Западная электроника в сердце российской военной машины
Российское оружие, особенно последнего поколения, находится под пристальным наблюдением западных разведок, но есть на Западе организации и открытые, которые занимаются оценкой военного потенциала России и его отдельных компонентов, публикуя результаты своих исследований в открытых источниках. Например, Стокгольмский международный институт исследований проблем мира – SIPRI (Stockholm International Peace Research Institute). Или Международный институт стратегических исследований – IISS (International Institute for Strategic Studies), размещающийся в Лондоне. Там же, в Лондоне, находится и Королевский объединённый институт оборонных исследований (Royal United Services Institute for Defence and Security Studies – RUSI).
RUSI – аббревиатура того названия, которое институт имел ранее (Royal United Services Institution). На сайте RUSI сообщается, что данный институт является самой старой в мире неправительственной организацией, которая занимается независимыми исследованиями в области вооружений в разных странах мира. Учрежден RUSI был в 1831 году. Является ли он действительно независимой организацией – большой вопрос. Некоторые эксперты предполагают, что институт связан с британской разведкой, которая использует RUSI как свою легальную крышу. На такую версию наводит то обстоятельство, что RUSI уделяет непропорционально большое внимание одной стране – России, которая является для Великобритании главным противником. На втором месте в фокусе внимания RUSI – Китай.
Размещаемые на сайте отчёты об исследованиях и обзоры институт старается подавать в максимально объективном виде. Впрочем, некоторые эксперты считают, что RUSI порой сгущает краски, когда оценивает военные возможности России, Китая и других реальных и потенциальных противников Великобритании. Они полагают, что таким образом RUSI оказывает давление на британское правительство.
Например, в 2016 году группа экспертов RUSI под руководством профессора Бирмингемского университета Джулиана Купера (Julian Cooper) подготовила 60-страничный доклад о военном потенциале России If War Comes Tomorrow. How Russia Prepares for Possible Armed Aggression («Если завтра война. Как Россия готовится к возможной вооруженной агрессии»).
Между прочим, перед появлением этого доклада произошла утечка информации из секретного отчёта, который был подготовлен под руководством главнокомандующего британской армией Ника Картера (Nicholas Patrick Carter). Согласно этой информации, российское вооружение, в том числе ракетные установки и системы ПВО, превосходит британские аналоги.
«Поскольку экономика в России начала стабилизироваться, в стране увеличился интерес к этой теме — мобилизация в РФ получила государственный приоритет, — говорится в этом докладе RUSI. — Россия начала уделять повышенное внимание обороне со времён вооружённого конфликта в Южной Осетии, а затем после обострения отношений с США и ЕС из-за присоединения Крыма к РФ». Вывод следующий: обновлённая система мобилизации означает, что теперь в случае войны Россия «более готова к ней», чем когда-либо.
А вот исследование RUSI 2019 года, значительная часть которого посвящена оценке российской артиллерии. The Future of Fires. Maximising the UK’s Tactical and Operational Firepower (Будущее огнестрельного оружия. Максимизация тактической и оперативной огневой мощи Великобритании). Уже во введении отмечается: британские артиллерийские подразделения существенно уступают российским и не выстоят в прямом противостоянии между Россией и Британией в составе НАТО. Автор доклада Джэк Вотлинг (Jack Watling) призывает Лондон задуматься о модернизации и наращивании этих сил. Великобритания столкнулась с критической нехваткой артиллерии после окончания холодной войны, так как Россию в Европе перестали воспринимать как угрозу.
Британское министерство обороны чрезмерно увлеклось наращиванием военно-воздушных сил, ослабив внимание к наземным видам оружия, включая бронетехнику и артиллерию. Согласно докладу, состав российских артиллерийских подразделений мотострелковых бригад включает в себя 81 орудие, в том числе 152-мм и 203-мм самоходные гаубицы и 300-мм реактивные системы залпового огня (РСЗО). В то же время британская армия может похвастаться только двумя полками из 24 самоходных 155-мм гаубиц AS90. Кроме того, их дальность составляет всего 85 км в сравнении с 120 км у российских орудий.
В докладе акцентируется внимание на том, что Москва полностью осведомлена о слабости артиллерии и других наземных вооруженных сил Великобритании, и это будет подвигать её на то, чтобы начать открытый конфликт с Лондоном.
27 апреля сего года было обнародовано исследование RUSI, содержащее оценку российской бронетехники. Technical Reflections on Russia’s Armoured Fighting Vehicles (Технические размышления о русских боевых бронированных машинах). Это исследование базируется на изучении реальных боевых действий на Украине, начавшихся 24 февраля. В нём много технических деталей, которые, наверное, будут интересны инженерам и военным. Я же хочу выразить общее ощущение, возникающее после ознакомления с материалом: несмотря на некоторые отдельные недостатки российской бронетехники, достоинств у нее гораздо больше. Также отмечено, что военные действия на Украине лишь подтвердили оценки российской бронетехники, которые делались экспертами RUSI ранее.
И вот последнее исследование RUSI по военной технике РФ, появившееся в августе 2022 года. Оно базируется на изучении образцов российской техники, участвующих в военных действиях на Украине. Его название Silicon Lifeline: Western Electronics at the Heart of Russia’s War Machine (Кремниевый спасательный круг: западная электроника в сердце российской военной машины). Исследование отличается от всех предыдущих тем, что в нем внимание акцентируется не на сильных, а слабых сторонах российской военной техники.
Исследование проведено пятью экспертами RUSI, которые провели на Украине несколько месяцев. За это время они изучили 27 образцов самого современного российского оружия, захваченного, сбитого или оставленного российскими войсками. Внимание экспертов, занимавшихся разборкой российского оружия, было сфокусировано на выявлении деталей, компонентов, узлов нероссийского происхождения. Всего в новейшей российской технике выявлено более 450 импортных компонентов, в первую очередь из США, но также из Японии, Тайваня, Кореи и европейских стран. Преимущественно речь идет о микроэлектронике (микрочипах), хотя обнаружены также импортные неэлектронные компоненты. Мельком авторы еще раз констатируют, что большинство из 27 видов оружия по своим тактико-техническим характеристикам не уступает или превосходит западные аналоги. Однако у всех есть ахиллесова пята в виде импортных компонентов.
Все технические системы вооруженных сил России на Украине действуют слаженно, как механизм швейцарских часов. Вот пример: сначала российский беспилотник «Орлан-10» ищет цель для удара, затем он передаёт координаты этой цели с помощью комплекса радиосвязи «Акведук» и наконец ракетная система залпового огня «Торнадо-С» выпускает ракеты по цели.
И вот эксперты RUSI сообщают: в «Орлане-10» обнаружен японский двигатель, система управления на базе микроконтроллера швейцарской компании и карданный подвес для камеры с американским оборудованием. В комплексе «Акведук» обнаружено более 10 иностранных компонентов. А важные элементы навигации ракеты 9М549, которую запускают из «Торнадо-С», имеют американское происхождение.
Изучение танка Т-90М и тяжелой огнеметной системы «Солнцепёк» показали, что доля импортных электронных комплектующих достигает 15%. Кроме того, на танке используются оптические системы французского производства.
А вот хорошо себя показавшие на Украине российские крылатые ракеты 9М727 и X-101. Эксперты RUSI обнаружили в каждой из них более 30 комплектующих американского происхождения. В целом из 450 иностранных компонентов, обнаруженных в российском оружии, 70% являются продукцией американских компаний. На продукцию, произведённую американскими компаниями Analog Devices и Texas Instruments, приходится почти четверть всех иностранных компонентов российского оружия.
Могут ли российские оборонщики оперативно заменить иностранные комплектующие на отечественные аналоги? Эксперты RUSI считают, что нет. Они ссылаются на существующий в российском ОПК порядок: министерство обороны как заказчик продукции ОПК даёт разрешение на использование иностранных компонентов лишь в том случае, если исполнитель заказа сумеет доказать факт полного отсутствия российского аналога.
Большая часть запретов на поставку комплектующих в Россию была введена Вашингтоном и его союзниками еще в 2014 году, когда начались первые санкции против нашей страны. Уже тогда более 80 типов микрочипов западного производства подпадали под экспортный контроль США. Резкое ужесточение санкций произошло после 24 февраля 2022 года. Возникает вопрос: каким образом американские и иные иностранные компоненты попадают в Россию?
Во-первых, некоторые комплектующие до сих пор попадают в Россию вполне легально, так как они являются товарами двойного назначения, например микросхемы, которые можно использовать как в оружии, так и в бытовой технике (примерно 20% обнаруженных экспертами RUSI импортных компонентов являются продукцией двойного назначения).
Во-вторых, импорт запрещённых компонентов совершался в обход запретов с использованием многочисленных «серых» схем.
В-третьих, те компоненты (скажем, микрочипы), которые не были запрещены до 24 февраля, Россией, готовившейся к СВО, активно закупались с целью создания запасов на будущее.
В докладе RUSI отмечается, что несмотря на то, что буквально 24 февраля большинство высокотехнологичных компаний коллективного Запада объявили о прекращении поставок компонентов, поставки все-таки продолжались. По данным RUSI, с 24 февраля до конца мая в Россию было поставлено более 15 тысяч партий западных электронных компонентов. Ряд производителей объяснили это тем, что часть их продукции уже была в пути на момент начала военных действий. Другие сказали, что это были внутренние поставки компании. Так, американская корпорация Intel призналась, что такие «внутренние» поставки продолжались до апреля.
После публикации доклада RUSI некоторые американские компании, фигурирующие в документе, заявили, что начали свои расследования. Analog Devices заявила, что компания закрыла свой бизнес в России и поручила дистрибьюторам прекратить поставки. В Texas Instruments сообщили, что соблюдают все законы стран, в которых они работают, а компоненты, обнаруженные в российском оружии, относятся к продукции двойного назначения. Intel заявила, что «не поддерживает и не допускает использования своих продуктов для нарушения прав человека». Infineon выразила «глубокую обеспокоенность» по проводу того, что ее продукты используются в целях, для которых они не предназначены. AMD заявила, что строго исполняет все законы об экспортном контроле.
Каков же окончательный вывод британского доклада? Российскую оборонку надо задушить путём перекрытия лазеек для получения ею иностранных компонентов. Коллективному Западу рекомендуется: 1) ужесточить экспортный контроль в своих странах и юрисдикциях; 2) наладить сотрудничество на международном уровне для выявления и закрытия российской сети теневых закупок; 3) препятствовать производству необходимой микроэлектроники в государствах, которые поддерживают Россию; 4) не поощрять третьи страны и юрисдикции в содействии реэкспорту или передаче санкционных товаров в Россию.
Что ж, России и дружественным ей странам также надо принять во внимание последний доклад RUSI и сделать выводы.
Валентин Катасонов, ученый-экономист, преподаватель, публицист, профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.