Defence One: Отобранные у Турции истребители F-35 США могут за копейки продать Киеву
Фото: BarcroftMedia/TASS
Новость, которой на днях поделился американский интернет-журнал Defence One, на первый взгляд кажется невероятной. По данным издания, в США всерьез обсуждают возможность продажи нищей Украине неизвестного количества новейших и чудовищно дорогих для Киева истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 Lightning II.
Эта тема, пишет Defence One, возникла после того, как президент Дональд Трамп решил наказать Турцию за покупку у России, вопреки протестам Вашингтона, зенитно-ракетной системы С-400. И отменил многомиллиардную (общая сумма — до 9 млрд. долларов!) сделку по приобретению этой страной в Соединенных Штатах сотни давно заказанных у корпорации Lockheed Martin боевых самолетов F-35. Между тем, по крайне мере, четыре новеньких F-35 во исполнение контракта за океаном готовы. Куда теперь их девать?
В истории с запретом продажи самолетов Турции есть еще один щекотливый вопрос. Анкара в прошлом десятилетии внесла 175 млн. долларов на разработку F-35. Вполне понятно, что никто не намерен возвращать ей эти деньги.
Кроме того, турецкие военные пилоты, уже прибывшие в Соединенные Штаты для обучения на новой технике, до 31 июля обязаны вернуться на родину. Все, сделка обиженным Трампом разорвана решительно и окончательно.
По данным американского интернет-журнала, предназначавшиеся для Турции американские истребители пятого поколения F-35 Lightning II (а всего в «подвешенном» состоянии у Lockheed Martin сегодня примерно три десятка уже находящихся в производстве боевых машин) теперь могут предложить другим зарубежным заказчикам. Речь о Канаде, Финляндия, Швейцарии или Испании, которые давно мечтают о приобретении истребителей такого типа у американцев. Также в роли покупателей, полагает Defence One, может выступить Польша. И — внимание! — не менее нищие, чем Украина страны Прибалтики.
Но самое главное, на наш взгляд, в статье написано дальше: «Если кто-то действительно хочет разозлить Путина — возможно, довольно опасным способом — тогда, конечно, всегда есть Украина».
С точки зрения Киева, у которого самому «юному» истребителю нынче не менее тридцати лет — полный восторг! Там давно и безуспешно обсуждают варианты срочного обновления боевого состава своих сильно одряхлевших «Повітряних сил». Но приемлемого варианта никак не находят. Поскольку казна «у пана атамана» почти пуста. Не до новейших самолетов, это точно. Прокормиться бы. И зимой не замерзнуть.
Откуда же тогда даже чисто теоретически Украине изыскать финансы на хотя бы несколько F-35? Defence One полагает, что выход у Киева существует. Он может рассчитаться с Трампом частью за счет заокеанского целевого кредита. А частью — за счет предоставления американцам в полное распоряжение военной базы на своей территории.
Если допустить, что события и в самом деле пойдут по этому пути, то логично предположить, что в качестве новой военной базы (в таком случае — первой для США на Черном море) Пентагону особенно интересен украинский город Очаков. Во-первых, потому, что Очаков всего в 150 километрах от ставшего российским Крыма.
Во-вторых, именно там сегодня 1-й мобильный строительный батальон американских ВМС завершает за счет военного бюджета США строительство некого «оперативного центра». Официально — для военных моряков Украины. В командовании ВМС США по состоянию на начало мая 2019 года готовность центра оценили на 66%. Завершить стройку там собираются до конца нынешнего года. Но что еще подобного в качестве сугубой благотворительности построили для «Незалежной» Соединенные Штаты? Для себя и родного Пентагона на чужой территории — таких примеров сколько угодно по всему миру.
А в третьих, недавно еще и 133-го строительный батальон ВМС США (Naval Mobile Construction Battalion 133) с чего-то вдруг приступил к масштабной реконструкции взлетно-посадочной полосы на военном аэродроме Кульбакино под Николаевом. Между тем, от Николаева до Очакова — рукой подать.
Можно ли все это расценить, как заранее продуманную и планомерную подготовку военной инфраструктуры к скорому появлению в здешних краях именно отобранных у Турции F-35? Конечно — нет. Потому что когда в 2017 году Штаты начали строить в Очакове загадочный оперативный центр, никто и подумать не мог, что между Вашингтоном и Анкарой пробежит черная кошка в облике российской ЗРС С-400. Однако раз уж все так сложилось, раз и оперативный центр в Очакове почти готов, и «взлетка» в Кульбакино — тоже, то для гипотетической отправки украинцам F-35 все перечисленное точно лишним не окажется.
О том, какого типа самолеты, которыми Lockheed Martin может осчастливить ВСУ, не сообщается. Однако выбор невелик. Нет у Украины авианосцев, поэтому для нее бесполезны палубные F-35C. Нет и кораблей поменьше, но которые могут быть носителями самолета с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Не подходит «москитный» флот ВМС Украины для этих двух самолетов. Остается F-35A, который эксплуатируется исключительно с наземных аэродромов.
Разумеется, всю сотню самолетов, предназначавшихся для Турции, никто Украине не даст. Да и не осилит она такое финансовое бремя. Так что даже с очень большими допущениями разумно, на наш взгляд, говорить лишь максимум об одном-двух десятках новых машин. Но и в этом случае Украине, помимо кредитов, пришлось бы перенаправить чуть ли не весь военный бюджет на закупки и освоение страшно дорогой американской техники.
Однако когда какая-нибудь акция выгодна для США в стратегическом отношении, то тут Штаты готовы нести серьезные финансовые убытки. А в истории с предполагаемой продажей F-35А Киеву американская выгода вполне очевидна. Существует серьезный резон передачи Украине этих истребителей вообще практически даром.
Сценарий, вероятно, может быть таким. Допустим, американские инструкторы переобучают где-нибудь в Николаеве или под Харьковом, где у ВСУ имеется единственный в этой стране военный авиационный вуз, украинских пилотов на новую технику. Обучают, несмотря на то, что это для украинцев крайне проблематично. Потому что переключиться с самолетов третьего поколения сразу на машины пятого — необычайно сложно. Поэтому процесс проходит ни шатко, ни валко. Но это мало кого интересует. И прежде всего — американскую сторону.
Главное, что в таком случае F-35А хоть уже и переброшены на Украину, но фактически в полном распоряжении ВВС США. Их заокеанские пилоты и наземный персонал — рядом. В то же время, безусловно, обеспокоенной таким сюжетом России протестовать нет совершенно никаких оснований. На F-35А опознавательные знаки исключительно «Повітряних сил». Мало ли для чего и у кого Киев купил новое вооружение? Имеет полное суверенное право.
Но в момент резкого обострения военно-политической ситуации с Россией не украинские летчики, а хорошо обученные американские инструкторы занимают места в кабинах F-35. И ожидают не из Киева, а от Пентагона команду на взлет.
Для сведения: боевой радиус этого самолета без дозаправки в воздухе и без подвесных топливных баков — 1080 км. От аэродрома, допустим, в Харькове до Москвы — 750 км. Порядка 1080 километров — до Нижнего Новгорода. Радиуса F-35 вполне достаточно, чтобы долететь до Саратова, до Череповца, до Санкт-Петербурга, до Волгограда, до Ставрополя. В зоне поражения с украинских аэродромов — вся европейская часть России. До самого Урала.
Ради таких козырей США, наверное, могут и рискнуть своими миллиардами. С точки зрения Пентагона, российская овчинка, вполне вероятно, стоит такой военно-политической выделки.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1