Зачем Китай закрывает свои заводы

 

Огромное режимное предприятие, целый город в городе. Десять тысяч рабочих, многие из которых приехали на завод с другого конца страны и работают на нём всю свою жизнь. Работают на совесть, так как государственный завод не только хорошо платит сотрудникам, но и выпускает очень важную продукцию — детали самолётов.

Проходит 30-40 лет, и завод постепенно приходит в упадок. Заказов становится меньше, устаревшее оборудование перестаёт справляться с вызовами времени. Сотрудников, отдавших заводу десятилетия напряжённого труда, вышвыривают на улицу, как котят, и те вынуждены жить чуть ли не впроголодь, хватаясь за любую случайную подработку. Предприятие долго барахтается, пытаясь производить гражданскую продукцию, но в итоге разросшийся мегаполис делает предложение, от которого владельцы завода не могут отказаться. Заводские цеха сносят, чтобы построить на их месте жилые кварталы для обеспеченных людей.

Речь идёт про завод 420 в китайском Чэнду. Вы, вероятно, ничего не слышали про этот город, а он большой. Во время строительства завода там жил миллион человек, а сейчас население города уже больше 20 миллионов. Понятно, что территория старого завода стала для города лакомым кусочком.

Формально это было не закрытие, а перенос — за городом построили новые, современные цеха. Однако в новых цехах уже не было места для 10 тысяч рабочих рук с низкой квалификацией, да и детали в новых цехах делали уже совсем другие. Фактически старый завод просто закрыли.

Конкретно про завод 420 в 2008 сняли фильм, псевдодокументальная драма. Называется «Сити 24», на торрентах есть, с русскими субтитрами. Фильм грустный, так как сама ситуация грустная. Был завод, и нет завода — как будто умерло огромное, любимое многими живое существо.

Вместе с тем у режиссёра был огромный выбор для места съёмок, так как заводы в Китае закрывают… повсеместно. Убыточные заводы никто не спасает — даже если они делают авионику или что-нибудь ещё нужное для страны. Их просто закрывают, как будто это ларьки с чехлами для мобильников или стойки по продаже сахарной ваты. Станки пускают на металлолом, ценные кадры отправляют на биржу труда. Не удивлюсь, если китайская оппозиция распространяет аналог российских агитлистовок: «Список заводов, убитых Ху Цзиньтао» или что-нибудь в этом духе.


Кажется, мы наблюдаем парадокс. Общеизвестно, что экономика Китая растёт, технологии развиваются, промышленность с каждым годом крепнет. С российскими-то заводами ура-патриотам всё ясно: предатели у власти умеют только нефть качать, заводы им не нужны. Но китайские закрытые заводы в эту схему не укладываются — особенно у коммунистов, которые до сих пор делают вид, будто в Китае социализм.

Разгадка проста. Регулярное и массовое закрытие предприятий — совершенно необходимое условие развития экономики. Так как если старые предприятия не закрываются, неизбежно набухают две проблемы:

1. Для новых предприятий, — более современных и эффективных, — не остаётся ни заказов, ни материалов, ни сотрудников.
2. Старые предприятия заболевают, обрастают балластом и начинают работать в убыток. Этот убыток приходится компенсировать государству.

Эти проблемы постепенно разъедают экономику страны, и в итоге убыточным становится всё государство целиком. А так как бесконечно работать в минус нельзя, через несколько десятилетий государству приходится выбирать один из двух сценариев балансировки:

1. Сценарий СССР, ужасы лихих девяностых. Резкий переход на рыночные рельсы, полная перезагрузка экономики, кровь и слёзы промышленности, жёсткий экономический дарвинизм.
2. Сценарий КНДР. Снижение уровня жизни населения до уровня, на котором дешёвый труд позволит сводить концы с концами даже самым отсталым и неэффективным предприятиям.

Ни Китай, ни современную Россию такие сценарии не устраивают. Поэтому наши государства не спешат вваливать бюджетные деньги в каждый старый завод. Кое-каким заводам помогают, но только точечно — там, где для убытков есть объективные причины, которые можно вручную устранить. Например, если завод попал под санкции, и ему нужны ресурсы на импортозамещение. Если же завод стал убыточным из-за плохого управления или из-за того, что его продукцию мало кто готов покупать, заводу позволяют спокойно закрыться. Это грустно, но альтернативу я обрисовал выше — или сценарий СССР, или сценарий КНДР.

К сожалению, как верно заметил Гегель, история учит человека тому, что человек ничему не учится из истории. Прямо сейчас наши ошибки повторяют США. Они одновременно и поддерживают убыточные зомби-компании при помощи нулевой ставки, и пытаются опустить уровень жизни американцев до той точки, когда американские заводы снова станут конкурентоспособными. В кризис 2008 года власти США не нашли достаточно смелости, чтобы позволить банкротам разориться. Теперь приходит неизбежная расплата, и исторический опыт подсказывает, что лёгким наказание не будет. Чем сильнее вы оттягиваете резинку от трусов, тем больнее в итоге она бьёт вас по животу.

Олег Макаренко

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.