Здравствуйте, мы ваша крыша, или Возвращение на Украину лихих девяностых
Крыша…
Если спросить у кого-нибудь, что такое крыша, то он, наверное, не задумываясь, ответит: ну как, что это такое? Это крыша. Крыша здания, строения, крыша дома, о котором когда-то пел Юрий Антонов. И ещё, наверное, удивится такому вопросу. Мол, как можно не знать, что такое крыша.
А если спросить немножко по-другому, к примеру, а что обозначает, здравствуйте, мы ваша крыша…? Интересно, а многие ли, сегодня, особенно из числа молодых, смогут ответить на такой простой, для тех кто в курсе, вопрос? Я думаю немногие.
Да, крыша…
Как много в этом слове знакомого и душещепательного для тех, кто жил, а тем более работал, а тем более, работал не на заводе, а на себя, занимаясь предпринимательством, в лихие девяностые. Да, тот кто был предпринимателем в те годы, тот отлично знает, что обозначает фраза – здравствуйте, мы ваша крыша. Знает, и помнит. Сам имел «счастье» общаться с такими крышами в разных городах в то интересное, но такое беспокойное время.
Для тех, кто не знает, рекомендую посмотреть кинофильмы «Фанат», «Бригада», и ряд других бандитских боевиков того времени, и сразу станет ясно и понятно, что обозначала крыша в то лихое время. От себя, для тех кто не в курсе, могу добавить, что «крышей» в то время, назывались бандиты, которые, за определённую мзду, якобы, охраняли своих подопечных, от таких же других бандитов.
Бес «крыши», в то время, работать было невозможно. Бандитов в те лихие годы было больше чем предпринимателей. Они ездили от одной фирмы к другой и интересовались, есть ли уже у потенциальной жертвы «крыша» или нет. Если нет, то первые же прибывшие бандиты, становились для такого бизнесмена без «крыши», его крышей.
Каждую бандитскую группировку возглавлял свой авторитетный бандит. А эти «авторитеты», в свою очередь, на своих сходках, делили город на районы, и каждая группировка, в «своём» районе, делала «крышу» всем живущим в этом районе. Потом делили города. А потом и всю страну разделили.
В своё время, половине распадавшегося Советского Союза, «крышу» делала чеченская мафия. Сколько той Чечни, а такую огромную страну обуздала.
Причин этому несколько: во-первых, эти джигиты действительно злые, жестокие и безжалостные, и дружные. Да и очень часто, духа им не занимать. И за счёт этого, они, находясь в меньшинстве, подмяли славянское большинство. Во-вторых, в то время, председателем Верховного Совета СССР, был Руслан Хасбулатов. Чеченец. И похоже, в этом деле, не обошлось без его участия.
Помню, был такой случай. В наш московский офис приехала наша чеченская «крыша», которая в своё время, сама себя назначила этой самой «крышей», собрала персонал, поставила перед ним телевизор с видеомагнитофоном, и показала фильм: подвал, в подвале к железному стулу, сваренному из арматуры, был привязан проволокой человек. Как потом оказалось, это был упрямый бизнесмен, отказавшийся платить этим горцам дань. Какой-то другой человек, в маске, зажёг бензиновую паяльную лампу, и начал жечь привязанную жертву. Страшнее фильма я в жизни не видел. Это была не актёрская игра, а натуральное садистское убийство. От начала фильма и до смерти жертвы, прошло минут десять. Смерть была ужасной. Зрители были в шоке. А «крыша», после фильма, пояснила присутствующим, что в том подвале и на том стуле, может оказаться любой из них, если будет непослушным.
Жаловаться в милицию, в то время, было бесполезно. Тогда, криминал и власть, в большинстве случаев, были в одной команде.
В одном из северных сибирских городов прокурор города был членом городской ОПГ. А областную ОПГ возглавлял начальник областного УВД. Так что, времена были тяжёлые и суровые. Город от материка отделяла большая северная река, через которую был построен только железнодорожный мост. А вот автомобильного моста тогда не было. И в этот северный город в то время автомобильным транспортом летом можно было попасть с «большой земли» только через переправу, а зимой по ледовому мосту. Определённая часть обеспечения города осуществлялась автомобильным транспортом. И чтобы не гоняться за фурами с товаром, при въезде на переправу и ледовый мост были поставлены посты: пост ГАИ, налоговый пост, который производил учёт автомобилей вёзших товары в этот город и получателей груза, и бандитский «пост», снимавший дань прямо на въезде на переправу. И все эти посты грелись у одного костра.
На железнодорожном транспорте криминал и власть тоже работали в одной связке. К примеру, едут пассажиры в поезде из Москвы на Украину. На границе их досматривали пограничники и таможенники. Как с российской, так и с украинской стороны. По закону, каждый пассажир имел право ввести и вывезти в любом из направлений не более 10 000 долларов США. С одним условием, эти деньги нужно было задекларировать. Казалось бы, ну что тут такого, задекларировал и езжай дальше. Но фишка в том, что после декларирования такой суммы, таможенники желали обладателю денег счастливого пути и уходили. А через время к счастливчику с деньгами подкатывала братва, ставила ствол с глушаком к голове, и тихонько шептала: выбирай, жизнь или кошелёк…
Я лично знал человека, который задекларировал деньги, закрылся в купе, и счёл дело сделанным. Ночью купе открыли снаружи, тут же, специальным крючком, закрыли фиксатор открытия дверей, и тут же прислонили ко лбу пистолет с глушителем…
Я думаю, не нужно объяснять, кто этих бандитов навёл на моего знакомого.
Были случаи, когда пассажир пытался утаить от таможни наличие у него денег. Сам такое не раз делал. Иногда проносило. А иногда, таможенники, после составления декларации, и после того, как пассажир подписывал декларацию о том, что у него нет денег, кроме тех, которые он показал, устраивали контрольный и тщательный досмотр. И найдя спрятанные утаённые деньги, спрашивали: а вы же говорили, что у вас таких денег нет… Так что будем делать: или тащить вас в суд, за сокрытие денег от декларирования, с последующим вашим отбыванием несколько лет на лесоповале, или это не ваши деньги…?
И в этом случае, лучше было сказать, что пассажир не знает, что это за деньги. И просил таможенников принять их как ничейные, и передать их дальше по назначению. Таможенники эти деньги забирали, и уходили.
Суровое было время, суровое. И казалось, что всё это ушло от нас навсегда.
Но, несколько дней назад, один мой знакомый из Днепропетровска, с грустью в голосе поведал о том, что в Украину, в этом конкретном случае не НА, а именно В Украину, возвращаются лихие девяностые…
Недавно к его соседу, владельцу шиномонтажа, подъехала тонированная девятка. Из неё вышло четыре криминальных морды, и спросили: а есть ли у вас, крыша…?
Сосед, округливши глаза, ответил гостям: нет, у меня крыши нет. Не те времена.
На что ему ответили: ошибаетесь уважаемый, эти времена как раз наступают. Отныне мы будем вашей крышей. 500 баксов в месяц, и работай спокойно.
Сосед не поверил услышанному. И не воспринял заявление гостей в серьёз. На звонки из телефона без определителя, отвечал одно и то же: пошли на х… Мне никакая крыша не нужна.
Через неделю у него сгорела его личная машина. А ещё через пару дней и шиномонтаж.
При обзвоне знакомых выяснилось, что предложение быть крышей поступало уже многим… Полиция, при обращении к ней, округляет глаза и отвечает: вас били? Нет. Вас оскорбляли? Нет. Так, а с чем же вы тогда к нам пришли…?
Помню в девяностых, тоже всё точно так же начиналось.
Сегодня на Украине много говорят о прекращении боевых действий на Донбассе. А куда же после всего этого идти «героям» «азова», «донбасса» и прочих бандформирований? На стройку? Так они уже от работы отвыкли. А кушать хочется.
Похоже, все эти «герои» как раз скоро и станут «крышей» для нынешних украинских бизнесменов.
Так что ждите, скоро к вам придут и скажут: здравствуйте, а мы ваша крыша…
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.