Мец Егерн. Великое злодеяние

«Человечество пережило в прошлом веке три великие неслыханные трагедии: первый геноцид ХХ века поразил ваш армянский народ — первую христианскую нацию — вместе католиков и православных, ассирийцев, халдеев и греков. Были убиты епископы, священники, другие деятели культа, женщины, мужчины, старики и дети и даже беспомощные больные» - данные слова прозвучали из уст папы римского Франциска во время его визита в Армению в апреле 2015 года. Впервые в истории папа римский назвал события, произошедшие на территории Османской империи в период 1915-1923 годы геноцидом, чем, ожидаемо, вызвал волну негодования среди высшего руководства Турецкой республики. В ответ Анкара отозвала своего посла из Ватикана, а премьер Турции Ахмет Давутоглу обвинил Святой престол в провоцировании конфликтов. Но это уже совсем другая история.
 
Вчера, как на территории России, так и на территории ряда других государств, прошли памятные мероприятия, посвящённые 104-й годовщине тех событий, которые определенная часть мировой общественности охарактеризовала как «геноцид армянского народа». Помню и требую. Под таким девизом в российских городах вышли на митинги не только представители армянского народа, но и те, кто считает важным и необходимым призвать к ответу Турцию, повинную в гибели сотен и сотен тысяч мирных армян – женщин, стариков и детей, убитых на территории Османской империи в начале прошлого века. Политики, общественные деятели, представители других народов, солидарные с армянами в их стремлении призвать к ответу виновников столь масштабной трагедии, пусть даже и не прямых, а их потомков – все они не только напомнили нам об ужасе тех лет, который довелось пережить армянскому народу, но и потребовали раскаяться в содеянном тех, кто может и должен ответить за преступления, совершенные на территории Османской империи.
 
Казалось бы, прошло столько лет, нет в помине Османской империи, как в принципе нет в живых и участников той трагедии – жертв и их палачей. Но родственники и земляки погибших не оставляют свои попытки призвать к ответу государство, на территории которого стало возможным невиданное доселе по своим масштабам и своей жестокости массовое убийство представителей одной нации, представителей одной веры. Есть ли в этом смысл? Может согласиться с тем, что время всех примерило и жить дальше, смотря в будущее и не оглядываясь в прошлое, каким бы трагичным оно не было? Но как можно забыть, как можно предать память сотен и сотен тысяч убитых, замученных, растерзанных соотечественников, брошенных на плаху только из-за того, что кто-то решил очистить территорию от иноверцев, которые не спешили становиться османами и боролись за свою культуру, свою историю и свои традиции? Нет, подобное забывать нельзя. Нельзя подобное и оставлять без наказания. И движимые пониманием данной истины, истины неоспоримой, десятки и сотни тысяч людей вышли вчера на улицы множества городов мира, чтобы во всеуслышание заявить о том, что они не только помнят, но и требуют призвать к ответу. И это их право. Право на справедливость, право на возмездие. Право, которое ранее смогли реализовать евреи, добившиеся признания Холокоста, ответственность за который была возложена на Германию, право, которое в недалеком будущем, я на это искренне рассчитываю, смогут реализовать представители других народов СССР – как минимум русские, украинцы и белорусы, которых в период с 1941 по 1945 годы методично и расчетливо уничтожали на оккупированных территориях немцы и их союзники.
 
На фоне единения тех, кто взывает к справедливости, слышны возгласы противной стороны, пытающейся возложить ответственность за гибель армян на самих армян, которые якобы стремились расколоть страну и помогали врагу, рвущемуся к границам Османской империи, а также истребляли турецкое население, выдавливая его в глубь государства и освобождая те земли, которые именовались Турецкой Арменией. Да и погибло армян не более одного миллиона, а «всего лишь триста тысяч человек». Погибло от «голода, холода, нападений разбойников и междоусобных стычек». Подумать только. Всего лишь триста тысяч человек. Звучит цинично, особенно если учесть что речь идет отнюдь не о военных потерях, образовавшихся в ходе боевых действий.  Женщины, дети, старики, больные люди, не годные к призыву в действующую армию – вот о ком идет речь, когда всевозможные аналитики выводят цифру «реальных» потерь армянского населения Османской империи в период 1915-1923 годы.
 
Пусть эти выводы останутся на их совести, благо что скрыть правду об истинных масштабах трагедии сегодня уже невозможно. Слишком многие решили докопаться до истины, чтобы поставить точку в вопросе, кто повинен в самой страшной трагедии армянского народа. Но подобный подход меня не удивляет. Истрия помнит как турки уже пытались сделать нечто подобное, возложив ответственность за произошедшее то на курдов, которые хоть и участвовали в резне, но не были основной движущей силой, брошенной турецкими властями на истребление армянского населения, то на султана Абдула-Гамида II, свергнутого младотурками в 1909 году. Теми самыми младотурками, которые стремясь к власти обещали армянскому населению равные права с османами, свободу вероисповедания и право собственности на земли, на которых жили и которые обрабатывали армяне, а по факту превзошли в своей жестокости упомянутого выше султана, уничтожавшего армян без какой-либо цели, исключительно ради устрашения.
 
Лично я считаю, что период, который армяне обозначают как период истребления, период геноцида, как в принципе и количество его жертв, указывается неправильно. Если описывать всю трагедию армянского народа, проживавшего на территории Турецкой Армении и других регионов Османской империи, то свое повествование нужно начинать на много лет раньше. Не стоит забывать о Хамидийской резне 1894-1896 годов, в результате которой численность армянского населения Османской империи уменьшилась на 500 тысяч человек – часть из них, более 80 тысяч человек, были убиты, часть была вынуждена покинуть места своего проживания, оставив все имущество, и бежать на территорию прилегающих государств. Стоит вспомнить и о событиях 1909 года, произошедших в Адане и унесших жизни более 20 тысяч армян. Событиях, которые так и не были объективно расследованы турецким правительством. И это далеко не все трагичные моменты истории армянского населения Османской империи, которое погибало по вине местных политиков, заболевших идей строительства «Великого Турана», государства, в котором не было места иноверцам.
 
Я не буду подробно описывать те изуверства, которым подвергались на территории Османской империи армяне во время этнических чисток и так называемого «переселения в лагеря, расположенные в пустынных южных провинциях империи». Скажу лишь, что злодеяния тех, кто осуществлял гонения на армян – ужасны, а те мучения, которые пережили представители армянского народа – немыслимы. И они имеют право на то, чтобы все произошедшее в указанные годы было названо преступлением. И именно по этой причине я поддерживаю борьбу армянского народа за право, называть события 1915-1923 годов геноцидом, а правительство Османской империи, как султана Абдула-Гамида II и его приспешников, так и руководство режима младотурков, преступниками, совершившими преступления против человечности. Не стоит обходить в данном вопросе и почитаемого турками Мустафу Кемаля Ататюрка, ответственного за резню в Смирне в 1922 году, унесшую жизни сотни тысяч христиан – греков и армян. Все они внесли свой страшный вклад в дело уничтожения армянского народа, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
 
Так почему же сегодня, спустя 104 года после начала тех страшных событий, так важно заклеймить тех, кто истреблял армянский народ, и призвать население Турецкой республики к покаянию за грехи предков, грехи кровавые, грехи страшные? Нет, поверьте мне, дело даже не в клише, которое повесят на Турецкую республику по факту признания событий 1915-1923 годов геноцидом, и даже не в возможных компенсациях в пользу Армении и ее многострадального народа. Дело в том, что добиваясь справедливости в подобных вопросах, осуждая преступления прошлого, которые остались безнаказанными, мы стараемся оградить себя от подобного в будущем. Лично я верю в то, что осознание того, что наказание за содеянное настигнет тебя даже через десять, двадцать, пусть даже через  тридцать лет, остановит многих и многих политиков от опрометчивых решений. Перспектива войти в историю не в качестве правителя-реформата, а в качестве преступника и палача, проклинаемого и врагами, и союзниками, наверное способно остановить кого-то из тех, кто считает себя вершителем судеб и собирателем земель. И сегодня, помогая армянам в их борьбе за право называть вещи свои именами, мы не только кладем свой взнос на чащу весов, являющихся мерилом добра и зла, но отдаем им свой долг за то, что в свое время не смогли остановить тех, кто уничтожал себе подобных только за то, что они говорят и думают на другом языке и являются носителями другой культуры и других традиций. А завтра, я верю в это, мы сможем объединить свои усилия и призвать к ответу тех, кто методично и распланировано уничтожал славян на территории оккупированных немцами республик Советского Союза. Уничтожал осознанно, освобождая земли от тех, кто так же как и армяне в Османской империи являлись носителями чуждой захватчикам культуры и не вписывались в ту модель мира, которую пытались построить Гитлер и его союзники. В дальнейшем дойдёт и до оценки трагедии сербов, уничтоженных на территории Косово. И это правильно. Так и должно быть. Иначе все повторится вновь и вновь…
 
Алексей Зотьев
Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.