В США придумали, как наказать ФРГ за «Северный поток-2»
В Североатлантическом альянсе утверждена новая формула взносов в общий бюджет. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, изменение системы финансирования одобрили все члены организации, в том числе и Германия, которой придется раскошелиться больше остальных. Сейчас ФРГ наполняет казну альянса на 14% от общей суммы, США — на 22%. Но в скором времени доля Берлина увеличится до 16%, а Вашингтона упадет до той же отметки (оставшуюся сумму распределяет между остальными странами). То есть американцы аккуратно перекладывают на немцев бремя финансирования НАТО.
Очевидно, спусковым крючком проведения реформы стало желание администрации Дональда Трампа сэкономить на системе коллективной безопасности. Последние три года хозяин Белого дома жестко критикует европейцев за то, что они не выделяют достаточно средств на военные нужды. Из «вашингтонского обкома» даже пришла разнарядка: довести оборонный бюджет до 2% от ВВП (в долгосрочной перспективе — до 4%). Страны ЕС выполняют её с разной степенью энтузиазма. Прибалтийские республики, к примеру, оперативно достигли заявленных параметров и грезят о перевыполнении плана.
А вот в Западной Европе инициативу Трампа саботируют. Для той же Германии оборонный бюджет является «больной» темой. Казалось бы, на нужды Бундесвера выделяется все больше и больше средств (в следующем году эта сумма вырастет с 47,32 до 49,67 млрд евро). Но выделяется все равно меньше, чем требует Вашингтон. 2% ВВП в Министерстве обороны ФРГ обещают достигнуть только к 2031 году. При этом газопровод «Северный поток-2» заработает уже в середине следующего года, из-за чего президент США бранит правительство Ангелы Меркель на порядок жестче, чем остальных «штрафников».
«После строительства нового трубопровода более 70% поставок природного газа будут поступать (в Германию — прим. ред.) из России. Мы должны защищать вас, а вы отдаете миллиарды долларов России», — негодовал Трамп.
Реверансом в сторону Соединенных Штатов стал проект строительства первого СПГ-терминала в Германии. Вероятно, по нему в ФРГ будут поступать небольшие объемы американского сжиженного природного газа — таким изощренным методом немцам предстоит платить «налог на дружбу» со своими заокеанскими союзниками. Изменение системы содержания НАТО также можно рассматривать как своеобразный пересмотр американской тарифной политики.
Пока что речь идет о довольно скромных, даже ничтожных суммах. Бюджет Североатлантического альянса — это не совокупный оборонный бюджет всех стран-участников, а всего лишь маленький «общак», который используется для функционирования аппарата организации (к примеру, на содержание штаб-квартиры). Для Германии новые правила обернутся ежегодными переплатами в размере 33 миллионов евро — не слишком большие деньги для крупнейшей экономики Европы. А США на вырученные средства собираются профинансировать ряд программ в сфере безопасности на Украине и в Грузии.
Вообще, в последнее время представители ФРГ демонстрируют лояльность по отношению к НАТО. Когда президент Франции Эммануэль Макрон заявил о «смерти мозга» альянса, Меркель публично раскритиковала его и солидаризировалась с позицией Йенса Столтенберга. Чуть позже министр иностранных дел Германии Хайко Маас вынес свой диагноз: «НАТО жив-здоров с ног до головы».
На фоне новостей об измененных правилах формирования бюджета организации канцлер ФРГ и вовсе решила спеть осанну американцам. По её словам, немцы должны быть благодарны своим заокеанским друзьям, без которых Европа не сможет себя защитить.
Впрочем, дело здесь не только в природной податливости федерального правительства Ангелы Меркель и её стремлении сглаживать все острые углы в отношениях с Вашингтоном. Для адекватной оценки ситуации нужно не забывать о противоречиях внутри самой Европы.
Если верить The New York Times, между Меркель и Макроном пробежала черная кошка: на обеде в честь 30-й годовщины падения Берлинской стены фрау Ангела отчитывала молодого французского президента за «стремление к разрушительной политике». Очевидно, речь идет не только о разрушении привычного евроатлантического уклада, но и о пересмотре роли Франции на континенте.
Для Германии дальнейшее увеличение военных расходов сопряжено как с идеей сохранения своей ведущей роли на европейском континенте, так и с идеей обретения реального суверенитета.
— Увеличение военного бюджета вызвало оживленную дискуссию среди немецких политиков, — отмечает научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов. — Такие партии как СДПГ, «Зеленые» и «Левые» традиционно выступают с условно пацифистских позиций, критически воспринимая рост расходов на оборону. Объектом многочисленных претензий часто выступает неэффективное расходование военным руководством бюджетных средств. Много претензий на этот счет было предъявлено к бывшему министру обороны Урсуле фон дер Ляйен. В то же время, у немецкого руководства есть понимание того, что решить накопившиеся проблемы в Бундесвере без дополнительных финансовых вливаний невозможно.
«СП»: — По сообщениям немецкой прессы, увеличение расходов на содержание НАТО обернется для немецкого бюджета ежегодными переплатами в размере 33 миллионов евро. Сумма небольшая, но не вызовет ли в Германии недовольство сама идея переложить бремя финансирования альянса именно на немцев, а не на французов, к примеру?
— С момента основания новой германской государственности в 1949 году ФРГ стремилась позиционировать себя как главного европейского союзника США. В отличие от Франции, допускающей со времен Де Голля показательную турбулентность в отношениях с заокеанским партнером, Германия избегала претензий на самостоятельность внутри евроатлантического единства. Следуя этой логике, дополнительные финансовые обязательства по такому важному аспекту как оборона в каком-то смысле могут рассматриваться даже как привилегия. Недоверие к администрации Трампа среди немецкого истеблишмента значительно, однако пока не затронуло фундамента американо-германских отношений. Репутационные риски в этом аспекте сравнительно невелики.
«СП»: — На днях канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Германия должна взять на себя больше ответственности за единство НАТО в Европе и благодарить США за существование альянса. Соглашаясь с новой системой финансирования, ФРГ действительно претендует на усиление своих позиций в Европе?
— В последние годы германское руководство активно продвигало идею о более активной роли ФРГ и ЕС в мире. Экономическая мощь ФРГ до сих пор не приведена в соответствие с внешнеполитическими возможностями Берлина. Увеличение расходов на оборону может послужить, например, аргументом для отправки военнослужащих Бундесвера в новые международные миссии.
«СП»: — Если Макрон жестко критикует НАТО, то Меркель и компания поддерживают альянс. Можно ли рассматривать это как часть противостояния Берлина и Парижа за лидерство в Европе?
— На сегодняшний день германо-французский тандем пытается выступать в качестве организационного ядра ЕС, способного превратить Европу в самостоятельного игрока. Примирительные заявления немецких и французских политиков не отменяют многочисленные противоречия внутри тандема, которые проявлялись даже после подписания Ахенского договора. Политическая жизнь Парижа и Берлина рассинхронизирована. В то же время, есть понимание, что без синергии политического и экономического потенциала Франции и Германии перспективы европейского проекта неопределенны. В этом смысле говорить о «противостоянии» двух крупнейших европейских государств будет преувеличением.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.