Nord Stream-2: второе дно второго потока
Конкуренция, ничего личного
Россия американцам не конкурент. Разумеется, не стратегически, а в экономическом плане. Для американских законодателей, а уж тем более для их избирателей Россия — это сырьевой придаток, не совсем понятно, чей, и пусть даже вооружённый до зубов и на редкость нахальный. Но это не Китай и не Европа.
И если бы Россия не прилагала таких беспрецедентных усилий, чтобы поддерживать энергетическую независимость и Запада и Востока, русским фактором в Вашингтоне вообще могли бы пренебречь. Даже с учётом Сирии, Украины с Крымом и Донбассом или вовсе без них.
Однако не получается как-то. Мешают русские великому сланцевому проекту и не менее великому проекту «залить Европу американским СПГ» — сжиженным газом. Остановка строительства газопровода «Северный поток-2», хотя бы временная, но достаточно продолжительная, – это что-то вроде спасательного круга для нынешней республиканской администрации.
Тут же можно отбросить все обвинения в «ставке на русских» и спокойно заняться обработкой мозгов большей части белого населения страны, которая ещё не совсем свихнулась на почве пресловутой толерантности во всех её видах. Но ведь, развернув до предела жёсткую борьбу с «Северным потоком-2», американская администрация не только гонится за очками в предвыборной гонке, но и пытается заглянуть в будущее.
Пока ещё не слишком растиражированы сообщения о том, что у амбициозного проекта стало просматриваться второе дно. Это случилось не так давно, когда в мире всерьёз заговорили о перспективах водородной энергетики. Но даже поверхностная оценка перспективы прокачки этого ценнейшего ресурса по дну Балтики, единственному и неповторимому, способна смешать все карты в нынешнем газовом раскладе.
Пока же Вашингтон не скрывает намерений всеми возможными способами противодействовать завершению «Северного потока-2». И история с отравлением российского блогера Алексея Навального тут оказалась очень уж кстати.
При чём здесь Навальный
Авторы не собираются задаваться вопросом о том, как получилось, что известного блогера так оперативно, без проволочек и игр в карантинные меры переправили в Германию. Им важнее то, что и Навального вслед за Белоруссией, которая упрямо не желает пока оставаться без «батьки», занесли в список факторов, играющих не в пользу «Северного потока-2».
Европа давно отдала газопровод, который упорно продолжают называть российским при наличии ряда партнёров уровня ничуть не ниже «Газпрома», фактически на откуп Германии. Что тут можно изменить из-за происшествия с Навальным, не совсем понятно, но не просто же так его отправили именно в немецкую клинику.
Считается, что американские санкции могут обойтись любому из участников проекта едва ли не дороже, чем неустойки за невыполненные работы. Что ж, под грохот канонады, которая устроена по всему миру из-за пандемии, и такого исключать нельзя.
Но и ответные меры или же конкретные бизнес-решения с разворотом лицом не только к России, но и к Китаю или, хуже того, Венесуэле и Северной Корее, могут быть настолько мощными, что экономика США почтёт за счастье 30-процентный спад минувшего квартала. Опыт сотрудничества европейцев с Ираном убеждает: в современном экономическом мире нет ничего невозможного.
Арест американским судом полумиллиарда долларов на счетах Deutsche Bank – что это, пробный шар или воспитательная мера? Причём сделано это было за реализацию сделки российского предпринимателя из санкционных списков, куда он попал уже после её реализации.
Одно можно сказать точно: это опасный прецедент, по опыту которого европейцы могут сделать выводы, совершенно неожиданные для США. Сейчас же речь идёт о попытке превратить Евросоюз в целом в американского сателлита, то есть избавиться хотя бы от одного глобального конкурента. Второй — Китай и так от США никуда не денется из-за риска потери главного рынка сбыта.
Шесть аргументов против
Журналисты нередко оказываются впереди планеты всей. Политики ещё торгуются, эксперты собирают необходимую информацию, а пресса уже выдаёт варианты возможного развития событий. В случае с «Северным потоком-2» всех поспешили опередить из американского медиаобъединения Politico.
Там насчитали шесть вариантов того, как Германия может отменить выданные ранее соглашения на строительство. После чего фактически дать добро на остановку проекта, попавшего под санкции США, и уже затем настаивать на санкциях на уровне Евросоюза.
Хотя до сих пор не совсем понятно, против кого в итоге эти санкции будут направлены, так как в проекте, помимо российского «Газпрома», участвуют как минимум пять международных корпораций, причём не без доли Германии. Напомним, что в проекте задействованы не только австрийская OMV, французская Engie и англо-голландский нефтегазовый гигант Shell, но и германские компании Wintershall и Uniper.
Последние с давлением на Nord Stream-2 не смирились, готовы судиться из-за просрочек и упущенных прибылей с кем угодно. К тому же никто из членов консорциума ни на одной из стадий реализации проекта не скрывал готовности к более тесному сотрудничеству с российским газовым гигантом.
Напомним также, что «Северный поток-2» мог начать поставки газа в немецкий Грайфсвальд из русской Усть-Луги уже в нынешнем 2020 году, что теперь уже маловероятно. В Германию могли бы поступать до 55 млрд. кубометров газа в год. Приведём здесь все шесть аргументов американских журналистов с короткими комментариями по каждому из них.
Первый предполагает возможное давление федеральных властей Германии на горное управление и два агентства Штральзунда – морское и гидрографическое, чтобы они отозвали выданные ранее разрешения на строительство.
Даже приняв во внимание завидную, по российским меркам, самостоятельность федеральных земель, надо понимать, что это непросто. Но важнее другое: это очень дорого. Только судебные издержки могут составить сумму, равную стоимости чуть ли не всего проекта в целом – почти 10 миллиардов евро.
Готовы ли в верхах Германии фактически выкупить Nord Stream-2 только для того, чтобы закрыть его? Если, конечно, Вашингтон не заплатит, хотя такой транш уже никакими силами и средствами скрыть не удаться.
Второй американский вариант рассчитан на долгие тяжбы с экологами. Те ведь пытаются убедить мир в том, что русский газ способен повлиять на потепление в Старом Свете. После того как Германия пошла курсом на отказ от атома, угля и нефти, публика там может поверить во что угодно, но реальной альтернативы газу пока не видно, а против него «зелёные» аргументы работают плохо.
Третьей возможностью в Politico называют национальное ограничение на импорт российского газа в «интересах безопасности». Авторам, да и не только им, с трудом верится, что кто-то в Германии действительно готов сегодня всерьёз говорить о реальности «русской угрозы».
Три последних варианта от Politico чуть сложнее, так как в них речь идёт о том, чтобы Германия как бы скинула возможные санкции на Евросоюз, или же дала право на ограничительные меры США, поскольку те выступают против реализации проекта. И наконец, возможна существенная затяжка с началом работы Nord Stream-2 в связи с необходимостью для оператора получить лицензию.
Всё это не более чем бюрократия в самом её изощрённом евросоюзовском виде, но самое пикантное – это игры с лицензией оператору, германскому, заметим от себя, Nord Stream-2 AG. Гоголевская унтер-офицерская вдова просто отдыхает.
И немного о светлом будущем
Как же долго нас будут убеждать в том, что Германия может аннулировать Nord Stream-2? До первого вторника после первого понедельника ноября. Когда пройдут президентские выборы в США. Но об американских выборах чуть ниже.
Пока же отметим, что пробрасываться «Северным потоком-2» Германии не стоит хотя бы из расчёта на будущее. Ведь в будущем, скорее всего, не столь уж далёком, когда водородное топливо станет не уникальным, а массовым, этот газ будет несложно добавлять в природный и доставлять в Европу.
Почему? До потому, что только российская атомная энергетика способна в обозримой перспективе обеспечить массовое производство водорода по ценам и в масштабах, которые сопоставимы с трубопроводным природным газом и с СПГ. Во всех остальных случаях водород, пригодный в качестве топлива, – это очень дорого и очень мало. И это надолго, скорее всего, очень надолго.
О перспективах атомно-водородной энергетики говорил ещё академик Н. Н. Пономарёв-Степной, а её концепцию разработали в советских закрытых институтах ещё в 70-е годы. Принципиально она сводится к формуле «вода на входе плюс дешёвая атомная энергия дают на выходе водород, кислород и чистую энергию, а также — воду как отход».
Реализация атомно-водородной концепции пока упирается лишь в отсутствие действующих и пригодных под массовое производство водородных двигателей, хотя в Японии уже сдвинули дело с мёртвой точки, и в пресловутый чернобыльский синдром.
Подводя итоги, сделаем предположение, что вся острота противостояния вокруг «Северного потока-2» сойдёт на нет, как только пройдут президентские выборы в США. Причём всеобщее успокоение нисколько не будет зависеть от их результатов. Дело в том, что на самом деле срыв глобального проекта, в который уже вбуханы миллиарды, вряд ли выгоден даже его потенциальным конкурентам.
В Nord Stream-2 вложены миллиарды не только и не столько российского «Газпрома», сколько куда менее опасных для США и Запада в целом транснациональных корпораций. И это вместе с тем, что их акционерами являются десятки тысяч из числа «сильных мира сего», как раз главное.
Главное уже потому, что эти корпорации либо уже задействованы, либо могут быть привлечены к реализации практически любого конкурентного проекта. Это сейчас рынок поставок углеводородного сырья является остроконкурентным, но на будущее он отнюдь не переполнен.
Особенно с учётом всемирного зелёного тренда, способного сильно притормозить и мирный атом, и целый ряд иных энергетических проектов планетарного масштаба. А вот водород, идеальный с точки зрения выбросов и идущий вслед за природным газом – перспектива не просто заманчивая, а реально вдохновляющая.
Алексей Подымов, Анатолий Иванов, д.э.н., Виктор Малышев, к.э.н.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.