Су-57 нашел слабое место в ВВС США
Военный эксперт Алексей Леонков в еженедельнике «Звезда» рассказывает о принципах построения сетецентрических структур, без которых невозможно считать армию современной, способной проводить эффективные военные операции. А также об искусственном интеллекте, место которого в армейских системах достаточно скромное в связи с его «младенческим возрастом».
В частности, эксперт уделил значительное место в публикации тем сторонам российского истребителя пятого поколения Су-57, на которые комментаторы не обращают внимания, зациклившись на малозаметности и характеристиках РЛС.
Леонков утверждает, что в кабине российского истребителя присутствует «второй пилот». Эксперт, проведя ревизию признаков истребителя пятого поколения, большинство которых придумали американцы исключительно под свои самолеты, оставляет пять важнейших критериев:
- малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах (stealth);
- высокая манёвренность, включая возможность взлёта с коротким разбегом;
- передовая авионика;
- многофункциональность — возможность поражать воздушные, наземные и надводные цели;
- сетецентричность, то есть интеграция в единую боевую сеть (концепция «боевого облака»).
В отличие от американского истребителя-бомбардировщика F-35 российский самолет наиболее удовлетворяет требованию сетецентричности. Это заявление сделано на основании того, что Су-57 начал приобретать свой окончательный облик, когда Национальный центр управления обороной Министерства обороны России заступил на круглосуточное боевое дежурство. Соответственно, каждый истребитель, после принятия на вооружение, должен стать элементом этой мощной сетевой структуры. Взаимодействие, предполагающее двунаправленную связь, обеспечивается использованием широкополосных каналов цифровой связи.
В США, разумеется, также есть похожая информационная система глобального боевого управления, которая должна обеспечивать проведение сетецентрических боевых операций. Она называется Joint Enterprise Defense Infrastructure (JEDI) или Объединенная система оборонной инфраструктуры. Однако она не работает, несмотря на энергичные попытки «привести ее в чувство». Система постоянно выдает сбои, что в условиях военного времени может обойтись слишком дорого.
Леонков считает, что американцы тут перемудрили, попытались добиться результатов, недостижимых для современного уровня развития технологий. А именно — в JEDI на различных уровнях этой структуры введен искусственный интеллект. Причем ИИ наделили очень высокими полномочиями. За счет использования сложнейших алгоритмов самообучаемости ИИ должен «поумнеть» настолько, чтобы взять на себя налаживание боевой работы американских вооруженных сил.
Но проколы сплошь и рядом преследуют американских военных при организации не самых сложных процессов. Один из таких проколов, завершившихся крупным скандалом, имеет непосредственное отношение к самолету F-35.
Производитель самолета — компания «Локхид Мартин» долгое время нахваливала интегрированную систему логистики ALIS (Autonomic Logistics Information System), при которой каждый самолет через интернет заказывает себе необходимые запасные части и расходные материалы (ракеты и бомбы). Все это должно было выполняться автоматически, без участия человека. ALIS должна была одновременно и повысить оперативность доставки необходимого оборудования, и снизить организационные и транспортные расходы. Однако все вышло ровно наоборот.
Когда дело вплотную подошло к коллапсу, ALIS вырубили, заменив ее более простой программой ODIN (Operational Data Integrated Network). Однако перспективы и тут пока еще туманные, поскольку в мире эксплуатируется пока еще незначительная часть запланированных F-35.
Так что серверы грандиозной системы JEDI крутятся, информация по защищенным каналам связи гоняется, программисты беспрерывно улучшают коды, но практического результата нет.
Российские военные ИИ не чураются. Однако пока доверяют ему решать локальные задачи. К ним, в частности, относится функция не только информационной, но и исполнительной помощи пилоту Су-57, что Леонков называет «вторым пилотом».
Самолет оснащен принципиально новым комплексом бортового оборудования. В частности, он обеспечивает обзор всеракурсной боевой обстановки, что решено за счет использования нескольких РЛС, имеющих суммарный круговой обзор. «Второй пилот», не отвлекая пилота от решения оперативных задач во время воздушного боя, не только поставляет необходимую информацию, предварительно обработав и конкретизировав ее, но и частично берет на себя оборону самолета. Конечно, он не отстреливает ракеты и не совершает противоракетные маневры. Но в его ведении находятся электронные комплексы защиты — комплекс радиоэлектронной борьбы, который с высокой степенью надежностью отражает ракетные атаки воздушного противника, а также попытки перехвата самолета наземными комплексами ПВО.
При этом «второй пилот» действует и за пределами кабины Су-57 — в информационной системе тактического звена, ну а это звено в информационном плане связано с более крупными сетецентрическими единицами. Таким образом, самолет не только передает ценную информацию другим средствам вооружения, но и получает поддержку — как информационную, так и боевую — от летчиков своего звена, от наземных комплексов ПВО и РЭБ, наземных станций радиотехнической разведки и самолетов ДРЛОиУ, комплексов кораблей ВМФ России, спутниковых группировок.
При этом вся эта сеть работает таким образом, что происходит оптимальное распределение целей между тактическими единицами, к которым относятся Су-57 и все виды воздушного, наземного и морского оружия. В результате получается монолитная мощная структура, которая во время сражения мыслит, хоть Леонков и избегает всуе использовать термин «искусственный интеллект».
Такая структура организации вооружения необходима, что вытекает из истории антииракских войн США конца прошлого и начала этого веков. Используемая стратегия Пентагона состоит в первоочередном уничтожении эшелонированной системы ПВО при помощи массированной атаки, в которой принимают участие несколько тысяч средств воздушного нападения — самолетов тактической и стратегической авиации, крылатых ракет воздушного, наземного и морского базирования, беспилотников.
Чтобы остановить такую воздушную армаду, необходимо противопоставить ей «мыслящую оборону», каковой являются все виды вооружений, соединенные в сетецентрическую структуру.
В современном самолете эти качества необходимо оценивать в первую очередь. А не гадать на кофейной гуще, что будет, если один на один встретятся «наш» и «их» истребители.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.