Стало известно об использовании мошенниками аккаунта на «Госуслугах» для оформления займов
Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде зафиксировал действия мошенников с аккаунтами пользователей «Госуслуг»: злоумышленники получили цифровые копии документов, а затем взяли займы, рассказала директор Центра Людмила Куровская.
Куровская сообщила, что «в октябре в Центр обратился гражданин, который узнал, что на его имя оформлены займы», выяснилось, что мошенники «от имени пострадавшего попросили оператора мобильной связи временно отключить его мобильный номер от сети», и в течение часа, когда связи не было, они «получили доступ к его учетной записи на портале «Госуслуги» и скопировали его персональные данные», передает ТАСС.
Затем они сделали поддельную цифровую копию паспорта с личными сведениями потерпевшего и фотографией преступника, а после с этой «страницей паспорта» направили запросы на оформление кредитов в семи микрофинансовых компаниях и получили деньги.
Потерпевший узнал, что на его имя выданы кредиты после звонков сотрудников микрофинансовых компаний, которые требовали вернуть деньги с процентами.
«Заявитель зашел на «Госуслуги», чтобы запросить справки из бюро кредитных историй, где узнал о существовании долгов», – отметила Куровская.
В истории посещений были замечены чужие устройства, что говорило о взломе аккаунта. Эксперты Центра подготовили от имени потерпевшего заявления о недействительности договоров займа, которые отправили в МФО. Несколько организаций аннулировали мошеннические сделки и задолженность заявителя, две организации продолжают исполнять условия договора и начисляют проценты.
«Наши юристы составили и направили в суд иск к этим компаниям о признании договоров займа недействительными и взыскании морального вреда. Иск принят, судебное заседание состоится в январе», – добавила она.
Всего с сентября в Центр поступило 309 жалоб: «Обращаются граждане всех возрастов. Но, безусловно, самые беззащитные – люди старшего поколения, которые чаще всего становятся жертвами мошенников. Что, несомненно, отражает алчность и беспринципность преступников».
После получения персональных данных злоумышленники могут также звонить на мобильный, обращаться по имени пострадавшего и вводить в заблуждение, придумывая сценарии с «фатальными ситуациями» у близких родственников или попытками списания денежных средств с банковских счетов. По ее словам, преступники умело играют роль банковских работников или сотрудников МВД. Их поведение вызывает доверие, и гражданин добровольно, без каких-либо сомнений, перечисляет деньги на счет аферистов.
Как следует из публичного отчета Центра за 2021 год, 50% полученных обращений связаны с мошенничеством в цифровой среде с использованием персональных данных, в том числе с оформлением кредитных договоров без ведома заявителя, активацией «серых» сим-карт, фишингом и передаче паспортных данных неизвестным лицам.
В девяти из десяти случаев мошенники звонят, чтобы сообщить гражданам якобы об угрозе денежным средствам на счете или о совершении банковской операции от имени клиента, 10% жалоб – это утечка персональных данных при их обработке, 5% связаны с защитой чести, достоинства, деловой репутации в Сети, еще 5% – с неправомерной обработкой персональных данных несовершеннолетних, в том числе в образовательных учреждениях.
Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде начал работу в сентябре 2021 года. Это самостоятельное структурное подразделение федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр», подведомственного Роскомнадзору.
Ранее на портале «Госуслуг» обнаружили переход на сайты мошенников.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.