. Но как бы то ни было в Польше на абсолютно всех уровнях признаётся – украинцы приносят очень большую пользу стране.

Польские власти с проявлениями расизма стараются бороться визуально – плакатиками. Наглядной агитацией пытаются убедить "шляхту", что украинцы тоже люди и оскорблять их не хорошо. Действует ли это – не ясно. Но ясно другое – дети этих украинцев будут поляками, от настоящего паньства неотличимыми. Украинцы тут полонизируются с невероятной скоростью.

Наверное, многих удивит, но поляки и русские очень похожи друг на друга... полным нигилизмом к установленным правилам. Если вам надо обойти какое-нибудь дурацкое европейское ограничение, выбираете в партнёры поляка – не прогадаете.

Помню у моей конторы случился ценовой конфликт с представительством одной французской компании в Риге. Мы попытались выйти на представительства этой же компании в Финляндии, Дании, Германии и Польше. Все, кроме поляков, ответили отказом, мол партнёрский договор запрещает торговать с вами в обход Рижского офиса, а поляки согласились – сразу!

Правда, если этот же нигилизм видишь на дороге, то становиться страшно. В Польше радаров, как у дурака фантиков, полицейские засады через каждые километров пятьдесят, а ляхи летают так – будто все они депутаты сейма с полным иммунитетом и у каждого по десять жизней.

Вообще Польшa внешне мало отличается от той же Прибалтики. Серое социалистическое прошлое, в деревнях экипажи на конной тяге, заброшенные коровники, растаявший асфальт и обшарпанные здания в центре польских городков и... какое-то невообразимое количество строящихся инфраструктурных объектов - магистралей, дорожных развязок и так далее.

Поляки очень торопятся до 2021 года израсходовать все выделенные европейские деньги. Выглядит это порой смешно. Кусок строящейся дороги – километров 50, и по два-три работника на километр, один из них явно начальник. Однако понять их легко. В Польше всё создаётся только на деньги ЕС. Если Брюссель с деньгами жмётся, то паньство ничего не делает.

В качестве иллюстрации приведу следующий пример. Решила как-то администрация польского провинциального городка Августов построить объездную дорогу и спасти своих избирателей от большегрузного транспорта, дено-нощно отравляющего жизнь людям. Проект нарисовали и... ЕС похоронило стройку, ибо дорога должна была идти через заповедный августовский лес. Еврокомиссия просто заблокировала финансирование и всё, проект сдох, а люди продолжают страдать от шума и выхлопных газов. Сами поляки даже не собирались за себя платить.

Думаю, многим интересна тема сноса советских памятников и солдатских могил. На самом деле пока всё это точечные, разовые акции, и в основном польские власти присматривают, заботятся, чинят... хотя в последние десять лет видна явная небрежность. Однако нехорошая тенденция налицо – местные самоуправления достаточно рутинно поднимают вопросы сноса памятников и переноса останков советских солдат куда-нибудь подальше за город.

Сами поляки на вопрос об их личном отношении к вышеизложенным процессам обычно ничего не отвечают. Молчат и пожимают плечами. Тема явно табуирована, а может им просто по-человечески неудобно. Те немногие, согласившиеся прокомментировать, объясняют следующим образом: "Ваши памятники, могилы, обелиски на центральных площадях наших городов – не знак вашей Победы, а знак нашего поражения. Мы ведь тогда проиграли и немцам, и русским... Для воспитания патриотов нужны символы наших побед, а не поражений".

Поляки внешне очень патриотичны, красно-белый флажок на машинке, гордый взгляд и шляхетская осанка. Доводилось слышать, что если бы русские в 1939 не ударили в спину, да французы с англичанами побыстрее объявили бы войну Гитлеру, то мы бы ух! Что "ух" я так и не понял. И они даже помнят, что русские у них отняли Вильнюс, Брест и Львов.

Но в жизни всё как-то прозаичнее. Ежегодные интернет-опросы на тему согласия защитить с оружием в руках Великую Польшу от империалистических хищников (если что, то хищники это мы) показывают печальную динамику падения желающих умереть под гусеницами русских танков с 45-50% в 1999 году до 25% в 2018! В 2014 на фоне украинского кризиса был скачёк вверх, временный.

И это только полбеды. В юго-восточной Польше был скандал с памятными знаками УПА (организация запрещена в России). Мало того, что часть их была установлена законно, так ведь простые поляки ежедневно ездили мимо них и никак это безобразие не устраняли. Буржуазное болото засасывает польских обывателей со страшной силой, убивая пассионарность и патриотизм.

Польские власти это видят и пытаются с этим бороться через школы, фильмы... и, к сожалению, памятники нашим солдатам. Что поделать, русофобия – сейчас составная часть любого прибалтийского и польского официального патриотизма. Кто победит? Телевизор или холодильник? Будем надеяться холодильник.

По уровню жизни Польша находится в той же группе, что и Прибалтика. Разве что несколько богаче, но лишь относительно Литвы или Эстонии. Несмотря на четверть века "европейской общности" водораздел по уровню доходов между Восточной и Западной Европой никуда не делся. Правда, разница не столько в статистических цифрах, сколько в принципиальном отличии организации жизни. Тут термин "по паритету покупательской способности" приобретает вполне осязаемые черты.

В прошлом году компания Fujitsu искала ИТ-специалиста для работы в структурах ЕС в Брюсселе. Кандидаты должны были быть из Восточной Европы, граждане ЕС. Предлагалась хорошая по бельгийским меркам зарплата – 3200 Евро (нетто)... и желающих не нашлось. В течение года все кандидаты из Прибалтики и Польши отказались! Зарплата не привлекла! Вроде раза в два больше чем дома, но так ведь и цены раза в два выше!

Предложенный оклад казался шоколадным, только если получать его в Брюсселе, но жить при этом в Варшаве. Потому что та же по содержанию корзина расходов в Бельгии по местным ценам, оставляла от заявленной суммы на руках денег существенно меньше, чем средний поляк имеет дома при "маленькой" польской зарплате.

А как же "польские сантехники" в Германии или Великобритании? Все просто. На заработки уезжают те, кто не смог устроиться дома. Имея выбор между рыбоконсервным заводом в Шотландии и польскими клубничными грядками, они выбирают Шотландию, потому что там платят много больше. Тогда как состоявшимся специалистам дома явно комфортнее, чем в Европе.

Отнюдь не все удачно вписались в рынок, но с учётом проседания качества жизни в старой Европе отдельные социальные группы даже сравнялись с коллегами из Германии, Франции или Бельгии. Именно отсюда берется местное убеждение в правильности решения "отделиться от русских и пойти в Европу".

Читать о претензиях поляков на некое лидерство в ЕС, как, впрочем, и о неком антиевропейском фрондёрстве – забавно. Для лидерства нет никаких предпосылок, им бы свои собственные территории освоить – до сих пор бывшие прусские земли крайне редко населены. Немцев выгнали, а самих поляков так и не хватило на освоение новоприобретенных воеводств.

Польша от моря до моря для простых поляков сейчас не больше чем красивая история, и, наверное, это очень хорошо. Но именно что для простых. На политическом уровне ее преподносят существенно иначе. Впрочем подобное вообще характерно для большинства европейских стран. Особенно постсоветских.

Пока же страна поставляет рабочую силу на запад, компенсируя убыль рабочих рук притоком временных рабочих от своих восточных соседей. Прежде всего – из Украины. Сами поляки "за гроши" собирать клубнику или выполнять другую аналогичную по тяжести и условиям труда работу уже не хотят. Считают ниже своего уровня.

Раз украинцы на него соглашаются, значит, они тоже, того, ниже. Это несколько греет душу в их непростой жизни, позволяя ощущать себя "людьми серьезными, не то, что некоторые". Такой уж у них менталитет. В чем-то производящий впечатление барабана. Снаружи блеск, амбиции и гонор, а внутри пустота местечковой психологии.

Впрочем, вот Польша и закончилась. Она на самом деле тоже маленькая. На пути у нас «Неметчина» и, увы, тут следует признать, если ляхи с прибалтами жизнь все еще по чуть-чуть хоть как-то улучшают, то старая Европа, кажется, уже начала откровенно катиться вниз.

Александр Запольскис

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.