Литва пообещала Лукашенко поддержку в борьбе с Путиным
Фото: Zuma/TASS
В Литве, похоже, началась повторная операция по «приручению» Лукашенко. Это следует из регулярных заявлений нового президента Гитанаса Науседы и его советников.
Первую такую операцию безуспешно попыталась провести прежний президент — Даля Грибаускайте. Литва — ближайший сосед Белоруссии, у двух стран — общие корни, уходящие в историю Великого княжества Литовского, Жомойтского и Русского, о чем любят напоминать в Минске и не очень — в Литве, опасаясь, что редкие военные заслуги того средневекового государства в борьбе с московитами присвоят соседи. Но когда заставляет прагматичная политика Запада, настроенная на разрушение отношений Белоруссии и России, то и в Вильнюсе об этом вспоминают. И вскоре после избрания на пост, в 2009 году, Даля Грибаускайте неожиданно воспылала любовью к Александру Лукашенко. Несмотря на то, что Батьку в Литве называли «последним диктатором Европы», вопреки протестам местных патриотов Грибаускайте пригласила его в гости. 16 сентября 2009 года Лукашенко явился в Вильнюс,
Тогда были задушевные беседы о сотрудничестве. Казалось, Батька поддался на западные чары Грибаускайте. Через год, в октябре 2010 года она сама приехала в Минск, с улыбкой приняла роскошный букет от Александра Григорьевича. И произнесла: «Литва готова сотрудничать, защищать интересы Беларуси в Европейском союзе настолько, насколько Беларусь будет этого сама хотеть». И, видно, была уверена, что Западу удалось приручить Батьку с ее помощью. «Лукашенко является гарантом стабильности и независимости Белоруссии», — сказала она.
Впрочем, это не так уж далеко от истины, только вот Грибаускайте, надо полагать, вкладывала в эти слова несколько иной смысл, нежели президент Белоруссии. Вильнюс не столько пытался подружиться с Минском, сколько вырвать из объятий Москвы. И еще большой вопрос, кто кого пытался переинтриговать — Запад Белоруссию или наоборот. Все годы Александр Григорьевич демонстрирует политико-экономические чудеса изворотливости и гибкости, его не удалось приручить даже Владимиру Владимировичу, по крайней мере так, как хотел бы Кремль, чего уж говорить о Грибаускайте.
В общем, напомню: любовь Вильнюса к Минску закончилась с президентскими выборами 2010 года и наведением порядка в столице Белоруссии — Запад поименовал это разгоном. Белый дом сделал тогда грозное заявление: «Соединенные Штаты решительно осуждают действия правительства Беларуси по подрыву демократического процесса, а также непропорциональное использование силы против политических активистов, представителей гражданского общества и журналистов». Батька снова попал в опалу.
Ну и, естественно, Вильнюс оказался на стороне Вашингтона. Запад вернул Лукашенко статус «последнего диктатора Европы», продержавшийся до возвращения Крыма в Россию. После 2014 года у Запада возникли пропагандистские сомнения относительно Батьки.
И вот сейчас начался второй акт спектакля, связанный, видимо, с большой тревогой США из-за постоянных в последнее время встреч и переговоров Лукашенко с Владимиром Путиным. Грибаускайте, которую литовские патриоты ругали за контакты с Лукашенко и которая, обидевшись на неверного Батьку, успела его демонизировать под предлогом строящейся в 50 км от Вильнюса Белорусской АЭС, покинула пост.
В мае этого года, перед уходом она попыталась навсегда испортить отношения с Минском, объявив об отказе от сотрудничества и объясняя это желанием не признавать законность строительства Белорусской АЭС. Но с 12 июля года республикой руководит бывший банковский аналитик Гитанас Науседа. Он тоже поругивает Белоруссию за атомную станцию, жалуясь на объект Брюсселю. Но в отличие от предшественницы допускает возможность сотрудничества с официальным Минском, если проблему АЭС вывести за скобки. Что за метаморфозы?
А вот и случайное совпадение. 29 августа советник президента США Джон Болтон встретился в Минске с Александром Лукашенко, а уже 4 сентября страну оповестили о новой позиции президента Литвы, изложенной в передаче «В Центре внимания DELFI». «Отношения с Беларусью, на мой взгляд, могут и впредь поддерживаться, и мы будем продолжать наши усилия по дальнейшему развитию этих отношений, даже принимая во внимание тот факт, что в вопросе Островецкой АЭС (так в Литве называют Белорусскую. АЭС, строящуюся около Островца. — „СП“) все остается как прежде», — сказал Науседа.
Трамп выгнал Болтона, но политика США в отношении Белоруссии остается прежней — надо же попытаться вырывать Минск из объятий Москвы, используя как раз особенности поведения Батьки — его уникальную гибкость.
И вот уже в интервью агентству BNS Науседа произносит почти ту же формулу про независимость Белоруссии, что и Грибаускайте в 2010-м, с поправкой на опыт минувших лет. Рассуждая о Союзном государстве России и Белоруссии, он говорит: «Хотя время от времени создается впечатление, что все уже решено, я так не считаю».
По его словам, реального союза двух стран так и не получилось. Науседа пообещал: Евросоюз и Литва в том числе поддержат Минск в борьбе за независимость, а самостоятельность Белоруссии совпадает с европейскими интересами. Отметил: у Литвы с Белоруссией — протяженная граница. «Мне бы хотелось, чтобы эта граница оставалась границей с Белоруссией, а не с Россией», — сказал президент Литвы.
Гитанас Науседа отмечает: Беларусь «остается независимым государством со своими границами, со своей культурой, со своими собственными государственными целями». И обсуждает возможность приглашения Лукашенко в Вильнюс. Говорит, что поводом может послужить церемония перезахоронения останков одного из руководителей восстания 1863 года против царя Кастуся Калиновского, которая состоится в ноябре в Вильнюсе.
Калиновского считают своим поляки и белорусы. Восстание происходило на территории современных Белоруссии и Литвы. Калиновский поддерживал национально-освободительную борьбу польского народа, ориентировал революционные силы в Беларуси на польское революционное движение. Потерпел поражение, и 10 (22) марта 1864 года был повешен в Вильне на Лукишкской площади — это в центре города. В июле 2017 года во время раскопок на горе Гедиминаса в Вильнюсе археологи обнаружили останки 20 человек, среди них и были останки Калиновского.
Если Лукашенко пригласят, если он приедет, то примет участие в весьма символической церемонии, вероятно, означающей по задумке Вильнюса историческую параллель — память об попытке освобождения от ига Российской империи. Науседа уже пригласил на церемонию президента Польши Анджея Дуду и представителей Украины. «Мои усилия будут направлены на постепенное установление нормального человеческого контакта с учетом всех разногласий, всех разногласий по поводу Островецкой АЭС, потому что ненормально жить рядом друг с другом в окопах и стараться не замечать, что существует сосед. Думаю, мы начнем осторожно, понемногу, и, конечно же, все будет зависеть от готовности Беларуси к сотрудничеству», — говорит Гитанас Науседа.
Однако учитывая непредсказуемость Лукашенко (или, наоборот, предсказуемость — выбирайте) и опыт общения с ним, литовская сторона осторожничает, оставляя пути к отступлению от планов наладить отношения. Советник Науседы по внешней политике Айсте Скайсгирите заявила в эфире радиостанции Žinių radijas: публичные заявления президента Литвы о том, что с Белоруссией необходимо налаживать отношения, не означают приглашения Александру Лукашенко посетить Вильнюс. Отношения могут быть «рабочими и прагматичными» в сферах приграничного сотрудничества, транспорта, транзита, сказала советник.
Так что Западу в целом и Литве в частности приходится демонстрировать политическую гибкость, изворотливость и прагматизм в попытках оторвать Минск от Москвы. Посмотрим, что из этого выйдет. Знаем же, что даже серьезные преференции не гарантируют большой любви со стороны Батьки. А у Литвы нет ни средств, ни ресурсов, чтобы заинтересовать Александра Григорьевича. Он и так обижен на Вильнюс из-за Белорусской АЭС и в отместку стремится наладить отношения с Латвией. Но чисто транзитные…
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.