Подводная битва разведок: чем отзовется британское «Эхо» у главной базы Балтфлота
В Сети появились сведения, которые, на первый взгляд, интересны лишь любителям военной истории. А именно: цветные компьютерные изображения лежащих на дне в различных районах Балтийского моря обломков гитлеровских транспортов «Вильгельм Густлофф» и «Гойя», а также британского легкого крейсера «Кассандра». Первые два в 1945 году участвовали в эвакуации попавших в окружение немецких войск из Польши и Восточной Пруссии и стали самыми серьезными жертвами советских подводных лодок за всю Великую Отечественную войну. А крейсер «Кассандра» по пути в Таллин подорвался на русских минах и затонул близ эстонского острова Сааремаа (часть Моондзунского архипелага) намного ранее — в годы Гражданской войны в России, в ночь на 6 декабря 1918 года.
Но мне представляется, что для большинства из нас все это второстепенно. Координаты названных морских воинских захоронений и ранее секретом не были. Они обозначены на любых навигационных картах. Намного важнее кто, какими гидроакустическими средствами и при каких обстоятельствах сделал эти изображения?
На самом деле авторство принадлежит экипажу очень современного и технически совершенного многоцелевого британского разведывательного судна HMS Echo («Эхо»), введенного в строй Королевского военно-морского флота в 2003 году. Как официально сообщает Лондон, «суда данного класса предназначены для проведения геодезических работ в интересах подводного флота, планирования десантных операций. Также они могут использоваться как противоминные корабли для поиска мин и других подводных объектов».
Одно из немногих, «Эхо» оснащено азимутальными подруливающими устройствами, которые управляются интегрированной системой навигации, что позволяет судну несмотря на волнение моря и ветер надолго и с большой точностью «зависать» над выбранным участком дна.
Еще перед Новым годом корабль вышел в поход из английской военно-морской базы Портсмут. 4 января веб-камера, установленная на мосту через датский пролив Большой Бельт, зафиксировала проход «Эха» в Балтийское море. Куда и зачем разведывательное судно направилось далее?
Поскольку «Вильгельм Густлофф» был уничтожен подводной лодкой С-13 капитана 3 ранга Александра Маринеско на выходе из Данцигского (ныне — Гданьского) залива, стало быть, чтобы «повисеть» над его руинами, британским военным требовалось только что не тыкаться в польские берега. А затем, чтобы посетить то, что осталось от их крейсера «Кассандра» возле острова Сааремаа, вплотную подойти и к побережью Эстонии. Но ведь невозможно представить, будто дорогостоящий и достаточно продолжительный поход военного корабля-разведчика был организован исключительно в мемориальных и гуманитарных целях? Значит, «Эхо» на Балтике главным образом занималось чем-то совсем иным? И куда более важным для Британии и ее союзников?
В принципе догадаться несложно: как раз между Польшей и Эстонией лежит главная база российского Балтийского флота город Балтийск. Штаб нашего БФ — в Калининграде. Совершенно понятно, что важнейшие кабели связи оттуда по морскому дну ведут куда-то в район Кронштадта и Санкт-Петербурга. Каких-либо иных возможностей сложившаяся в тех краях политическая география сегодня просто не предусматривает.
Полагаю, вот эти самые кабели и стали главной целью похода британских моряков вплотную к российским пределам. Затонувшие корабли и суда — это так, попутное пропагандистское прикрытие тайной миссии.
Почему именно сегодня столь обострился жгучий интерес Лондона к тому, что в большом объеме несется в эти дни по закрытым каналам связи российских военных, — тоже на поверхности. В Польше, под самым боком у Балтфлота, на май-июнь 2021 года запланированы крупнейшие учения НАТО «Defender Europe 2021». По сути — беспрецедентное в послевоенной истории стратегическое развертывание войск альянса в наступательную группировку возле изолированного от остальной страны российского анклава. С организацией очень внушительных трансатлантических мостов между Америкой и Европой в воздухе и в океане.
Естественно, это не может не беспокоить политическое и военное руководство в Москве. Разумеется, оно совершенно точно заранее принимает некие ответные меры оборонительного характера. Какие именно — это прямо сейчас совершенно точно оживленно обсуждается. В том числе и по секретным подводным линиям связи «штаб Балтийского флота-Генштаб Вооруженных сил РФ».
Опыт показывает, что «снимать» такого рода сведения, непрерывной чередой круглосуточно проносящиеся по морскому и океанскому дну, иностранной технической разведке не так уж и сложно. Достаточно вспомнить секретную операцию «Айви Беллз» флотской разведки Соединенных Штатов, которая была очень успешно проведена в нашем Охотском море в начале 70-х годов прошлого века.
Тогда в этом районе по электромагнитному излучению американцы обнаружили на дне толстенный кабель, который соединял советскую базу атомных подводных лодок на Камчатке с Москвой. Пентагоном был специально разработан так называемый «кокон». По сути, семиметровой длины глубоководный аппарат с плутониевым источником питания, напичканный электроникой и шестью десятками очень чувствительных микрофонов. В 1972 году экипаж атомной подводной лодки «Хэлибат» скрытно прикрепил «кокон» к важнейшему советскому кабелю в 32 милях от побережья Камчатки.
Лишь в 1981 году Москва почти случайно узнала, что все ее переговоры с подводниками-стратегами Тихоокеанского флота становятся дословно известны Пентагону. О том, как это случилось, впоследствии рассказал бывший первый заместитель начальника разведки ТОФа контр-адмирал Анатолий Штыров: «В августе 1981 года в системе штабов Камчатской операционной зоны произошло непредвиденное, но в целом-то заурядное событие: прекратилась кабельная связь на линии Петропавловск — Магадан — Центр. Специалисты пришли к выводу: поврежден кабель, а именно его подводная часть в заливе Шелихова. Характер неисправности — нарушение изоляции и затекание. Наиболее вероятная причина — повредили рыбаки при постановке на якорь. Рыбаки — народ партизанский, на всякие там нарисованные на картах запретные зоны склонны смотреть через ноздрю.
Запросили Тихоокеанский флот. У флота кабельных судов под рукой не оказалось: одно на ремонте в Сингапуре, второе занято в каком-то районе… И так далее. Камчатская флотилия поднатужилась, снарядила в Пенжинскую губу отряд — гидрографическое судно, буксир и бот. Задача — взять кабель от побережья, поднять и перекантовать через палубу, найти и завулканизировать поврежденное место.
Отряд вышел. В сложных штормовых условиях, укрываясь за мысами, моряки начали тяжелую, неблагодарную работу. Произошло, однако, неожиданное: обнаружив место обрыва, во время ремонта кабеля, вдруг один из водолазов заметил странный здоровый предмет, который к тому же на ощупь был тёплый".
Далее Штыров продолжает: настоящий шок командование Тихоокеанского флота испытало, когда на одной из деталей загадочного цилиндра обнаружило клеймо «Сделано в США». Так начал разматываться этот клубок, многому, надеюсь, научивший Москву.
Одним из уроков, надо полагать, стало создание в России в 2005 году сверхсекретного Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны РФ. Которое, насколько можно судить по открытым источникам, теперь и с нашей стороны занимается организацией разведопераций, подобных «Айви Беллз». Недаром любое появление исследовательских судов ГУГИ у побережья Соединенных Штатов вызывает в Вашингтоне настоящую истерику.
Взять хотя бы историю походов одного из таких — российского океанографического исследовательского судна «Янтарь», базирующегося на Кольском полуострове. С некоторых пор американцы заметили, что судно просто почти «прописалось» в Карибском море. Штатовское издание Forbes, проанализировав маршруты его переходов, высказало убеждение, что они в точности совпадают с районами, в которых проложены важнейшие для функционирования НАТО линии связи. И высказало убеждение: «Имеются подозрения, что корабль причастен к снятию информации с подводных коммуникаций и размещению подслушивающих устройств на подводных кабелях. По имеющимся на Западе данным, корабль якобы специально оборудован для выполнения подобных заданий даже на очень больших глубинах».
Так что и мы в этом отношении давно тоже не лыком шиты. Но вернемся к появлению британского «Эха» возле Калининграда. Надо сказать, что разведки флотов всего мира часто маскируют свои интересы под исключительно благородную мемориальную работу.
Известно, например, что в Черном море возле Ялты долгие годы шли поиски затонувшего 7 ноября 1941 года советского госпитального судна «Армения». По одной из версий торпедированного гитлеровской авиацией, по другой — по пути на Кавказ подорвавшегося на собственном хаотично выставленном минном заграждении. Во времена владычества Украины в Крыму к этим заботам неожиданно активно подключились американцы. В частности, Институт океанографии и океанологии США во главе с отставным офицером ВМС США Робертом Баллардом.
Внешне все выглядело сплошной филантропией. В 2005 году Баллард из Средиземного в Черное море за 2,5 миллиона долларов подогнал свое исследовательское судно Endeavor, оборудованное современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами. Искали, искали… Как и следовало ожидать — «Армению» тогда не нашли. Хотя морское дно возле Крыма от мыса Херсонес до мыса Меганом гости Киева из-за океана только что руками не ощупали. Как раз там, где находились и находятся сейчас важнейшие полигоны боевой подготовки Черноморского флота.
Но внешне выглядело так, будто тайна гибели «Армении» Соединенным Штатам с какого-то перепугу буквально спокойно спать не дает. В 2008 году к розыскам возле Ялты они подключили океанографическое судно Pathfinder Центра морских перевозок ВМС США. И снова на выходе — ноль. Но, как бы устав от бесплодных галсов у Ялты, на обратном пути Pathfinder по приглашению украинских властей завернул еще и в Севастопольскую бухту и недолго постоял у причалов Куриной бухты, рядом с 41-й бригадой ракетных катеров ЧФ.
Резонно предположить, что те, кому положено в России, внимательно за всей этой возней наблюдали. А тут как раз Крым спустил с мачт украинские флаги и вернулся под державную руку Москвы. Теперь к той же поисковой работе подключилось уже упомянутое нами могучее ГУГИ Минобороны РФ. И, поскольку за дело взялось «не понарошку», а всерьез, почти тут же добилось успеха.
Весной прошлого года принадлежащее Главному управлению глубоководных исследований опытовое судно «Селигер» разглядело «Армению» на глубине 1500 метров в 15 милях от берега. Был обнаружен и поднят на поверхность судовой колокол с нанесенным на него названием судна, что полностью исключило ошибки в идентификации. «Объект стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом», — пояснил один из руководителей экспедиции.
За кадром остался только один вопрос: только ли поисками затонувшего судна был озабочен и экипаж российского «Селигера»? Или он вблизи полигонов Черноморского флота и его линий связи искал и ликвидировал следы, оставленные хорошо поработавшими в этом же районе несколькими годами раньше американскими Endeavor и Pathfinder? Ну, просто потому, что мы же, хочется надеяться, выучили уроки пентагоновской операции «Айви Беллз» в Охотском море!
Если это очень логичное, на мой взгляд, предположение соответствует истине, давайте внимательно понаблюдаем, что в ближайшие месяцы станет происходить в Балтийском море. Прежде всего — не выйдет ли в Балтику еще какое-либо исследовательское судно ГУГИ с глубоководными аппаратами на борту? И не ляжет ли на тот же курс, которым до него прошло коварное британское «Эхо»? Ну, чтобы провести на морском дне «большую приборку» после визита ушедшего по-английски, не прощаясь, непрошенного гостя?
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.