Европа в шоке: Россия обиделась и ушла, хлопнув дверью
Фото: Алексей Витвицкий/ТАСС
Выход России из Совета Европы станет для Старого Света огромным потрясением, считает генсек СЕ Турбьерн Ягланд. «Это может скоро произойти», — предупредил он.
По его мнению, уход России из Европы будет настолько же серьезным событием, как и предстоящий уход Британии. Ягланд даже использовал термин Ruxit по аналогии с Brexit.
Рубежным моментом Ягланд считает предстоящие в июне выборы генсека СЕ, в которых Россия не примет участия так как лишена голоса в ПАСЕ. «Есть опасность, что Россия сделает вывод, что тут в СЕ им делать нечего», — резонно предвидит Янгланд.
Он напомнил, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) «является единственным местом, где Россия связана с Европой в обязательном судебном порядке». И если Москва покинет Европу, то «мы увидим другую Россию». «У нас будет новая разделительная черта», — пояснил политик.
И предложил выход — вернуть россиянам право голоса в ПАСЕ. «Но они не могут вернуться просто так. Нужно, само собой, выдвинуть определенные требования к российской стороне», — заявил генсек СЕ. То есть опять торг? На колу мочало, начинай сначала…
Похоже, все что надо Ягланду — создать видимость примирения Европы с Россией, вернуть нам право голоса в обмен на взнос на функционирование организации, который Москва давно заморозила, доставив СЕ серьезные материальные проблемы, и переизбраться на этой «позитивной» волне.
Эта тактика вполне может сработать. В России уже предвкушают капитуляцию ПАСЕ и ради торжества в этом локальном вопросе готовы вновь броситься в объятья совсем недоброй к нам старушки-Европы. Вот, например, как отреагировал на слова Ягланда сенатор Константин Косачев:
«Это (потеря России — авт.) будет сокрушительным поражением Совета Европы и заложенной в самих первоосновах его деятельности общеевропейской идеи равенства участников и уважения идей демократии для всех народов континента, а не только для входящих в западные интеграционные структуры». Нас поманили, а мы и рады.
И кто поманил? Те, кто изо всех сил пытается блокировать решение Россией жизненно важных для себя вопросов. Таких, например, как защита русского населения Донбасса. Призыв ПАСЕ к Москве прекратить поддержку наших соотечественников безошибочно маркирует их как цивилизационных противников нашей страны.
Или взять тот же ЕСПЧ. При всей важности для нашей юриспруденции этого примера относительно справедливого правосудия отрицать его ангажированность невозможно. Заведомо пристрастные решения Европейского суда в отношении врагов «режима Путина» — факт. К тому же аппелируя к ЕСПЧ Россия добровольно подчиняется Европе.
Никто не мешает России взаимодействовать с Европой тактически: продавать им газ, развивать туризм, культурные обмены, но стратегически встраивать вполне уникальную и самостоятельную российскую цивилизацию в европейский контекст недальновидно, не нужно и, наконец, просто невыгодно России.
Живущий в Швеции российский политэмигрант, координатор «Левого фронта» Алексей Сахнин считает общеевропейские структуры враждебными не только России, но народам и странам самого Старого Света.
— Когда мы говорим про все эти мертворожденные бюрократические надстройки, типа Евросоюза, ОБСЕ и т. п., то на них ориентироваться, конечно, не надо никому. Ни России, ни Швеции, ни Франции, никому. Это враги народов, паразиты, порождение неолиберального капитализма, которые должны быть уничтожены, как Карфаген.
А вот в культурно-цивилизационном смысле Европа — это прекрасно. На Европу в каком-то прогрессивном ключе, на Европу Маркса, ориентироваться надо. Другое дело, что все эти спекулянты из либерального истеблишмента к этому не имеют никакого отношения.
«СП»: — Но никакой зримой, ощутимой «Европы Маркса» нет. А есть как раз этот либеральный истеблишмент…
— Да, к сожалению. Вот к ним и не надо быть причастными. Другое дело, что российская политическая элита глубоко интегрирована именно в этот рельеф сегодняшнего Запада. В его финансовые, лоббистские, в теневые полукриминальные структуры. А Россия от участия в этих политических играх как страна, как народ, ничего не выиграет.
Более того, мы сейчас все наблюдаем, что вся инфраструктура европейского проекта переживает кризис, причины которого фундаментальны. Этот проект исчерпал себя и с социальной и с экономической точки зрения.
«СП»: — Тем не менее, российские политики, кажется, опять готовы припасть к сапогу европейского барина…
— Российская элита не может обойтись без европейского и шире западного проекта. Поэтому она будет интриговать, встраиваться и искать более комфортную позицию. Причем Европа тоже не очень может обойтись без России. Простить за Крым нельзя, но прогнать тоже, иначе СЕ останется без нашего взноса. А весь смысл этой институции заключается в кормлении этих паразитов.
Конкретная история с правом голоса России в ПАСЕ сводится к мелкому политическому торгу. Его судьба зависит от каких-то кулуарных договоренностей, краткосрочных кадровых раскладов, политических комбинаций и византийских интриг. Этим они отчасти похожи на своих российских «коллег».
Это ситуация сложилась еще в 1991 году, сразу после окончания холодной войны. Политический класс по обе стороны друг без друга не может обеспечить свою легитимность. Чтобы делали все эти ребята на Западе, если бы не было «злого Путина», которым оправдывают военные бюджеты, шпионаж за собственными гражданами и цензуру в медиа.
Несмотря на театральность всего этого, бомбы, которые в результате всех этих византийских интриг посыплются на головы народов, будут вполне настоящие. Люди в тлеющих конфликтах гибнут уже сейчас.
По мнению политолога Леонида Крутакова, России не следует торопиться возвращаться в ПАСЕ даже если нам пообещают восстановить право голоса.
— Цивилизационный путь России может быть и другой, но если ваши соседи по лестничной клетке исповедают другую религию, вам неизбежно придется с ними контактировать. Хотя бы на предмет вывоза мусора…
Надо понимать, что единая Европа — это абсолютно глобалистский проект, проект Вашингтона. Брюссельская бюрократия никак не связана с национальными запросами, их чаяниями и требованиями. Мы видели это на примере кризиса с беженцами. Не говоря уже про противоречия, которые возникают в сфере обороны. Так, Германия не выплачивает полностью свои взносы в НАТО, а Франция выплачивает. При этом Германия оплачивает дефицит бюджета СЕ.
Нежизнеспособность проекта стала понятна с момента, когда был провален проект единой конституции. Не может существовать долгосрочный союз между странами, если он заключен на принципах раздела прибыли. Если нет общих политических целей, если они не озвучены, а население их не одобрило и не понимает ради чего все объединились, то когда начинаются проблемы — экономический кризис, каждый участник начинает считать деньги и спрашивать, зачем все объединились.
Это была ошибка Европы, когда они сначала приняли в свой состав новых членов — Восточную Европу, а затем попытались принять конституцию. Поляки прежде всего заблокировали. Надо было сделать наоборот — принять конституцию и только потом расширяться. Но тогда был бы конфликт с американцами. Мы помним, что прежде чем вступить в Евросоюз всех обязывали стать членом НАТО.
«СП»: — И как быть России? Нас не устают тянуть обратно, пусть и хитрят…
— Для России выгоднее сотрудничать с конкретными европейскими странами в отдельности. Если это вопрос строительства «Северного потока-2», то давайте решать его с немцами, французами, итальянцами — теми, кто заинтересован в поставках газа. Зачем нам говорить с теми, кто не выражает мнение ни одной экономики Европы, а некоторое мнение общего субъекта, который субъектностью не обладает? Не надо демонстрировать непочтение к Евросоюзу. Но надо осознавать, что реальный диалог возможен только с национальными администрациями.
Евросоюз сейчас это такой гриб. Внешне красивый, но гнилой и трухлявый изнутри. Да, процедуры там правильные и красивые, но политические нации и их интересы возникают не арифметически на выборах в процессе голосований. Это глубокий внутренний смысл, соединение традиций и времени. Да, была Римская империя, да была Священная Римская империя Карла Великого, но нынешняя Европа — это скорее немецкое порождение. Поэтому ключевой партнер для России все-таки Германия.
«СП»: — Если ПАСЕ все-таки восстановит Россию в правах, стоит нам туда возвращаться?
— По уму, конечно, не надо. Стратегически — нет. Тем более первый шаг сделали не мы. Они нас оскорбили, лишили голоса. Пусть разберутся сначала между собой. А надавать русским пощечин… Политика — не религия. Тут другую щеку подставлять нельзя. Будут унижать постоянно. Так что лучше, как минимум, взять паузу, придумав повод. И чем дольше будет эта пауза, как по Станиславскому, тем большим смыслом она наполнится. Очевидно, что это создаст внутреннее напряжение в СЕ. Выпадение России из европейских институтов для Европы ставит вопрос кто они сами такие. Доминион, сателлит США?
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.