Европа мерзнет, «Газпром» считает прибыль, Кремль улыбается
Цена на газ в Европе к вечеру 21 декабря выросла до 2100 долларов за тысячу кубометров. Это очередной исторический рекорд. Рост за день составил 22,5%. Взлет цены случился на фоне низкого уровня запасов в хранилищах.
Кроме того, сегодня «Газпром» приостановил физические поставки топлива в Германию по трубопроводу «Ямал-Европа». Компания не стала бронировать мощности на прокачку на сегодня. По газопроводу начались реверсные поставки из Германии в Польшу.
По словам Дмитрия Пескова, ситуация с газопроводом совершенно коммерческая и никакой связи с политикой здесь нет. Напомним, газопровод «Ямал-Европа» проходит через Белоруссию, Польшу и Германию и является одним из основных путей поставок российского газа в Европу.
Другой маршрут — через ГТС Украины. Ее глава Сергей Макогон упрекнул «Газпром» в том, что тот (строго следуя контракту) не планирует «несмотря на заоблачные цены на газ» в Европе увеличивать прокачку сверх запланированных 109 млн кубов в сутки. И назвал это шантажом.
Пока в Европе не очень холодно. В Варшаве — минус 3 градуса, в Берлине — плюс один градус. Вероятно, с наступлением морозов, разбор газа увеличится. По расчетам, в 2022 году энергокризис обойдется европейским потребителям в 350 млрд евро.
По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, европейские политики своими необдуманными заявлениями сами возгоняют цену на газ до небес.
— Можно согласиться с Песковым. Когда говорят, что «Газпром» такой-растакой отказывается прокачивать дополнительные объемы газа и таким образом стимулирует рост цены и шантажирует Европу, надо помнить, что вообще-то на другом конце трубы есть потребители. «Газпром» качает газ туда не для себя, а для них. И если потребитель не заказывает газ, то его и некуда качать. Это и происходит в данный момент.
— Поясните, пожалуйста…
— Например, в Польше есть потребление газа. Они покупают много нашего газа. Поэтому газопровод «Ямал-Европа» до Польши работает. В саму Польшу по этому газопроводу газ поступает. Он не поступает транзитом на отрезке из Польши в Германию. Потому что потребитель не берет газ из-за высокой цены. Кому «Газпром» будет прокачивать, раз там снизилось потребление? Не заказывают, нет рынка сбыта, вот он и не качает.
Германии достаточно тех объемов газа, которые «Газпром» присылает ей по газопроводу «Северный поток-1». Именно по нему Германия берет основной нужный ей объем. И все долгосрочные контракты «Газпром» исполняет. Вот в чем коммерческая составляющая этой истории. Ничего политического тут нет. То же самое было в первых числах ноября, когда «Газпром» останавливал прокачку на этом же участке.
«Газпром» использует газопровод «Ямал-Европа» для балансировки. Он загружает «Северный поток-1», «Турецкий поток», «Голубой поток» и ГТС Украины в соответствии с долгосрочными контрактами. А затем, если есть спрос, включает «Ямал-Европа», если нет — не качает. Мощности прокачки можно бронировать не на только на месяц. Есть аукционы на сутки. Если появляется спрос и газ в трубу «не влезает», «Газпром» заказывает у польского оператора дополнительную прокачку.
— Все так логично. Европе «Газпром» не упрекать надо, а благодарить. Замерзнут ведь без России…
— Чем больше шумихи поднимается по этому поводу, тем более нервозной становится ситуация на бирже, и цена на газ начинает расти. Это мы сейчас и видим. Ряд негативных новостей, обвинения в адрес «Газпрома» и вот, пожалуйста, цена полезла вверх. Плюс, сейчас добавится статистика о том, что европейцы слишком много газа отбирают из подземных хранилищ или понизится температура. Сразу начнут скупать фьючерсы.
Или какой-нибудь политик начнет вдруг называть «Северный поток-2» геополитической ошибкой. Сразу все начинают бояться, что введут санкции и проект не запустят вовсе, и тоже начинают скупать фьючерсы. Или министр энергетики Германии начала говорить, что «Северный поток-2» не соответствует немецкому законодательству. Хотя процесс сертификации еще не закончен, идет проверка и никто этого сказать не может. Сразу цена взлетела на 300 долларов.
Зачем они все это делают? За это платят европейские потребители.
Однако, не теряет ли «Газпром» деньги, не поставляя в Европу газ по крайне выгодной высокой цене? Необходимые пояснения дал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
— Долгосрочные контракты имеют свои преимущества. Они дают стабильность, возможность спланировать свои инвестиции. Они удобны и для покупателя, который уверен, что газ ему будет доставлен в нужное время и в нужном количестве. И «Газпром», и Владимир Путин неоднократно заявляли о пользе долгосрочных контрактов. Те, кто от них отказывается, подрывают нормальное функционирование газового рынка.
А краткосрочные контракты не стабильны. Год назад цена на газ была меньше 100 долларов и было много рассуждений на тему, что газ скоро никому будет не нужен. ЕС сделал ставку на то, что спотовые цены всегда будут низкие. Но если кто-то решит, что на споте цены будут всегда высокие, он тоже может просчитаться. Цены могут измениться кардинально. Вдруг будут пересмотрены решения по поводу угля или развития атомной энергетики?
— Уж больно сладкие цены сейчас на рынке…
— Есть идея «Роснефти», что НДПИ на газ надо привязать к стоимости газа на бирже. Но пока Минфин против, так как цены на бирже не устойчивы — предлагает понаблюдать за ними еще несколько лет, чтобы понимать тенденции. Прогнозировать точно цену на газ очень сложно. Если «Роснефти» разрешат экспорт газа, то, возможно, со своего объема продаваемого газа компания будет платить НДПИ по ее схеме. Но всю добычу переводить на этот вариант не будут, чтобы не ошибиться.
Еще недавно была уверенность, что цены упадут, но учитывая сверхнегативистскую позицию многих Европы по поводу «Северного потока-2», непонятно, когда он будет запущен, цены могут еще вырасти. Поэтому «Газпрому» не нужно отказываться от своих аргументов в пользу долгосрочных контрактов. Он может показать себя надежной компанией, которая говорила правильные вещи, но ее не слушали.
А в той части, где надо было подчиниться требованиям ЕС, «Газпром» подчинился и ввел спотовую индексацию на свои долгосрочные контракты. Она присутствует и с лагом в несколько месяцев цена с бирж постепенно «перебирается» с учетом коэффициентов в долгосрочные контракты. В последние месяцы «Газпром» предлагал по ним цену в 500 долларов, а в начале 2022 года она будет на сотни долларов выше. Так что деньги мы зарабатываем.
Кроме того, у «Газпрома» в Европе есть совместные предприятия с немцами. И они сейчас поднимают топливо из газохранилищ, куда он был закачан по другой цене и продают по новой, более высокой цене. То есть высокие биржевые цены используются в наших интересах не только через долгосрочные контракты, но и напрямую.
— Со вчерашнего вечера это 2100 долларов за тысячу кубов. А какова себестоимость поставляемого «Газпромом» в Европу газа?
— Себестоимость добычи газа, плюс налоги (экспортная пошлина — 30 процентов), плюс транспортировка — это около 100 долларов. Поэтому в прошлом году, когда на бирже цена опускалась ниже 100 долларов, этот вопрос был суперактуален. В определенные недели и месяцы 2020 года «Газпром» поставлял газ даже ниже себестоимости. Те, кто говорит, что компания, мол, отбила сейчас затраты на «Северный поток-2» должны понимать, что он должен окупить всю работу в прошлом году. Бывает тощий год, бывает сытый год. В этом году, скорее всего, будет рекордная выручка и прибыль.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1