Европейское «единство» отрезало Латвии путь к перезапуску промышленности
Латвия утратила компетенции и производства прежде, чем опомнилась о необходимости реиндустриализации, сообщил в беседе с ФБА «Экономика сегодня» доктор экономических наук, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН, главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Николай Межевич.
Латвия должна пойти по пути «интеллектуальной реиндустриализации», чтобы достичь уровня жизни развитых стран Европейского союза. Такое предложение прозвучало из уст премьер-министра страны Кришьяниса Кариньша.
Глава латвийского кабмина представил депутатам Сейма план по выходу из кризиса и оздоровлению национальной экономики. Способ, который предложил политик, предполагает методы для вывода страны на новый уровень благосостояния, достижение структурных изменений, способных определить ориентированность на производительность в пользу экспорта наукоемких товаров и услуг.
Новый курс нацелен на увеличение производительности промышленных мощностей страны через привлечение инвестиций из бюджета Европейского союза и с помощью подключения специального «механизма устойчивости», работающего для смягчения последствий пандемии коронавирусной инфекции.
«Это государство в Советском Союзе действительно было республикой с высокоразвитым промышленным потенциалом. Я обязан сделать комплимент той Латвии, которая была между 1920 годом и 1940 годом и по нескольким причинам добилась выдающихся успехов в промышленной политике.
Существовавшее тогда электротехническое объединение ВЭФ выпускало пылесосы, фотокамеры и радиоприемники. Латвия была единственной столь малой страной Европы, сумевшей выпустить хоть не серийный, но собственный самолет», - рассказал эксперт Николай Межевич.
Промышленность Латвии: путь от процветания к деградации
Курс на «интеллектуальную реиндустриализацию» Правительство Латвии, по словам премьер-министра Кришьяниса Кариньша, одобрило еще в феврале текущего года. Вероятно, принимая решение, политики учитывали уже не существующие мощности, которыми республика обладала до 1980-х годов. В то время активными оставались более 350 предприятий с различной инфраструктурой.
При оценке исторического наследия этой страны, считает Николай Межевич, стоит учитывать успехи Латвии как советского, так и досоветского периода, что особенно важно.
В 1990-е годы предприятия ВЭФ, «Альфа», РАФ, «Радиотехника» разорились, пишут «Известия» со ссылкой на книгу экономиста Эрнеста Буйвида «Латвийский путь: к новому кризису». Работу тогда потеряли 325 тысяч человек, а производство мяса, рыбы, транспорта, телефонных аппаратов и других товаров в Латвийской ССР, рухнуло в несколько раз.
Стихийное движение за независимость смело мощную промышленность, остатки которой окончательно оказались утерянными с выходом Латвии из состава Советского Союза.
«Наступил 1991 год, и во многих республиках задумались, зачем им суета в промышленности, сельском хозяйстве, если страны входят в цивилизацию сферы услуг. Тогда действительно казалось, что сотни тысяч людей, занятые в промышленности Латвии, могли найти новую работу в новом мире.
Открывались кафе, рестораны, развивался гостиничный бизнес, процветала сфера услуг. Все это выглядело великолепно на фоне того, что в Советском Союзе сервис не являлся сильной стороной экономического развития», - вспомнил эксперт.
Америка сбила Европу с толку
Подобная тенденция оставалась актуальной в небольших европейских странах до тех пор, пока Барак Обама, будучи хозяином Белого дома, не начал говорить о новой промышленной политике в Соединенных Штатах Америки.
«На определенном этапе Запад, к которому Латвия себя причисляет, пришел к выводу, что деиндустриализация и вывод производств в Азию были ошибкой. Но основная загвоздка тогда заключалась в том, что Соединенные Штаты имеют экономическую, политическую и идеологическую силы для того, чтобы переиграть ситуацию.
У Латвии такого потенциала не было, и выяснилось, что безумно трудно признать деиндустриализацию неверной стратегией. Пример Америки показал, что попытки Обамы провести реиндустриализацию провалились: стало понятно, что в США, вероятнее всего, ничего не получится, а в Латвии это сделать в принципе невозможно, потому что нет никаких условий, утрачены компетенции и производства», - объяснил собеседник агентства.
Потенциал Латвии остался в СССР
Николай Межевич подчеркнул, что республика потеряла людей, способных заниматься чем-то более сложным, чем сборка велосипедов. Хотя и это производство уже укрепилось в Азии.
«В Латвии так не получится – там стандарт западный, и его обеспечение по-восточному с точки зрения технологий не сработает. Основная проблема этого государства заключается в том, что утраченное не возвращается», - подчеркнул эксперт.
Реанимировать латвийскую промышленность не способен и бюджет Европейского союза, на который рассчитывает Рига. Впрочем, развитые страны ЕС в принципе не заинтересованы в развитии периферийной части региона, что фактически лишает Латвию последней надежды.
Евросоюз сохранит республику в виде рынка сбыта, а не сделает ее точкой новаций и производственным центром. Поэтому Рига продолжит довольствоваться немецкими автомобилями, французскими или испанскими продовольственными товарами, а по оставшимся в стране железным дорогам уже не будут бегать латвийские электрички.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1