Явление нового гегемона

 

Директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин сделал программное, я бы сказал, мировоззренческое заявление на международном круглом столе «Создатель новой России», приуроченном к 350-летию со дня рождения Петра I: «Россия не может согласиться на второстепенную роль в международных делах и не имеет права отказаться от своей ответственности за судьбу мира».

Денацификация и демилитаризация Украины, говорите? Это мелочь, это только начало. Тут замах на денацификацию и демилитаризацию всего мира. Или все вместе живем дружно, никто никому не угрожает, или Западу мало не покажется. Иначе не получится. Вот такой вызов брошен Соединенным Штатам.

Тут вот что важно. Россия — единственная страна, которая не только хочет, но и может дать по зубам гегемону. Китай — могучая экономическая держава, и с ней американцы, безусловно, еще будут разбираться. Но воевать Поднебесная не будет и не хочет, ибо война даже за Тайвань вредит бизнесу. Бизнес для Китая важнее. Можно подождать лет сто или пятьсот, и остров тихо и мирно вернется под длань Пекина.

Ради бизнеса, ради спокойствия внутри империи Китай не воевал никогда — ни во времена гуннов, ни во времена монголов, ни в XIX веке, когда был унижен Западом и на долгие 150 лет превратился в колонию. Другой менталитет, совсем не воинственная нация в общепринятом, европейском смысле. Для него все народы, живущие на земле — это его вассалы, даже если они об этом не знают. Именно поэтому любую попытку его завоевать он всегда воспринимал как бунт подданных. И даже если вожди варваров иногда занимали императорский трон, сути дела это не меняет — свои люди.


Другое дело, что американцам очень бы хотелось войны Китая за собственный остров, который даже в Вашингтоне признают китайским. И они делают все чтобы ее спровоцировать. Я даже допускаю, что им удастся организовать локальный конфликт, в который гегемон, как обычно, начнет подкидывать дрова, чтобы война развернулась на весь азиатский юго-восток. В этом американцы мастера.

Но такой вариант совсем не характерен для Китая. Война ему не нужна, он всегда избегал вооруженной борьбы за что бы то ни было, даже за собственную независимость. И за века, за тысячелетия в ханьском социальном характере и взгляде на окружающую среду почти ничего не изменилось. Тайваньцы — подданные Китая. Как и американцы. Просто заокеанские варвары слишком разбогатели и потому вышли из-под контроля.

Поэтому когда кто-то говорит, что Китай представляет для США бо́льшую угрозу, чем мы, это далеко не вся правда. А может, вообще не правда. В отличие от нас, китайцы не будут сопротивляться даже прямой военной экспансии, и американцы отдают в этом отчет. Более того, Китай вряд ли захочет и сможет возглавить крестовый поход против нынешнего гегемона. С чего бы? Надо договариваться. Не удастся сегодня, так через десять лет, не через десять, так через пятьдесят.

Он вообще горячий сторонник глобализации, ибо глобализация — это суть Поднебесной, которую она пронесла через всю свою историю, и только в XXI веке у имперской идеи появились осязаемые черты. Сегодня власть Пекина — разумеется, экономическая — распространилась на все континенты. Наступила эпоха могущества, можно сказать, мирового господства над всеми варварами одновременно, заслуженного за пять тысяч лет терпеливого ожидания.

Если не вникать в особенности китайского мироощущения, то можно сказать, что это просто неагрессивная страна, которая всегда будет избегать военного противостояния. всегда будет отступать, уворачиваться и даже проигрывать войны, потому что никуда не спешит. И воспринимает любое нашествие неразумных, далеких от настоящей цивилизации народов, будь то монголы, манчжуры, японцы или англичане как временное явление. Даже если оккупация (в западном, но не в китайском смысле) тянется веками.

Если же рассуждать в общепринятых терминах, как бы прочертить знакомые нам координаты, то можно уверенно сказать, что такое государство, хотим мы того или нет, возглавить тотальное сопротивление Западу никак не может. Конкурировать и побеждать экономически, стать привлекательной страной для варваров — всегда пожалуйста, в чем весь мир уже убедился, наблюдая за ростом могущества КНР последние 40–50 лет. Но никакой военной опасности Китай для мира не представляет. А ведь только сила, только решимость применить оружие против распоясавшихся, агрессивных наглецов из США и примкнувших к ним европейских стран способна их если не остановить, то хотя бы задержать перед пересечением твоей границы.

Мы — другие. Мы понимаем, чего хочет Запад, как он устроен и чего добивается. Знаем, что наши и его цели не совпадают, всегда ждем подлости и коварства и чаще всего дожидаемся. В отличие от Китая Россия не только не признаёт гегемонию Соединенных Штатов, но и готова отстаивать свой суверенитет с оружием в руках. Очень высокоточным и разрушительным.

Недавно я рассказывал о статье Сильвио Берлускони, который заметил, что Запад оказался в изоляции после начала российской спецоперации на Украине. Никто, ни одна страна не встала под его знамена. И это уже не робкий звоночек, а царь-колокол, который гулко разносится над Европой и Америкой.

Его услышали многие. На днях с программным материалом выступила вполне системная, всеми своими страницами поддерживающая американское лидерство французская газета Le Monde. Она тоже признала, что попытки стран Запада «единым фронтом» превратить Россию в изгоя из-за ситуации на Украине привели к тому, что сами эти государства оказались в одиночестве. Вновь обретенное единство в противостоянии России обернулось вполне реальным одиночеством, которое со временем лишь продолжает усиливаться. «От Африки до Азии и Латинской Америки расширяется лагерь стран, которые не хотят выбирать между Западом и Россией», — подчеркнул автор статьи. Даже некоторые союзники США — Саудовская Аравия, ОАЭ и Израиль — отвергают призывы ввести санкции против России.

Произошло неожиданное: неприсоединившиеся к санкциям страны постепенно, шаг за шагом формируют антиамериканский союз, вставая за нашей спиной. Не за китайской, заметьте, — по тем причинам, о которых я сказал выше. Китай не может их защитить — он готов помочь стать богаче. Но чего стоят твои честно заработанные деньги, если в любой момент их может отнять ковбой с кольтом наперевес?

Даже сами китайцы на своих форумах обсуждают смелость России, бросившей вызов гегемону, всячески нас поддерживают и высмеивают Украину, как рассказывал наш известный китаист, директор Института стран Азии и Африки Алексей Маслов. Они завидуют нашей решимости и готовности вступить в войну с самым сильным врагом на планете. В их системе координат так действовать не принято, робость, как сказали бы мы, впитывается с молоком матери. Россией они восхищены.

Если я правильно понимаю Сергея Нарышкина, речь идет не только и не столько о реальной войне с Западом. Мы рассчитываем победить его идеологически, предлагаем незападному миру новую, справедливую концепцию мироустройства, в которой права каждого государства будут защищены. Защищены нами, новым гегемоном. Ведь, как сказал директор СВР, Россия не имеет права отказаться от своей ответственности за судьбу мира.

В ЕС и США такие речи ох как не нравятся. Привычка делить мир на своих и чужих, на отсталые и цивилизованные нации, на господ и нищих еще долго не будет давать им покоя. Россия предлагает распределить права и обязанности по справедливости, избавиться от колониального мышления раз и навсегда. А Запад не желает смириться с тем, что у него отнимают привилегии, которыми он обладал последние пятьсот лет.

Но что он может нам сделать?

Павел Шипилин

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.