Эрдоган выставляет конвенцию Монтре на торги
Сто три отставных турецких адмирала обратились к турецкому лидеру с призывом не отменять конвенцию Монтре, чем вызвали резкую реакцию турецкого руководства. Реджеп Эрдоган назвал этот поступок возмутительным, указав, что вмешиваться в политику неуместно даже отставным военным. Их также осудили спикер парламента Турции Мустафа Шентоп, вице-президент Фуат Октай, глава департамента коммуникаций администрации президента Турции Фахреттин Алтун, пресс-секретарь президента Ибрагим Калын и несколько турецких министров. Четверо подписантов для беседы вызваны в прокуратуру Анкары.
Может показаться, что происходящее является неким отголоском попытки военного переворота в Турции 2016 года. Во всяком случае, президент страны и его команда реагируют в стиле «не вам вмешиваться стратегическую линию государства и, тем более, ее как бы то ни было оспаривать». Особенно напирается на неоспоримость успехов, достигнутых страной и особенно ее армией на пути модернизации государства в новых геополитических условиях. Однако, если посмотреть на события внимательно, становится очевидным, что в действительно речь идет совершенно о другом.
Турецкие военно-морские отставники распереживались не по поводу последствий строительства канала «Стамбул», с одной стороны дублирующего морской путь через проливы Босфор и Дарданеллы, а с другой – не подпадающего под нормы Конференция о режиме Черноморских проливов 1936 года.
Разговоры о необходимости новой водной магистрали, способной кардинально разгрузить вечно забитый судами традиционный путь, в Турции ведутся с 2011 года. О проекте вспоминают каждый год, особенно в преддверии каких-нибудь важных политических событий.
Тендер на утверждение генерального подрядчика должен был состояться: в январе 2013 года, в феврале 2014, в ноябре 2017, в апреле 2018, в декабре 2019 и в марте 2020. Однако пока «воз и ныне там».
Все, что, хотя бы примерно, известно, это оценочная сметная стоимость проекта создания канала протяженностью в 45 км, шириной 250 метров в нижней части и 360 метров – в верхней, озвучивается в 10 млрд долларов. Строительство займет 7 лет и создаст не менее 10 тыс. рабочих мест. Ожидаемая окупаемость – 2 года, так как Турция на альтернативном маршруте между Черным и Средиземным морями сможет зарабатывать от 6 до 8 млрд долларов в год.
Так что в реальности канал «Стамбул» не более чем простой повод, позволивший выплеснуть в открытые СМИ серьезное противостояние внутри турецких элит по вопросу дальнейшего будущего страны.
Расшатывать сложившуюся за послевоенный период конструкцию международных соглашений начали не только США. Образовавшийся вакуум силы в Средиземноморье оказался серьезным искушением и для нынешнего президента Турции.
Нет, формально Эрдоган заверяет публику, что ничего такого он не хочет и продолжает оставаться стойким сторонником соблюдения Конвенции Монтре, выходить из нее Турция не планирует. Однако дальше последовала небольшая, но важная оговорка – в настоящее время. Далее было отмечено, что, если в будущем такая необходимость возникнет, «мы без колебаний пересмотрим любые договоренности».
В переводе на русский это означает прямое приглашение к торгу. По мере ослабления международного, в том числе военного, влияния США и ведущих европейских стран (в первую очередь Франции и Британии) на Средиземном море у турок появляется шанс прибрать к рукам статус «главной таможни на дороге». Взяв себе право полностью самостоятельно устанавливать условия и расценки на прохождение по водной артерии, соединяющей два стратегически важных моря.
Смогут ли они им в полном объеме воспользоваться – вопрос отдельный, однако только что Анкара дала понять «всем заинтересованным сторонам», что вопрос статуса «проливов» больше не является «неизменным». Он может быть пересмотрен. Или не пересмотрен, это уж «как договоримся».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.